Оригинал взят у
irinadvorkina в
«Кавказский словарь: Земля и люди» Статья для журнала «Деко».
Фотографий показываю больше (как обычно), но это всего лишь 2 % от того, что можно было увидеть в музейных залах.
Выставка проходила в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» с 20 июня по 14 октября 2012 г. Она была построена необычно - по принципу энциклопедического словаря, где рядом с поясняющими текстами мы видим иллюстрации к ним - бытовые предметы, произведения искусства и ремёсел, археологические находки, кинохронику, художественные фильмы. Масштабная выставка включала 1430 редких экспонатов, некоторые из них были показаны впервые. Именно комплексность выставки придавала ей особую ценность.
Страница, посвященная выставке на сайте музея. Одежда, вязаная с узорами обувь, головные уборы народов Кавказа
Кавказ - фантастическое место! Горы со снежными вершинами, окруженные тремя морями. Полоска суши, разделяющая Европу и Азию, которая привлекала внимание многих завоевателей. Были ли времена, когда здесь царили мир и покой? Местами из-под земли вырывается пламя - прообраз ада и здесь же, как утверждают, размещался рай. На небольшой территории жило и живет больше 50 этнических групп. Звучат более 50 языков. Свыше 40 из них - кавказские (в Грузии, Дагестане, Чечне, Ингушетии и Азербайджане). Азербайджанцы, кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы говорят на тюркских языках. Остальные народы Кавказа - индоевропейцы. Каждый народ со своими особенностями культуры и быта. Сотрудник Русского Музея А. К. Сержпутовский, командированный в 1910 году в Дагестан писал: «Говорят, что на Кавказе почти каждое горное ущелье населяет особый народ. Особенно много таких небольших народностей в Дагестанской области» («Поездка в Нагорный Дагестан»).
Делегация народов Кавказа на коронации императора Александра III. Москва. Фрагмент. 1883. Из архива П. Тахнаевой
Перефразируем известную строчку классика: «Кавказ… как много в этом звуке для сердца русского слилось…». С детства мы не раз встречали «кавказские» слова у Пушкина, Лермонтова, Толстого и, пожалуй, не задумывались, как выглядят в реальности люди и вещи, о которых они писали. Чем отличается аксакал от кунака, сабля от шашки, бурка от черкески, башлык от папахи, хурджин от мафраша, дэвы от боци и т. д.
Вот фрагмент из такого текста: «АКСАКАЛ (старейшина, старец). На языках народов Кавказа: абазины лыгавж, абхазы атахмада, азербайджанцы рэис, башчы, армяне аваг, мец [и т. д.] Слово аксакал тюркского происхождения (букв. пер. «белобородый»).
Оно прочно вошло в русскую лексику как «кавказское»… На самом деле у большинства народов Кавказа, за исключением лезгин и ногайцев, оно не употребляется.
Авторитет старейшин, согласно кавказским традициям, непререкаем. На общественных мероприятиях, в застольях, на пиршествах представителям старшего поколения оказывается глубокое уважение и особое внимание. Старцы являлись почетными судьями в сложных и ответственных для общества ситуациях, а также особыми ценителями мастерства земляков - сказителей, музыкантов, борцов…».
Рядом можно познакомиться с «Клятвой осетинских юношей, дававших обет братства на долгие годы»: «Клятву даю, моих ровесников не продам, моего раненого ровесника вынесу из-под досягания врага, его тело к смертной земле доставлю. Ровесники на своего старшего слово говорят - оммен. берут свои инструменты (оружие), друг друга за руки берут, и, сжавшись, говорят друг другу: - Будем братьями и друг друга защитим, как одно потомство (букв. - дети одних родителей)».
На выставке много фотографий, живописных и графических портретов ушедших людей. Благодаря им, легче представить жизнь и быт народов Кавказа. Мимо маленькой карточки в витрине легко пройти. Увеличенные фотографии, висящие в залах, производят большое впечатление.
Они смотрят на нас со старой фотографии - несколько поколений женщин Кавказа.
В зале «Девичьей башни»
Большие натруженные руки держат на коленях девочку. Ее взгляд не по-детски серьезен. Одежда и молодых, и пожилых женщин скромнее, даже, чем в витринах (см. выше).
Слева: Обувь на подставке женская. Черкесы (?), карачаевцы (?), кабардинцы (?). XIX в. - нач. ХХ в. Дерево, латунь, олово, медь, перламутр, галун, кожа, х/б ткань, серебряная нить, стесывание, ковка, инкрустация, вышивка. Кунсткамера
Справа: Туфли. Кумыки. Дагестан. Кон. XIX в. Кожа, металл, золотая нить, шитье вприкреп. ДМИИ им. П. С. Гамзатовой
Их окружают музейные экспонаты, когда-то бывшие обычными бытовыми предметами. Вокруг фотографии в «Девичьей башне» - творения женских рук: ковры, вышивки.
Ламбрекен. Фрагмент. Дагестан. XIX в. Бархат, х/б ткань, золотная нить, площенка. Вышивка. ГМИНВ
Кайтагская вышивка. Дагестан
Керамика села Балхар. Дагестан, Акушинский район. ГМЗ «Царицыно»
Здесь можно увидеть и ворсовые ковры, и более скромные - гладкие (безворсовые), сотканные в разных техниках. Эти редкие гости на выставках появились раньше ворсовых ковров, поэтому часто несут на себе более древний символический геометризованный орнамент.
В одном из залов висит азербайджанский ворсовый ковер с известной композицией «Хиля Афшан». Она строится на парах «треножников», выделенных размером и светлым цветом. Изображены также лилии и листья винограда.
Слева: ковер «Хиля-Афшан». Азербайджан. XIX в. Шерсть, ворсовое ткачество. ГМИНВ
Справа: ковер «Зейхур». Азербайджан, г. Куба. 1890-е - 1910-е гг. Шерсть, ворсовое ткачество. ГМИНВ
Ковры навсегда оставались в семье, поэтому не стоило спешить. Можно было годами создавать необыкновенный, единственный в своем роде рисунок. Вещи ткали тщательно, с любовью, поскольку по ним судили о трудолюбии и мастерстве невесты. Рассказывают, что в Азербайджане, прежде, чем выбрать невесту, узнавали у соседей и скупщиков ковров о ее мастерстве, которое было капиталом, вносимым в семью.
Слева: ковровые двойные сумки - хурджины. Карабах, г. Куба. Кон. XIX- XX в. Шерсть, хлопок, гладкое ткачество. Крайний слева: Грузия, Тушетия. 1950-е гг. Шерсть.
Справа: покрывало на лошадь атчулу. Азербайджан. 1920-1930-е гг. Шерсть, гладкое ткачество.
Внизу: Вещевой мешок мафраш. Карабах. 1910-1920-е гг. Шерсть, гладкое ткачество. ГМИНВ
Однако рассказы в блоге о коврах у нас впереди.
Ткачество ковров - традиционное занятие для женщин Кавказа. Но традиции бывают разные. Есть и такие, ценность которых сомнительна. Вот редкий экспонат, говорящий о многом:
Корсет девичий с деревянными вставками. Адыгея, ныне Шовгеновский район, с. Хатажукай. XIX в. Кожа коровы, бархат, дерево, золотой шнур, галун, золотая нить, парчовая лента, х/б шнур, выделка кожи, крашение, шитье, вышивка, плетение, вырезание. Кунсткамера
Вы подумали, что это просто деталь одежды? Отнюдь, он помогал достичь идеала красоты у адыгских народов, балкарцев, карачаевцев и осетин: стройная фигура, плоская грудь и тонкая талия (50-55 см). Для этого на девочку 10-12 лет, как только начинала формироваться фигура, надевали корсет из кожи. Он закрывал почти всё тело: от плеч до бедер. Спереди вставлены две деревянные пластинки, прижимавшие грудь, третья - вдоль позвоночника. Носили его постоянно, в нем спали и снимали только тогда, когда изредка мылись. Навсегда корсет снимал муж в первую брачную ночь. После этого грудь, быстро развивалась.
Рядом в витрине - серебряные ювелирные изделия XVIII-XIX веков.
Украшения из серебра XVIII-XIX вв. ГМЗ «Царицыно», ДМИИ им. П. С. Гамзатовой
И тут же - образцы эпохи бронзы:
Булавка. Терская обл., Владикавказский округ, с. Донифарс. Могильник Догуй-Хунта. Сер. II тыс. до н. э. Бронза.
Браслет. Терская обл., Владикавказский округ, с. Кобан. Кон. II - начало I тыс. до н. э. Бронза.
Собрание графа А. С. Уварова. ДГОИАМ им. А. Тахо-Годи.
Такой контраст помогает острее ощутить, как изменялись обычаи, стили и ремесло с течением времени. Огромные булавки в виде головы барана с рогами вставляли в высокую прическу, вокруг стержня обвивали косу. Браслеты в виде спирали, напоминающие двухголовую змею, были в моде у многих древних народов.
На выставке сделан акцент на понятиях женского и мужского мира. В отношении Кавказа это, конечно, актуально. «Словарь» в экспозиции сообщает: «Женский мир обладал своей тайной и сакральностью. В нем ощущалась некая сила, практически неподконтрольная мужчинам и созданным ими законам общежития. Во многом закрытый для мужчин, он вызывал в последних опасения, которые они часто скрывали за внешней пренебрежительностью к представительницам слабого пола. Особые тайные знания и опыт, которыми обладали именно женщины, связывали «этот мир» с «иным миром». Из последнего они приносили в сообщество людей новые жизни, а по завершении человеком земного пути провожали его в «иной мир», отправляя особые заупокойные тризны, общались с душами умерших, обеспечивая доброжелательность потусторонних сил».
Заглянем снова в воспоминания Сержпутовского: «Женщины исполняют почти все работы в домашней и хозяйственной жизни: по части изготовления пищи, одежды, обуви и т. п. Они очищают землю от камней, кустарников, корчей и т. п. Носят на себе в корзинах землю на скалы и таким путем устраивают пашню. Женщины мотыкой разрыхляют почву, удобряют навозом, сеют, полют и собирают хлеба... Мужчины только пасут стада, строят сакли, устраивают тропинки, мосты и канавки для орошения полей. Все остальное свободное время, - а у горцев постоянно свободное время, - сидят по целым дням подогнувши ноги, да ведут бесконечные разговоры... Самое пустяшное дело или обстоятельство вызывает бесконечные разговоры, споры и рассуждения, зато дидойские женщины больше молчат да занимаются делом» (Там же, с. 291).
Добавим, что на мужчинах, например, лежала обязанность оберегать скот от воровства, а пастбища - от потрав.
Однако противопоставление женского и мужского мира условно. Сами музейные экспонаты, пришедшие из реальной жизни, говорят о том, что эти миры (за отдельными исключениями) нераздельны, хотя мужчины работают с твердыми материалами (камень, металл, дерево), а женщины - с мягкими (шерсть, глина).
Интерьер, изображающий кухню сакли - место сугубо женское, а утварь вся сделана мужскими руками. Главным здесь является центральный столб. У некоторых кавказских народов он называется «мать-столб».
Интерьер дагестанской сакли: на стенах - поставцы, в центре - центральный опорный столб (деда-бодзи, Сары зод, мать-столб)
Столб ведет свою родословную ещё от опорного шеста кочевого жилища. Обычно столб имел форму дерева с широкой кроной. Это одновременно и символ Богини-матери, охраняющей семью и Древа жизни. Столб украшают резьбой, символизирующей крепость дома и рода. Это святыня жилища.
В «Девичьей башне» - множество ювелирных украшений, кувшины для воды, традиционные орудия для обработки шерсти - прялки, украшенные тонкой резьбой, чесалка для шерсти, гребень, - всё это сделано мужскими руками, а носится и используется женщинами для создания вещей, которые нужны всем.
Мотушка. Карачаевцы. Кубанская обл., аул Карт-Джурт, Кон. XIX в. - нач. ХХ в. Дерево, резьба. РЭМ.
Гребень для шерсти. Аварцы. Дагестан. Ныне Гунибский р-н. Нач. ХХ в. Дерево, резьба. РЭМ.
Прялки. Дагестан. XIX в. Дерево, резьба, тонировка. ГМИНВ, ГМЗ «Царицыно».
Внизу: Гребень для расчесывания шерсти. Черкесы. Кубанская обл., Екатеринодарский отдел, аул Тахтамукай. Нач. ХХ в. Дерево, железо, резьба, ковка. РЭМ
В «Мужском зале» висят бурки, свалянные женскими руками, черкеска (чоха), сшитая из домотканого сукна и другая одежда.
Бурки черная и белая. Черкеска. Оружие. Дагестан, XX в. Войлок. ДГОМ им. А. Тахо-Годи
Прославленная кавказская бурка, существующая с древних времен, не только удобная и необходимая одежда на все случаи жизни, но и символ мужественности. Бурка, папаха и башлык входят в комплект настоящего горца. В бурке удобно и легко в походных условиях, она спасает от ночного холода. Бурка могла защитить от стрелы, ослабить удар копья, меча, кинжала. Говорят, даже стрела-змея (гюрза) не может ужалить через бурку. На свадьбе у горцев Дагестана жених стремился сесть на бурку, а не на войлок, иначе не быть ему главным в семье. Когда-то белую бурку могли иметь только князья и другие знатные люди. Сегодня - это хороший подарок и украшение праздника.
Башлык. Лакцы. Дагестан. Кон. XIX в. Вышивка сутажем золотой нитью по сукну. ДМИИ им. П. С. Гамзатовой
Среди бесценных экспонатов выставки - древние изделия из бронзы и глины II-I тыс. до н. э., Х-ХII вв. н. э. Они тоже редкие гости в экспозициях. В разделе археологии можно увидеть известные бронзовые кобанские кинжалы и пряжку из собрания графа А. С. Уварова. Их лаконичный узор, кстати, выглядит очень современно. Фибулы служили одновременно и застежками, и украшали одежду.
Фигурка коня. Дагестан, с. Гагатли. I тыс. до н. э. Бронза.
Кинжалы и фибулы. Терская обл., Владикавказский округ, с. Кобан. Кон. II - начало I тыс. до н. э. Бронза. Собрание графа А. С. Уварова.
Поясная пряжка. То же. VIII-VII вв. до н. э. ГИМ
А. Мошинский, начальник Северо-Кавказской археологической экспедиции Государственного исторического музея пишет: «…Если горцы поймут, что к ним приехали… люди, для которых важно понять историю их края, их предков, которым интересно все, что составляет особенности непростой жизни в горных селах во все времена, то они сами все покажут и расскажут и помогут всегда и во всем… Непростой горный климат не облегчает работу и быт. Постоянный резкий ветер, рвущий палатки, обжигающее горное солнце, облака, которые заходят прямо в лагерь и на раскоп и могут остаться там на неделю... С каждым годом раскопок количество информации о древней истории Кавказа растет, и многое, до сих пор неясное, становится понятным».
Обращают на себя внимание необычные экспонаты: дагестанский станок для переплетения книг XIX в, адыгская кольчуга, кованная ранее 1910 г., маски и другие экспонаты.
Слева: Знамя наиба Хаджи Мурата. Дагестан. 1844. Х/б ткань, шелк, роспись, ручное шитье. ДГОИАМ им. А. Тахо-Годи
Справа: Подставка под Коран. Сев. Кавказ. 1754-55 гг. Дерево, резьба. ДМИИ им. П. С. Гамзатовой
Слева: Путы с ключом. Гурийцы. Кутаисская губ. Нач. ХХ в. Железо, ковка, сварка, кручение. РЭМ
Справа: Лыжи. Мегрелы. Кутаисская губ. Нач. ХХ в. Дерево, резьба, гнутье. РЭМ
Котелок для бульона чабанский. Дагестан. Нач. ХХ в. Медь, полуда, чеканка. ДМИИ им. П. С. Гамзатовой
Национальные музыкальные инструменты. Третий слева - кеманча. Кавказ. 1880-е - 1929 гг. Дерево, конский волос, металл, кожа, выпиливание. Кунсткамера
Маски боци создавали для праздника Дня середины зимы 5 февраля. Маски на выставке - из горного селения Шаитли в Западном Дагестане, где живет народность цезы. Этот древний обряд существует здесь до настоящего времени. Роль боци - волков исполняют юноши в костюмах и масках.
Слева: шлем с маской. Дагестан. XII-XV вв. Сталь. ДГОИАМ им. А. Тахо-Годи.
Справа: маски волка (боци). Дагестан, Цунтинский район, с. Шаитли. XX в. Шкуры козы и овцы, конский волос, проволока, х/б ткань. Кунсткамера
В зале, посвященном кавказской теме в русском обществе скромно приютился в витрине подлинный рисунок Михаила Лермонтова.
Лермонтов М. Ю. (1814-1841). Всадники. 1830 г. Бумага, тушь. РГБ
Рядом печальный экспонат с надписью 1912 г.: «Подлежит вечному хранению». Они хранятся в Российской государственной библиотеке.
«Следственное дело о дуэли Н. С. Мартынова с М. Ю. Лермонтовым». 1841 г. РГБ
На мониторах демонстрируются видеоматериалы, расширяющие рамки выставки. Например, в «Девичьей башне» - о жизни женщин и валянии войлока, в других залах - фильмы «Кавказская пленница», «Цвет граната» Сергея Параджанова и др.
Живопись и графика, посвященная Кавказу И. Айвазовского, Л. Лагорио, М. Врубеля, В. Серова, В. Поленова, других художников XIX-ХХ веков и современных дополняет экспозицию.
Лагорио Л. Ф. Кавказское ущелье. Россия. 1893. Холст, масло. ГТГ
Айвазовский И. К. От Млета до Гудаур. Россия. 1868. Холст, масло. ДМИИ им. П. С. Гамзатовой
Очень любимый мной когда-то, задумчивый
Акопян Акоп. На берегу реки. Армения. 1968. Холст, масло. ГМИНВ
Савкуев Хамид. Братья Нарты. Из серии «Нартский эпос». Кабардино-Балкария. 2009. Бумага, тушь, сангина
Живопись современных художников.
В одном из залов до самого потолка возвышается огромный черный макет нефтяной вышки из музея «ЛУКОЙЛ».
Такая комплексная экспозиция создает яркое представление о национальных традициях и обычаях кавказских народов. В выставке участвовали 12 музеев и организаций Москвы, Санкт-Петербурга и Махачкалы, художники и коллекционеры. Так, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой предоставил более 300 редких экспонатов. Дизайн проекта - Людмилы Введенской.
Музей «Царицыно» постоянно вносит свой немалый вклад в восстановление порванных перестройкой нитей культурного общения народов бывшего Советского Союза. Хочется надеяться, что в следующей подобной выставке примут активное участие не только российские и дагестанские, но и музеи всех кавказских республик.