Не нравится «перемывать» другому косточки, но за столом выхода нет, особенно если общаешься в творческом кругу, где у каждого свои планы, мечты и амбиции, третье, пожалуй, «борет» первые два. Неужели столичным писателям неинтересно услышать и прочитать о том, как и что о них говорят и в какой компании. Насчёт примеров имён и фамилий - подумаю, потому что скажут, мол, Витя обалдел, ему ничего нельзя рассказывать… Впрочем, знакомые и друзья не обижаются, хохочут вместе со мной и наоборот, делятся специально, чтобы прочитать о себе. Уж мало кто пишет о них. Думаю, если скажу не я, тогда разговоры останутся за кружкой пива, стаканом чая или газировки, шматом вкусного сала и толсто нарезанного белого или серого хлеба.
Признаюсь, дорогие, из-за того, что пишу о писателях и просто творческих людях, передавая разговоры и доводы, меня считают сплетником. Печатаюсь в газетах и в журналах, трудно ничем и никем не интересоваться особенно в «Литературной России» и в журнале «Наша молодёжь». В «Литературку» берут материалы о писателях, оно и ясно, это ведь писательский еженедельник. А в глянцевую «Молодёжку» - статьи о молодёжных проектах в основном, хотя размещают об учёных, инноваторах, учителях, ветеранах ВОВ, чернобыльцах и т.д. Тем для разработки - великое множество. Но сначала материал нужно услышать или увидеть, прочувствовать, а потом выкладывать на бумагу или виртуальный ресурс. Любого журналиста и автора можно посчитать сплетником, потому что он передаёт действительность через призму собственных переживаний и красок воображения. От стиля и собственной манеры никуда не денешься - иначе произведение будет «пресным» и к чтению неинтересным. Большая часть СМИ - это порталы интересов. Не нравятся однодневные новости, читай большую публицистику - о людях и событиях. Газетный формат, пожалуй, отличается от журнального, пусть и немногим. Цвета могут быть одинаковыми, но маркеры-то разные, значит и восприятие изменится.
Сказать надо прямо, что омские авторы, хорошие или плохие, но чаще обсуждают деятельность столичных. Периферия думает и говорит о центре, это не новость, но писать об этом интересно, лично мне. Мечтательный омский автор верит, что в Москве и в Санкт-Петербурге писатели живут лучше, у них покупают книги, просят автографы, приглашают на мероприятия, дарят цветы и шоколад, подают молоко и напитки крепче, угощают, главное. Тем временем о нынешних писателях говорить надо сейчас и часто, потому что в разное время авторы жили по-разному. Руководитель портала «Наша молодёжь» Пётр Алёшкин, как понимаю, одобряет статьи о писателях, их жизни и мыслях, не потому что сам является видным московским автором, а если не мы скажем доброе о писателях, то кто это сделает? Время?..
Не думаю, что зависть и лишние нехорошие чувства заставляют одного писателя отзываться плохо о другом. Обыкновенно творческому человеку хочется говорить о другом подобном, может, более успешном и бывающем на слуху чаще. Но разговор за столом или на улице, по телефону или на работе, иногда перерастает в злопыхательство. О плохом - в другой раз. Или - никогда.
Замечаю хорошую тенденцию в родном Омске: кто отзывался плохо о коллегах по цеху, теперь относятся к ним мягче. Какое бы трудное не было время, но писатель - человек, ищущий и развивающийся, с годами понимает, что даже плохое лучше украсить или, в крайнем случае, сказать правду, чем молчать и копить скверное. Удел журналистов описывать события и передавать слова людей, а писателей - создавать целую картину, со вкусом, образами и жизнью. Да, картину, возможно, из параллельной реальности, но живую и запоминающуюся. Искреннее творчество найдёт отклик у человека внимательного и заинтересованного. Большинство пишущих людей занимается творчеством, прежде всего, для себя, а, как известно, себя почти не обмануть, в крайнем случае, «нападёт» совесть…
Мнение меняется - это замечательно. «Нелюбящие нас да возлюбят» - звучит в переводе одна поговорка на латинском языке. Слушая одних, например, писателей из местного союза, вдруг считаешь Николая Переяслова законченным графоманом, но когда читаешь его - признаёшь в нём несомненный писательский талант. Специально отслеживаю публикации этого немолодого члена Союза писателей России, читаю с удовольствием. Удивляюсь, насколько добро и качественно может творить этот писатель в условиях постоянных нападок со стороны, казалось бы, московских соратников. Не привожу количество опубликованных им работ и журналы, в которые Николай Владимирович по-прежнему проливает свет, но скажу, что его коллеги из сибирской глубинки больше не распускают о нём дурные вести и не считают бездарностью. Наступает время прозрения, когда не хочется ругать коллегу, пусть находящегося далеко. Вскоре не хочется зло перетирать косточки, хрящики, кожу и т.д. Лучше порадоваться за человека и спокойно разобраться, как ему удаётся работать плодотворно.
Омский писатель, известный во многих кругах Николай Васильевич Березовский, теперь радуется за тех, кого много и долго ругал. Н. В. Переяслов - яркий пример того, как автор должен работать над собой и не обращать внимания на многочисленные попирания личности и творчества. Трудно сказать, почему Переяслов не угодил Березовскому, но Николай Васильевич ныне отзывается о нём неплохо.
- О-о, Переяслов печатается мощно, это москвич, там уровень литературы и заработок другой, - говорит Николай Васильевич за столом. - Мне нравится рвение этого человека. К тому же мои коллеги: Михайлов и Берязев - оба хорошо о нём отзываются, хотя они разного уклада и характера. Слава Огрызко иногда перегибает, конечно, но в душе он прекрасный человек, «Литературка» издание хорошее, безусловно. Не может ведь Огрызко печатать и писать как Поляков. Не будет отличия, а так - статьи заряжены по-разному.
Николай Васильевич Березовский часто ругает в основном себя, нежели столичного оппонента. Он замечательного мнения об Инне Йохвидович и хвалит рвение Петра Алёшкина и Татьяну Жарикову издавать молодёжь. Да, хмурится, когда упоминаю при нём Станислава Куняева и Евгения Шишкина, но это сугубо личное. Березовский слушал Плетнёва - большого русского писателя, а когда после смерти направил его неопубликованное творчество в редакцию «Нашего современника», получил отповедь… Личное всегда имеет место в литературе. Предрассудки и предубеждения - это как призма, через неё автор смотрит и судит, от этого не уйти. Может, у каждого творящего своя призма или телескоп? А может, не все творцы рассматривают собрата с помощью увеличительного стекла?
- Ваня, знамениты ли писатели: Николай Переяслов и Владимир Берязев? - спрашиваю у редактора журнала «Бульвар Зелёный». - Получают деньги за творчество?
- Конечно, Вить, - соглашается парень, щурясь. - В «Сибирских огнях» гонорары неплохие. Открываю журнальный зал и читаю. Переяслов и Берязев там не сходят со строк, у них и подписчиков много, а публикации во многих толстых журналов оплачиваются. Николаю Березовскому платят в «Сибирских огнях», а Веронике Шелленберг тоже - в красноярском «День и Ночь», где Марина Саввиных работает. Пётр Алёшкин выходит часто в исторических журналах, ему тоже платят, конечно, доктору наук-то. У московских писателей нет отбоя от гонораров и автографов. Город огромный, есть большие возможности проводить фестивали и презентации, сколько хочешь. Андрей Козырев пишет статьи для сайта «Великая Русская Культура» - за деньги естественно. У многих писателей книги продаются «онлайн». Некоторые писатели содержат порталы, руководят ими, а это заработок рекламный… Владимир Плетинский, например, столько выпускает материалов на «Исрагео» и составляет газету «Секрет», не бесплатно ведь.
- Как выдаётся у меня свободная минутка, читаю статьи про евреев с удовольствием, вообще разноплановый ресурс, ничего не стесняется, - хвалю портал, редактируемый Владимиром Плетинским. - Переписываюсь с Женей Мининым, ему тоже нравится израильский новостник. Смелый и честный. Ефим Гаммер ценит редактора и портал. Столько интересных вещей Плетинский даёт на своей странице - на «Фейсбуке», что не успеваю читать и оценивать, Вано!
- Игорь Фунт ведёт колонки в «ЧК», на сайте «Перемены», в «Русской жизни», видел его книгу в лонг-листе немалой премии детективной, - делится Иван Таран. - Он там наравне с «Антикиллером» и Максимом Кантором!
- Фунт - это не грамм тебе, Ваня, не унция, а гораздо больше! - покачиваю указательным пальцем в назидание. - Фунт… «Золотого телёнка» видел?
Так вот здорово поговорить с Иваном Тараном о писателях. Этот парень рад за столицу - её писатели богаче и талантливее, чем провинциалы. Но есть у нас также творческие кадры, которым платят. Не только писатели, но кое-кто даже переводит отлично с разных языков. Сибиряки: Евгений Фельдман, Юрий Перминов, Николай Березовский и некоторые другие получают гонорары регулярно. Лев Трутнев, кстати, никогда не издаёт книги за свой счёт. У него их столько, что, наверное, больше, чем у Петра Алёшкина, Сергея Чупринина и Станислава Куняева. А если считать ценными и труды публицистические, то писателей в Омске немало - есть Юрий Моренис, член СРП. Администрация Омской области следит за писателями-краеведами, вознаграждает их неслабо.
С возникновением интернета становится легче увидеть, где печатается более успешный творческий соратник. Здесь-то и корень обсуждения. Приходишь, видишь и… начинаешь мечтать, а когда же победа? Сергей Беляков выходит на сайте «Год Литературы» - логотип государственного ресурса помещён на портале «Наша молодёжь» и на «Про Арт Инфо» Дмитрия Плынова. Это говорит о том, что человек приближён к творческой писательской элите: к Прилепину, Веллеру, Успенскому, Проханову и т.д. Так думаю я, сидя на ящике, на старенькой подушке, на улице, в дедовском тёплом ватнике, если дождь… Примерно так подозревает мой старший общительный коллега по творческому цеху - Евгений Иванович Асташкин, почётный член СРП. Присаживаюсь рядом с ним на рынке «Хитрый» - продавать книги. Мы оба сидим на ящиках как ни странно, равноправие ведь. Разложив бумажный товар на цветастую клеёнку, ждём покупателей раритета. Есть книги, которые даже у их авторов нельзя найти. Душевно общаемся, кушаем остывшее сало с хлебом время от времени, запиваем горячем кофеем с молоком - из большого советского термоса.
- Выписывал «Литературку», когда печатали, перестали давать - не выписываю, - жалуется Евгений Иванович с полным ртом. - Сижу на «Фейсбуке», как вот на этом ящике из-под заморских фруктов. - Наши столичные писатели хорошо выходят. Столько новых порталов открыто за последнее время. Андроник Романов, Платон Беседин и Боря Кутенков обслуживают прекрасный портал с литературой. Там печатается и Светлана Замлелова, кстати, с «Великоросса». Беседин выходит на крупных новостных сайтах - то в Харькове, то в западной Украине. Парень не ругает режимы, а обсуждает сложившуюся ситуацию с самим собой. Отличный мирный подход и подписчикам нравится. Гонорары бешенные, видать. Есть люди, живущие заработком от литературы и журналистики стопудово. Николай и Марина Переясловы, думаю, Пётр Алёшкин, Владимир Бояринов, Евгений Степанов, Антон Нечаев, Светлана Василенко, Марина Кудимова, Юнна Мориц, Станислав Михайлов, Виталий Сероклинов, Михаил Щукин, Андрей Коровин, Кирилл Ковальджи, Максим Кантор, могу кого-то не назвать, но эти люди точно зарабатывают как Веллер и Быков, печатаясь и проводя семинары, лекции, мастер-классы.
Повторюсь многократно, однако здорово легко и просто обсуждать писателей, их успехи, знать, что кто-то действительно преуспевает в творчестве. Не думаю, что мы говорим о писателях, как крестьяне, работая в поле или под крышей. Почему бы не пожелать соратникам успехов и не следить за ними в добром смысле? Издавать бы писательские еженедельники в каждом городе и населённом пункте, тогда бы читатель сам выбрал своего писателя и следил за его творчеством. Не пришлось бы тогда авторам писать рецензии на собственные книги, труды бы оценил неглупый и увлечённый читатель, зритель и т.д. Берегите писателей, милые люди, интересуйтесь их нетленным творчеством - только ради этого они станут жить, писать и набираться впечатлений для новых и новых трудов.
http://proartinfo.ru/article/1014578-provintsialnye-pisateli-o-stolichnykh