Народная музыка - почему и зачем.

Apr 24, 2011 09:07

 Отличный пост у Людмилы Петрановской:

На последнем тренинге, в Минске, когда говорили о выгорании родителей, возник вопрос: а как же наши бабушки-прабабушки? У многих по 8-10 детей, хозяйство, скотина, каторжная работа, вечный недосып, часто пьющий или вообще отсутствующий муж и накаких шансов на отпуск на пляже. Как они все не выгорали? Ну, во-первых, выгорали, конечно. И срывались, и становились "железными", защитно отрезая чувства. Но не все и не обязательно. Очень многие оставались живыми, и теплыми, и радовались детям-внукам-солнышку-праздникам.
<...>
...это занятие, ориентированное на процесс, а не на результат, то есть поют, играют и танцуют не для того, чтобы потом "выступить", а ради самого пения, музыки танца. А таких занятий в нашей жизни недопустимо мало, люди без них сохнут, гначинают чувствовать, что не принадлежат себе, что они лишь функция, винтик, средство для реализациии чьих-то целей. Пресловутое отчуждение, описанное Марксом и пр.
Во-вторых, каждый чувствует свою принадлежность к целому, свою роль, свою незаменимость. Если известно, что ты -- лучше всех в деревне (в сообществе) умеешь вторить или с ходу сочинять забористые частушки, тебе не надо мечтать о том, чтобы "круто попасть на ТВ". Ты УЖЕ получил признание. Это еще одна проблема современного мира -- несуществование. Никто, про кого не пишут таблоиды, не существует ни для кого, кроме семьи и пары близких друзей. А если семьи нет и друзья далеко, то и вовсе не существует. Отсюда ненормальная жажда славы, помните финал многих американских фильмов: звонок из газеты с просьбой об интервью. Или фото на первой странице. Все, счастливая музыка, титры. Жизнь удалась. (Во избежание: это не потому, что фильмы американские. Про то же есть расказ Чехова "Радость", да и у Гоголя: передайте, что есть на свете такие Добчинский и Бобчинский). Да и в Интернете такого много. Отчасти все эти наши блоги, сообщеста и пр. и есть попытка воссоздать свою "деревню", "общину", хотя бы виртуальную.
В-третьих, очень важно, что в общем хоре или танце никто не циклится на мелких погрешностях. Оступился, сбился -- догоняй и пой-пляши дальше. Знакомая очень хорошая учительница младших классов расказывала, что она у первоклашек никогда не спрашивает выученные стихи по одному -- только хором. Ей неважно "уличить" ребенка, что он где-то подзабыл. Ей важно, чтобы к третьему классу у нее никто не "шелестел" у доски, не пугался, не терялся, а если сбился -- быстренько догонял и продолжал с тем же настроем. Перфекционизм -- еще один бич современного мира, установка "или идеально, или никак", "одна ошибка отменяет все", парализующая волю тысяч взрослых людей вплоть до полной потери дееспособности.
Наверняка еще много всего есть, это то, что сразу пришло в голову.
Целиком:  ludmilapsyholog.livejournal.com/98558.html

И продолжение от breqwas

У народной культуры есть одно важное отличие от современной массовой: народная культура не является потребительской. Те группы, на которые я давал ссылки во второй части - это, конечно, профи, но это только верхушка айсберга. Ниже - менее известные музыканты. Ещё ниже - просто классные музыканты, которые никогда не записывались и дальше соседнего городка концертов не давали. А в самом низу - обычные сейшнёры на обычных сейшнах. Которые играют вечером в пабе в своё удовольствие за кружечкой пива - иногда хорошо играют, иногда так себе, но каждый старается играть лучше.

И это самоподдерживающаяся система: чем больше звёзд, тем больше простых сейшнёров. Чем больше простых сейшнёров, тем больше вырастет звёзд.

Мы живём в очень потребительском мире. Не только в смысле вкусной еды и клёвых недолговечных вещей, но и в, эээ, духовно-деятельном смысле.

Мы смотрим по телевизору футбол, а не играем в него во дворе.
Мы смотрим кино, а не устраиваем самодеятельный театр.
Мы скачиваем музыку, и никогда не пытаемся сыграть её сами.
Мы читаем в интернетах за политику, и не пробуем пойти и что-нибудь поделать.
Мы ходим на шоу Ривердэнс, но не порываемся встать в сет и сплясать.
И ничего, совсем ничего не создаём вне рамок той работы, за которую нам платят зарплату.

Смотришь на наши хобби, и везде либо потребление, либо, в лучшем случае, задротский кач - эльф 80го уровня, жим 100 кг от груди, медалька с конкурса ирландских танцев. А создавать ничего не создаём. И всегда находятся отмазки - "нет таланта", "нет данных", "нет голоса", "нет слуха", "я неуклюжий", "здоровье не позволяет", "мне уже поздно, возраст".

А народная музыка и танцы - не такие. Они появились когда не было развлечений и культурных продуктов, которые можно просто потреблять, когда было нормой создавать их себе самому. Каждый вонючий немытый необразованный казак, каждая русская баба с дюжиной детей, пахавшая как вол всю жизнь - умели петь, да так что закачаешься - а у тебя, свободный человек 21 века, значит, слуха и голоса нет. Какой-то беднющий голодный ирландец, который всю жизнь одну картошку жрал и читать не умел, жжот на доставшейся от от отца скрипке до зуда в пятках, а у тебя таланта нет и музыкального образования. Какие-то ирландские и американские деды на форуме thesession.org обсуждают, каково это - начинать играть после 60, а у тебя в 30 пальцы не гнутся. Шотландские бабули под 70 на балах вальяжно летают в джигах, вышагивают стратспеи, кружат вальсы - а Людмила считает, что танцевать ей поздно. Ну-ну. :-)

Все эти отмазки сводятся к "я боюсь что не сумею" и к "мне лень". Однако, любому делу можно научиться до некоторого среднего уровня, если потратить на это сколько-то времени, хотя многие и не верят. На танцы нужно меньше, на музыку больше, но может - каждый.

Талант - отдельная тема. Сначала два года впахиваешь над дудочкой, потом ещё два - над аккордеоном, потом показываешь кому-нибудь кровью и потом полученный результат (не бог весть что, но уж как есть), а тебе - "вау, да ты талант! жаль что я так не могу". Моё так тяжело доставшееся достижение (таланта-то у меня как раз нет) взяли и лихо отменили, списав на дарование. Повбывав бы. :-)

В общем-то, создавать что-то самому всегда хорошо - видеоклипы ты нарезаешь, кукол шьёшь, моцарта на клавире зубришь, старый запорожец восстанавливаешь, take five на саксофоне разучиваешь. Но.

Традиционная музыка и танцы очень хорошо прочищают мозг на тему того, что делать что-то самому

1) нужно
2) нормально
3) здорово!

И это - правильно.

Отсюда: breqwas.livejournal.com/222127.html

творчество, музыка

Previous post Next post
Up