Оригинал взят у
george_rooke в
На смерть Карла XIIПока все, затаив дыхание, гадают "а что там у хохлов?", мы немного отвлечемся от канвы повествования, и немного поговорим о персонаже, с которым я давно сроднился, еще со времен написания "Борьбы за Испанское наследство".
Шведские саперы несут тело Карла XII.
Если кто внимательно прочитал прошлое описание - то должен был сделать вывод, что пуля попала в голову короля СЛЕВА.
Однако, если мы посмотрим на фото его черепа:
То увидим, что пуля вошла СПРАВА!
То есть стреляли не со стороны крепостных стен Фридрикстена!
Мало того, придворный врач Мельхиор Нейман объявил, что пуля, убившая короля, прилетела из крепости - в левый висок. Но саперы, уносившие короля, утверждали, что рана в правом виске - выстрел сделан из траншеи.
Первое вскрытие саркофага короля сделали в 1746 году, и выяснилось, что Нейман СОВРАЛ - пуля действительно попала справа (это хорошо видно на фото). То есть стреляли по королю из шведских траншей, причем свои.
Поскольку пуля насквозь пробила голову (вошла в левый висок, и вышла из правого), большой вопрос стоял и в том, а с какой силой бы пуля поразила Карла с учетом того, что до стен крепости было не менее 600-1000 метров.
Примерный план стрельбы в Карла из крепости Фридрикстен. Нас здесь интересует циферка 7 - это те траншеи, где находился Карл XII.
Расчеты показали, что до места гибели Карла оттуда, откуда мог выстрелить в него неприятель, пуля долетела бы, но ее убойной силы уже было недостаточно, для того чтобы пронизать голову насквозь, выбив висок, как обнаружилось во время экспертизы. Выпущенная с ближайшей датской позиции, пуля должна была бы остаться в черепе или даже застрять в самой ране. Значит, кто-то выстрелил в короля со значительно более близкого расстояния. Но кто?
То, что это была именно пуля - вызывает сомнения (говорили еще про картечь, попавшую в голову Карлу), однако все присутствовавшие отмечают именно одиночный оружейный выстрел, и сомневаться у нас в этом повода скорее всего нет.
Однако удар все же пришелся именно в правую сторону - на правом виске отчетливо видно входное отверстие, от которого черными лучами расходятся глубокие трещины. Вместо левого глаза, по воспоминаниям очевидцев, была огромная рана, куда свободно входило три пальца.
Вспомним описание Сергея Доля из его "Кружева и Сталь":
Область поражения гладкоствольного мушкета можно разделить на три зоны.
I. До 100 метров. Зона катастрофических разрушений человеческого тела.
Сверхзвуковой снаряд, не имеющий современных аналогов по массе (как две пули от знаменитого Кольта 45-го калибра), наносит страшные раны. Здесь не бывает аккуратных дырочек во лбу и киношных ранений, когда главный герой хватается за плечо (раздавливая пакетик с краской) и одновременно бросает на неприятеля исподлобья стоическо-запорный взгляд Чака Норриса.
Если мушкетная пуля попадает в лоб, то голова разлетается как арбуз об пол, а если в плечо - выбивает сустав (вертлуг), да руку плетью обматывает вокруг шеи.
При стрельбе по желатиновым блокам с 9 метров из нарезного карабина (№1288), пуля оного образовала кавитационную область размером 369 см³, это очень солидная величина. Для сравнения австрияки стреляли из своей 5,56 мм штурмовой винтовки AUG-1, так там полость временного расширения тканей была в три раза меньше.
Сближаясь с вражеским фронтом на сверхблизкие дистанции, командиру надо было осознавать, что раненых сразу можно списывать в безвозвратные потери.
II. 100-150 метров. Зона тяжелых слепых ранений.
Мушкетная пуля на этой дистанции не пронзает тело, не создаёт кавитационную полость, и естественно, не раскрывается лепестками.
Ранение всегда слепое и имеет форму тупого конуса, похожего на кратер старого вулкана.
Большая открытая площадь раны (для мушкетов №№1316 и 1317 она составила 5,2-5,9 см³) приводит к мгновенному загрязнению микробами и большой кровопотере. Прогноз на лечение неблагоприятный.
III. Свыше 150 метров. Зона контузий, которыми буквально пестрят документы Семилетней войны, изредка приводящих к летальному исходу, но оказывающих моральное воздействие на значительных, по меркам эпохи, удалениях. О прицельной стрельбе здесь говорить не приходится, речь может идти о площадном засеивании, поливе плотных вражеских порядков с большим углом возвышения ружья (целил в шляпу, попал в ступню).
Из описания понятно, что речь может идти только о зоне I для обычного мушкета, или о зонах I и II, если использовалось крепостное ружье. То есть речь идет о выстреле со 100-150 метров. А передовые окопы шведов расположены на дальности 500-1000 метров (то есть картечину с такими последствиями король получить мог, но все, кто при нем находились, говорят именно об одиночном оружейном, а не пушечном выстреле).
И остается еще один вариант - все, кто были с Карлом в ту ночь в траншее - врут. Но зачем? Какая разница, картечь убила короля, или ружье. Какая разница, находился ли Карл все время с ними или пополз с подзорной трубой на рекогносцировку? Могли обвинить в том, что не защитили короля? Но зная характер Карла - обвинять бы их вряд ли кто-то стал. Тем более, что компания подобралась в ту ночь в окружении короля интернациональная.
Логично предположить, что вранье в этой ситуации имеет железобетонный аргумент только в одном случае - короля убили именно находящиеся с ним люди. Напомню весь состав: француз Филипп Мегрэ, лифляндец генерал-адъютант Юхан Фредрик фон Каульбарс и инженер-лейтенант Карлберг. Кроме того, чуть поодаль находились адъютант короля итальянский капитан Маркетти, капитан лейб-гвардии граф Кнут Поссе, генерал-майор от кавалерии барон Филипп Богуслав фон Шверин, старший адъютант и личный секретарь Фридриха Кассель-Гессенского Андре Сигье, а так же капитан-сапер Филипп Шульц. То есть 2 француза, итальянец, прибалт, немец, 2 шведа.
Сначала подозрение у тех, кто начал следствие о гибели короля (а следствие это началось в 1750 году) пало на французов - Сигье и Мегрэ. Типа, убивали заради интересов французской короны. Но вся проблема в том, что как раз регенту (если уж убрать совсем сумасшедшую версию, что регент заказал своим волонтерам Карла, чтобы сделать приятное англичанам) никакого резона в убийстве Карла не было, как ни притягивай тут за уши мотивы.
Поэтому вскоре переключились на инженер-лейтенанта Карлберга. Возможность - была, Карлберг был отличным стрелком и в совершенстве знал баллистику. Но мотив?... Тем более, как он мог взять в сообщники столько людей? Была так же предсмертная исповедь барона Кронстедта - в описываемые времена генерал у Карла XII. Типа, ему датчане предложили 100 тыс. таллеров,если шведы снимут осаду, он за 500 гульденов нанял стрелка Магнуса Стиернерооса, драбанта шведского короля, тот ночью прополз от траншей и нашел укромное место между крепостными стенами и окопами, и как только голова короля показалась над бруствером - выстрелил и убил Карла. Честно говоря, версия рассчитанная на идиотов. Для тех, кто сомневается - предлагаю засесть в ямку или овражек часов в 8-9 вечера в ноябре-декабре, и с расстояния в 70-120 метров опознать по одной высунувшейся голове человека.
И все же если судить по мотивам - главные подозреваемые - это сестра Карла Ульрика-Элионора и англо-ганноверский правитель Георг I. Первая - потому что получила корону в результате этого убийства. Второй - как понятно всем, читавшим предыдущий пост - потому что разом избавлялся от опасного врага и союзника Якова Стюарта, кроме того - исключал планы примирения с Петром I и войну за Бремен и Верден.
Но были ли и другие причины и мотивы? Могли ли быть?
Да вполне могли.
Карл XII долго отсутствовал в Швеции, и сложилась такая же ситуация, как и при Оксишиерне - страной по сути правила кучка дворянства. Вернувшийся обратно король дворян поприжал и начал править единолично. Чем не мотив?
Или кого-то подкупил Петр I, надеясь на династический кризис в Швеции (у Карла не было прямого наследника). Тоже мотив!
Или Дания, надеясь пропихнуть на престол Швеции тогда еще своего претендента -Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского.
Или Польша-Саксония, поскольку Карл хотел поставить польским королем Лещинского вместо Августа Сильного.
Гадать на кофейной гуще можно сколько угодно. В заключение тут отлично подходят слова с Лурка о тургруппе Дятлова: "Вообще, после инцидента появилось столько разнообразнейших версий случившегося, что кажется у тургруппы Дятлова вообще не было шансов выжить. Следуя этим версиям, над горой Отортен постоянно пролетает НЛО, испытывается ядерное, химическое, бактериологическое оружие, в окрестностях постоянно сбегают зеки, а за ними бегут Эскадроны Смерти, возле горы бродят медведи-шатуны, злобные шаманы, древние боги, агенты иностранных разведок, и, разумеется, от такой движухи лавины там сходят постоянно - даже летом, когда нет снега".
Смысл только один - Карл XII за свою жизнь нажил такое количество врагов, и столько раз подвергал свою жизнь опасности, что у него почти не было шансов закончить свое существование спокойно, дома, в постели. Поэтому произошло то, что произошло.