(no subject)

Aug 24, 2020 17:03


Современная наука о мозге -- нейрофизиология в частности -- пришла к выводу, что невозможно взять и переписать сознание из мозга на внешний носитель. Не существует информации отдельно от физической структуры. Наша личность и есть структура мозга -- все эти трехмерные нейронные связи вместе с цепочками воспоминаний, плюс индивидуальные вариации роста коры. Практически невозможно скопировать, потому что информация и есть структура, а воспроизвести эту органику практически невозможно. Короче, личность и мозг это не связка software + hardware, это неразделимое wetware.

Так вот, наше wetware отвечает за обработку всей информации от внешних каналов восприятия, что очевидно (no pun intended). Менее очевидно то, что мы плохо представляем степень обработки. Во-первых, у нас в реальном времени идет оптимизация и сшивка изображения, чтоб компенсировать слепые пятна (см. punctum caecum). Во-вторых, это самая незначительная из всех трансформаций. Видео проходит предварительную фильтрацию перед сознательным восприятием (отбрасывается все ненужное в данный момент, см. эксперимент с человеком в костюме гориллы)  и потом еще пост-обработку, когда изображение подстраивается и усиливается согласно уже известным образцам. Какая-то часть этих фильтров прошита эволюционно и побочным эффектом встроенной пост-обработки является, например, парейдолия. Другая часть обусловлена культурным фоном и побочным эффектом приобретенной обработки в средние века были явления ангелов на небесных колесницах, которые к 20-му веку стали пришельцами на летающих тарелках.

Также мозг все время сочиняет связный нарратив из случайных событий, причем мы в этом нарративе выступаем главными и непременно положительными героями. Подобному редактированию подвергаются и воспоминания, которые, как выяснилось, не просто считываются из хранилища, а считываются и перезаписываются поверх каждый раз, когда мы что-то вспоминаем. Перезапись идет, естественно, с потерями (энтропия, бессердечная ты сука), и мозг досочиняет недостающие детали по своему усмотрению с одним условием -- главное, чтоб нам было комфортно.

Отсюда следуют два простых вывода: а) разные люди могут помнить одно и то же событие диаметрально противоположным образом и б) тупой карандаш лучше острой памяти.

Так вот, по поводу пост-обработки. Возьмем, например, просветление. Грубо говоря, просветление делится на два типа: "увидел все, как оно есть на самом деле" и "слияние с миром". В первом случае отключаются все улучшающие действительность фильтры и наступает полная диссоциация от окружающего мира (см. жаме вю), или, как писал Пелевин: "Цель их духовной практики - путем усиленных размышлений и подвижничества осознать человеческую жизнь такой, какова она на самом деле. Некоторым из подвижников это удается, такие называются «убедившимися». Их легко узнать по постоянно издаваемому ими дикому крику."

Ну а второй тип просветления -- наоборот, полная ассоциация с внешним миром, когда бьютификация работает на полную катушку.
Previous post Next post
Up