фотография и дзен

Feb 18, 2013 01:05

Со школьной скамьи меня влекли религиозные культы, причудливые ритуалы и эзотерический понос всевозможных мастей, да чо уж там, я и по сей день в резюме работодателю честно указываю в сфере своих интересов «эзотерика». Я мужественно писала курсовые работы по эзотерической психологии, пыталась врубаться в ту пищу, которую предлагала мне Москва (Санкт-Петербург, Крым, Утриш, нужное подчеркнуть, вписать другое) под видом тех или иных эзотерических течений, а посещение занятий по кундалини йоге для женщин в 18 лет до сих пор дрожью отзывается у меня в голове. И все это удивительно красиво, правильно и где-то в сути своей, конечно же, об одном. Но я все еще никак не могу уяснить, как можно обожраться прасада и не убрать за собой…?
Надо сказать, что я нахожу себя гопником в вопросах духовного развития, поскольку по-прежнему лузгаю семки и практикую хаотично, бессистемно и в жало. Но в жизни мне очень повезло, по стечению обстоятельств около семи лет назад я начала увлекаться фотографией. Вырастить из какого-то увлечения настоящее дело и духовную практику - вот мое понимание дзен. У меня есть любимая книга по теме, называется «Кости и плоть дзен», там есть прекрасная притча о том, как к мастеру приходит один человек и просит его рассказать о тонкостях учения, а мастер спрашивает его, мол а что ты делаешь вообще, на что тот ему отвечает, что он врач, и мастер, наподдав ему благодатно палкой, говорит: «так вот иди и будь хорошим врачом, это и есть твой дзен». Эта история имеет продолжение, но с тем же успехом она могла бы и закончиться словами «…и тогда он достиг просветления». Если думать о дзен, как о духовной практике, то это практика, сосредоточенная на практике делания, в которой нет места глюкам, особенно если ты заглючил во время подношения идолищу. Если думать о дзен как о философии, то это течение, которое сталкивает тебя лоб в лоб с отсутствием надежды на бытие Бога-спасиля, на которого так часто люди пытаются скинуть ответственность за свою жизнь. Но дзен это не практика и не философия, поэтому лучше я расскажу о том, что я поняла за семь лет занятий фотографией.
Первые несколько лет я чувствовала восторг и отчаяние, связанные с тем, что я не могу увидеть или пристально посмотреть, следующие пару лет мне было очень больно, потому что я не могу снять то, что вижу. Неудачные результаты можно было списывать на все, что угодно, на отсутствие знаний о принципах работы техники, на общую неуверенность, на отсутствие учителя, на излишнюю эмоциональность, на то, что происходящие чувства между фотографом и моделью совершаются быстрее 1/1000 доли секунды. Это нельзя поймать. Внезапное замирание. В самом глубоком философском смысле фотография не имеет своей целью запечатлеть увиденное, и в буквальном смысле этого никогда не произойдет. И это происходит не только потому, что камера «видит» не так, как человеческий глаз. Ничто, кроме человеческого глаза не видит как человеческий глаз. Но дело не только в глазах. В фотографическом акте всегда абстрактно присутствуют минимум трое (фотографирующий, фотографируемый, просматривающий фотографии), слитые воедино, поскольку ни одним из участников в процессе съемки они не осознаются, хотя в то же самое время все эти абстрактные трое представлены внутри каждого, опа. Так кто же тогда фотографирует? Вот это серьезный философский конструкт, за вербализацию которого мне надо бы отходить себя палкой, ибо нет никакой нужды говорить о простом сложно. Есть вещи, которые мы не можем познать логически. Есть глубокие понимания, на которые стоит не обращать внимания, принимая их с благодарностью, и заново переживая, случайно вспомнив. Таково мое понимание дзен.
Самое сладкое, что удается переживать и по сей день, это тотальное внутреннее молчание, пока затвор щелкает как будто бы сам по себе.
С некоторых пор я учу людей фотографировать, и это приносит мне много счастья, хотя я бы не стала выводить зависимости. Причудливо осознавать себя в самом начале пути, но, при этом, помогать людям понять не только техническую сторону вопроса, но и развивать такие удивительные качества, как внимательность и чуткость, помогать им почувствовать их собственную самобытность в этом занятии, и бесконечно учиться у них самой.
Испытываю чувство огромной благодарности ко всем тем людям, которые позволили мне совершить все мои ошибки и переживать жгучую горечь оттого, что мои представления о них и о себе не есть ни они, ни я.
Сейчас я нахожусь там, где я ничего не знаю ни о фотографии, ни о людях, ни о самой жизни. Мне просто нравится танец. Как нравится лес весной. Как нравится пить сладкий чай по вечерам. Как нравиться целовать любимого.
Что может быть проще и естественнее, чем делать свое дело и быть счастливым, ведь любое действие, которое ты осуществляешь, есть твое понимание дзен? Я не уверена, что песчинка вроде меня может понять что-то вроде этого, но чтобы это сказать, мне потребовалось семь лет учиться.
Я еще ничего не поняла.

А это Таня jw_dolly гармонично иллюстрирует этот пост. 2012. Скоро будут просто фотографии без слов.

разнообразная волшебная фигня

Previous post Next post
Up