Простите, Алексей, что-то никак не получается допеисать. Из-за болезни проблема с глазами - дольше нескольких минут не могу смотреть в монитор, поэтому положу пока в недописанном виде, а то прогулка совсем уж прокиснет, уж больше месяца ей. А потом постепенно допишу. Надеюсь
Я решила обозначить на карте примерную территорию прогулок. Лично для меня первые три года жизни в Москве город "распадался" на отдельные куски.
Так вот, синим обозначена территория прогулки по Китай-городу (
http://rat-a-tat-cat.livejournal.com/12999.html,
http://rat-a-tat-cat.livejournal.com/13062.html), а зеленым - та, которую буду сейчас пересказывать - по Хитровке и боброведческой мекке Ивановской горке.
Погда для прогулки была наизамечтальнейшая - под ногами лужи, а сверху мокрый снег с дождем. Так что Вам повезло, что посмотрите на неё на мониторе)
Неплохо было бы начать от средца Хитровки - воспетой Гиляровском Хитровской плошади, но я все же оставлю маршрут таким, как шла - от метро Китай-город. А идти нужно по Солянскому проезду к улице с прекраснейшим названием Солянка. Любите ли Вы солянку так, как люблю её я? Наверняка нет, ну да ладно. Всё равно улица названа вовсе не в её часть, а потому, что в XVII веке здесь был устроен огромный соляной двор, где хранилась ценная соль. В начале XX века комплекс был снесен,и на его месте построен дом купеческого общества.
Первые этажи с большими витринными окнами предназначались для размещения магазинов, верхние этажи - для квартир.
Под зданиями были устроены двухуровневые подвалы-склады (старые соляные подвалы были при этом полностью вырыты). Для удобства подвоза и хранения товаров в подвалах были предусмотрены широкие подземные проезды для гужевого и автомобильного транспорта, устроена система вентиляции, вдоль стен домов располагались световые окна из стеклянной плитки для естественного освещения.
Напомню, снизу они выглядели примерно так (пока все фотографии не мои)
призмы усиливали падающий свет и позволяли днем обходиться без искусственного освещения.
Если Вы смотрели фильм "Через тернии к звездам", то видели эти подвалы - они исполняли роль гибнущей планеты Дессы.
Ну а мы идем дальше. Главная архитектурная доминанта этого места - церковь рождества пресвятой Богородицы на Кулишках, стоящая на стрелке улицы Солянки и Подколокольного переулка, в который мы затем и свернем.
Уже в 16 веке на этом месте стояла деревянная церковь, поставленная в память русским воинам, павшим в Куликовской битве. Теперешний храм построен в самом начале 19 века.
Это старая фотография, а сейчас перед церковью установлен памятник погибшим при захвате школы в Беслане авторства Зураба нашего Церетели.
Установлен он именно здесь, потому что в 1996 году храм был передан осетинской общине и относится к Аланскому подворью, богослужения тут ведутся на русском и осетинском языках.
А в названии церкви остался отголосок древнего названия этой местности - Кулишки (слышади же выражение "у чёрта на куличках"?). Кулижки значили не то влажное, болотистое место, не то сенокосный луг на берегу реки.
Справа от церкви, от Солянки и до москорецкой набережной с 1760 года по инициативе Бецкого (фамилия которого явно намекает на то, что проблемы незаконнорожденных детей были ему близки) находилась территория, занятая постройками воспитательного дома - заведения, где подкидышам давали не только кров, но и образование и профессию. Известный промышленник П. А. Демидов открыл первое коммерческое учебное заведение - Демидовское купеческое училище. Дети 7-11 лет обучались чтению, письму, рисованию и ремеслам. С 1774 воспитанников стали отдавать в город для обучения на фабриках и мастерских, а в самом Воспитательном доме были организованы столярные, слесарные и др. мастерские. Часть воспитанников отправлялась в деревню. Питомцы Воспитательного дома получали чаще всего низшее, иногда - среднее образование. Для последних были организованы т. н. «классические классы», готовившие к поступлению в Московский университет. Их процент среди студентов был традиционно довольно высоким, причем некоторые из них стали впоследствии профессорами самого университета. Для девочек были организованы повивальный институт и «французские классы», которые готовили акушерок и гувернанток.
Сейчас от ансамбля, выходившего на Солянку остались лишь пара украшавших одни из ворот скульптур авторства Витали - милосердие и воспитание (вот теперь начались мои унылые фотографии).
и здание Опекунского совета, который управлял не только этим воспитательным домом, но и всеми подобными заведениями на территории империи.
построен он был после наполеоновского нашествия в 1826 году по проекту Доменико Жилярди и считается одним из лучших московских образцов ампира.
Накануне наполеоновского нашествия в Воспитательном доме было почти 10000 детей, большинство которых вывезено не было тем более что московский главнокомандующий граф Федор Васильевич Ростопчин уверял в своих «афишках» москвичей, что Наполеона в Москве не будет. А когда он пришел, директор дома - генерал-майора И. А. Тутолмина, приложил все усилия, чтобы уберечь своих воспитанников и само здание от разграбления. Он добился аудиенции у Наполеона, и от ответил ему согласием (ну и заодно разместил во многих корпусах раненых французов) и попросил написать генерала письмо Александру I со словами, что сам он желает только мира. Впрочем, генерал об этом не упомянул не то что в письме, а даже и в послевоенном рапорте. А императрица Мария Федоровна, в свою очередь, велела не упоминать, что детям, поступавшим в приют в тот период, давались фамилии, производные от имен наполеоновских маршалов. Так что, если вдруг вам повстречается какой-нибудь товарищ Наполеонов, возможно, его предки были не сумасшедшими, а брошенными сиротами.
Оставляя Москву Наполеон поручил Тутомлину заботу о 3000 раненых французов, но условий для лечения и содержания их не было, так что выжило из них не более 1000.
Ну а мы по Солянке не пойдем, а свернем в Подколокольный переулок, что по левой стороне церкви.
Шестьсот лет назад тут, на Кулишках, зеленели заливные луга, а на холме высился густой лес (хотя, может, было и болото - но стал бы тогда тут строиться царь?). Так вот, лес, луга, птички, черти. Название Кулижки, скорее всего, означает лес, оставшийся после вырубки, скорее всего здесь с глубокой девности была расположена небольшая деревня. В XV веке на Кулишках Василий III построил свой основной летний как подруга дворец. С тех пор среди московской знати было популярным строить дома на это холме. Эта одна из территорий, входивших в состав Белого города
Свернем ненадолго в Подкопаевский переулок. Это дом, в котором родился и сейчас живет (когда бывает в России) писатель Борис Акунин
а напротив дома расположен древняя церковь Николая Чудотворца в Подкопаях.
Впервые о ней упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле. Существующий четверик храма датируетс 1550 годом, но, разумеется, его многократно надстраивал и застраивали.
Скорее всего, название Подкопаи связано с каким-нибудь щедрым жертвователям на очередное обновление по фамилии Подкопаев, хотя есть и более романтичные версии, связанные с подкопами - воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и насмерть. Или еще краше
- Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.
Ну а теперь вернемся обратно и практически сразу окажемся на Хитровской площади, столь красочно описанной Гиляровским.
Казалось бы, но нет. Стремительным домкратом мы промчимся мимо до Яузского бульвара, чтобы припасть в некотором роде к истокам.
Там, в конце подколокльного переулка, стоит сейчас "Дом со скульптурами" архитектора И.А.Голосова, строившийся с 1936 по 1941 год. В телефон он не влез, поэтому вставлю кадр из фильма "Покровские ворота"
ну и просто чья-то фотография
со стороны двора четче видно, как за время постройки дома менялся в соответствии с линией партии его стиль - от конструктивизма до помпезного сталинского ампира.
В советское время здесь жили вместе со своими семьями иностранные слушатели Военно-инженерной академии им. Куйбышева, расположенной неподалёку. Академия готовила военных инженеров не только для Родины, но и для братских социалистических стран, а также для государств, шедших тогда по курсу социализма. Болгары, поляки, венгры, чехи, немцы из ГДР, корейцы из КНДР, монголы, кубинцы, негры из экзотических африканских стран и подданные многих других государств... Естественно, в Советском Союзе тянуло на всё заграничное и поэтому мальчишки из близлежащих дворов частенько ошивались здесь. В школе рядом училось немало детей, у которых отцы совершенствовались в "Куйбышевке".
Когда соцлагерь распался, иностранных специалистов в Академии стали готовить гораздо меньше, дом заселили "нашими" и теперь это самый обычное жилое здание. Да, главный московский стиляга Сюткин вырос именно в нем.
А во дворе этого дома стоит дом генерала Хитрово.
еще в 17 веке здесь находился двор стольника Головина, затем усадьба неоднокраатно меняла владельцев, а в 1822 году усадьбу купил генерал-майор Николай Захарович Хитрово и основательно перестроил её в модном стиле ампир.
Николай Захарович был женат на Анне Михайловне Голенищевой-Кутузове, дочери М.И. Кутузова. Вместе они образовали гармоничсную пару весьма недалеких и неудачливых людей. Анна Михайловна настолько любила вскрывать тренды разносить сплетни, что её ласково звали "несносной вестовщицей". А еще она очень любила спонтанные покупки, и после смерти мужа полностью истратила его состояние, жила у родственников, и, хзотя и получала "кутузовский пансион" в 17 тысяч рублей, вечно нуждалась, попрошайничала у подружек и иностранных послов, в результате чего ей было отказано от двора и рекомендовано вернуться в Пензу уехать куда-нибудь в провинцию.
Сам генерал-майор был щедрым благотворителем, хорошим краеведом и даже почетным членом Московского университета и только вот с генеральством не задалось. В 1812 году был обвинен по делу Сперанского в шпионаже в пользу Наполеона и сослан сначала в Вятку, а потом в свое имение в Тарусе. Так что всю Отечественную войну он был в опале и прощен в 1813 году в честь заслуг тестя, тогда же получил разрешение вернуться в Москву.
Практически все вокруг свежекупленной усадьбы было выжжено, и Николац Захарович решил для всеобщего блага обустроить в своих владениях плошадь с торговыми рядами с подворьем для торговцев мясного и зеленного рынка на одной стороне, а на других для благовидности обустроить "полисады".
После его смерти в 1827 и усадьба, и ряды перешли к другим владельцам и те уже застроили торговыми рядами Хитровку (так площадь стали называть по фамилии её создателя) окончательно.
Сама же усадьба после смерти в 1851 году её последней владелицы, Екатерины Дмитриевны Орловой, перешла Московскому попечительству о бедных Императорского Человеколюбивого общества. В Доме была устроена Орловская лечебница для бедных. после революции ткт Клара Цеткин организовала фельдшерскую школу. Сейчас в доме находится Медицинское училище им. Клары Цеткин.
Вход в него с заднего двора и там восстановлен вид усадьбы до кардинальной переделки Хитрово.
Ну а теперь таки вернемся на Хитровскую площадь. После реконструкции, в ходе которой был снесен техникум, построенный в 20-е, площадь стала опять похоже на площадь.
Возможно, не лучшее решение, но альтернативой был торговый центр.
А в 19 веке площадь выглядела примерно так
В 1860-е годы, после отмены крепостного права, Хитровская площадь стала своеобразной "биржей труда" сезонных рабочих. П.Сытин пишет: "Некоторым удавалось через рынок получить постоянное место; чаще устраивались на поденщину, а многие вовсе оставались без всякого заработка. В невольном бездействии они бродили или валялись летом на пыльной мостовой, осенью и в зимнюю стужу, не имея тёплой одежды, днём дрожали от холода, а ночью укрывались в душных и мрачных ночлежках. Некоторые нищенством по окрестным переулкам добывали себе насущный хлеб и меднй пятак на ночлег.
Для сотен безработных, не имевших в Москве никакого пристанища, полуголодное, бесприютное пребывание на Хитровом рынке становилось роковым.
Площадь окружали каменные дома с ночлежками. Ночлежных домов здесь было четыре. Самым отвратительным был дом Кулакова... Он состоял из нескольких каменных корпусов; в нём было 64 ночлежных квартиры на 767 мест, а ночевало ежедневно не менее 3 тысяч человек. Люди спали, где только могли: под нарами, в проходах и т.д. В остальных трёх ночлежных домах преобладали мелкие мастерские , жили торговцы вразнос и тому подобные люди с постоянным занятием. Но кулаковский дом населяли самые низшие слои Хитрова рынка. Здесь было много таких людей, которые промышляли тёмными делами. Обычным явлением было пьянство и открытый разврат. Можно сказать, что все занятия ночлежников имели целью добыть деньги на водку. Особенно интересна была профессия у десяти-двенадцати опустившихся интеллигентов. Сидя на нарах или стоя на коленях, они переписывали роли для актёров. "Хитровка" тем и привлекала их, что здесь можно было оставаться и днём, тогда как городские ночлежные дома утром выставляли ночлежников для проветривания помещения. Каждый переписчик зарабатывал в день 40-50 копеек и вечером их пропивал. Никто из них не мог собрать денег на одежду, и потому все они ходили в лохмотьях. Отправляя одного за получением заказа или с переписынными ролями, они наряжали его во всё лучшее, что имелось у всех, а сами сидели часто без самой необходимой одежды. В других домах Хитровки плели корзиночки для детских игр, завёртывали в бумажки дешёвые карамели и т.п."
Здесь под конец жизни обитал известный живописец Алексей Кондратьевич Саврасов, автор картины "Грачи прилетели" и многих других великолепных пейзажей. В последние 15-20 лет жизни он тяжело болел, уже не появлялся на выставках, ютился в грязи и нищете и за бутылку водки, стоившую в те времена 25 копеек, писал для "Сухаревки" - московского воскресного рынка - на скорую руку, по памяти, пейзажи, подписывая их "А.С." Зимой он в старой рваной бабьей кацавейке, в худых опорках, подвязанных верёвкой и в чёрной, похожей на воронье гнездо, шляпе подходил к прохожим и тихо говорил: "Подайте опохмелиться академику живописи"...
Трущобы Хитровки были приютом не только пропойц, неудачников, "лишних людей", но и воров, уголовников. Тот же Сытин пишет: "Из старожилов рынка всегда находились опытные субъекты, которые умели научить новичков, как произвести кражу, как ускользнуть от полиции, кому немедленно сбыть краденое и т.п. От краж переходили к грабежу. Ссоры и драки в трактирах, случалось, оканчивались убийствами. Даже человек, обладавший сильной волей, оказавшись в этой атмосфере, терял моральное равновесие".
Под предводительством Дяди Гиляя, который очень красочно и подробно описал Хитровку, в 1902 г. сюда приходили К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко и художник В.А.Симов, ставившие во МХАТе "На дне" М.Горького. Они хотели познакомиться с прообразами персонажей, которых им предстояло изобразить.
Впрочем, не исключено и художественное преувеличение Гиляровского и Сытина, но совершенног определенно, что из некогда респектабельного места Хитровка превратилась в место опасное, владельцы усадеб срочно продавали их под ночлежки или торговые ряды и переезжали в места поспокойнее.
Ну а мы пока спокойно пройдемся по периметру площади.
Сейчас от торговых рядов, окружавших площадь, ничего не осталось - после революции была проведена массовая расчистка и перестройка района. Но многие бывшие ночлежки уцелели, вот как раз парочка их.
А. Можаев: "В былые времена здесь обреталась публика по здешним понятиям неказистая - нищие да бездомники. Центром их общественной жизни был трактир "Пересыльный". Более авторитетные воры, мастера-карманники и крупные скупщики краденого собирались в "Сибири". Оба этих заведения находились в доме №12 по Подколокольному переулку, в первом этаже, вход с улицы".
Сейчас здания известны своими таинственными ворота, особо творческие люди считают их основным депо тайного метро-2.
табличка "отдел по ремонту токоприемников" никого же не разубедит, верно?)
Дальше по курсу должен был бы быть знаменитый дом-утюг, но он был снесен в 20-е. И вместо него построен другой дом-утюг) Повыше остальных)
между двумя домами справа стояла будка городовых Рудникова и Лохматкина - эти двое умудрялись держать в страхе и повиновении всех обитателей Хитровки.
следующая постройка в данный момент самая колоритная на площади)
Это дом мадам Ярошенко, в котором располагался трактир с многообещающим названием "Каторга". Гиляровский писал о нем: "Каторга - притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых".
Это один из немногих московских дворов, в который еще можно беспрепятственно войти, если повезет, ворота иногда (тсссссс!) не заперты.
Внутри атмосфэээра еще колоритней, чем снаружи, тем не менее, это едва ли не последний обитаемых домов в этой части Хитровки - все остальные уже стоят пустые.
Художник, выкупивший нижний этаж под мастерскую, проводит своими силами реставрацию (весьма спорную, порой, к сожалению). Вот достаточно недавно была расчищена кладка палат XVII века с сохранившимися изразцами.
тут видны ворота, через которые мы вошли
А вот тут, чуть глубже во дворе, видно, что не всегда действия владельца во благо - прежде вместо этого растесанного пару лет назад окна была "правильная" узкая бойница. Потому что еду нужно охранять всегда!
И сто лет назад в этом доме обитала интеллигенция, пусть и с местной спецификой - здесь, в "писучей" квартире №27 (нумерация давно изменилась, так что точное ее местоположение также неведомо), проживали переписчики, спившиеся дворяне и литераторы. Именно сюда приходили Станиславский и Немирович-Данченко, готовясь к первой постановке "На дне". Этот дом, самый старый в округе, когда-то был богатой барской усадьбой. Вдоль заднего фасада тянется галерея на кирпичных столбах - непременная принадлежность доходного дома второй половины XIX века, с отдельным входом в каждую квартиру. Сейчас таких "домов с галдарейками" остались единицы.
-------------------------
Дворик этот замкнутый и попасть в него можно только через те ворота.
Вид из него на церковь в подкопаеве
и прочую эстетику ебеней