Кому нужна пародия? | Наша молодежь

Jul 10, 2015 21:07



Отрываюсь от работы над повестью (может, выйдет роман) в жанре «постапокалипсиса» - наводит, так сказать, на след известный литературный пародист по имени Евгений Минин. Сбрасываю ему ссылку на публикацию Дмитрия Карина об омском литературном процессе и плагиате в правлении СПР, Евгений отвечает вопросом:
- Кому нужна пародия?
По-моему, пародий в толстых литературных журналах никто не печатает больше него. Ради интереса, читатели, пройдите на сайт «Журнального зала» и найдите этого замечательного в качественном и в количественном смысле автора.
Сначала разберёмся, что понимается под словом и понятием пародия. Если не брать во внимание определение, данное в интернете, например, то пародия в моём скромном представлении - это произведение, стихотворное или прозаическое, сделанное для того, чтобы раскрыть новую сущность предмета, показать его с отличающегося ракурса. Меняем угол обзора, а значит, видим и понимаем со второй стороны, с третьей, с пятой и т.д. Пародия на литературное произведение - вещь полезная, вне сомнения, помогает переоценить-переосмыслить как свои возможности, так и талант соседа, что называется. Нередко случается и такой «катаклизм», что пародию читать интересней и веселей, нежели первоначальное произведение. Напрашивается вопрос, что лучше: читать книгу или смотреть фильм по роману или по повести - в жанре «постапокалипсиса», например? Что лучше или к месту: слушать стихи из уст поэта (может, графомана) или песню с этими же стихами от барда-любителя (на старой гитаре) или более профессионального певца?
Надо обязательно сказать, что я до сих пор состою в литературном объединении Николая Трегубова - редактора журнала «Преодоление» и члена Союза писателей России. До сих пор слушаю песни местных бардов (участников лито), написанные на стихи наших омских авторов. Роберт Удалов, частый гость родного творческого объединения и член Союза российских писателей, навещает литературный кружок с одной целью - послушать песни Елизаветы Витман или Валерия Власова, моего однофамильца. А добросовестные музыкальные пародии ценятся не меньше прекрасных стихов, завораживающего чтения короткой прозы или мощного отрывка из романа.
Пародии на меня пишут в родном лито, печатают их тоже - в журнале «Преодоление». Наши пародисты-любители умудряются написать стёб не только на определённое произведение, даёшь волю - могут «закатать» на целый цикл или на единственный литературный портрет, образ. Одно дело, когда пишут добрую пародию, а второе, когда злую и принижающую достоинство. Добрая пародия и воспринимается с добром, а после злого «повторения» остаётся лишь нехороший осадок и вскоре забывается, конечно. Критику назвать пародией на произведение, думаю, нельзя по определению. Стёбом - ещё куда ни шло, но пародией - нет.
Зачем нужна пародия? Во-первых, сказать человеку, что он задевает за живое и не без таланта. Во-вторых, подчеркнуть особенно проникновенные черты, образы, потуги. Мне нравится огромный роман Льва Толстого «Война и мир», я пишу на него пародию - отправляю героев повествования воевать с пришельцами на Марс или в другую галактику. А в-третьих, пародией можно высмеять, причём исковеркать многое. На подобные «труды» нередко обижаются и могут при возможности всыпать ремня, дать пинка или затрещину лёгкую «подкинуть», хотя могут и «охерачить» - любимое слово одного из молодых бойцов в романе Захара Прилепина «Санькя».
Кому нужна пародия? Добираемся до названия текста что ли? А нужна, чтобы приумножить амбиции автора или даже целого творческого концерна. Открываю толстый красноярский литературный журнал «День и ночь» (редактор: Марина Саввиных), читаю ряд пародий на неё и на её коллег, написанных разными неплохими авторами. Затем беру также не тонкий журнал «Новый мир», вижу пародии на Андрея Василевского. Раньше редактора крупных журналов не ставили приоритет на себе, не создавали из общероссийского ресурса клуб имени себя любимого. Сейчас - дела идут наоборот. Критика пишется в основном на заказ, а пародии - часто под формат и для более выгодных клиентов. Читаешь одни пародии, чувствуешь, что автор пишет их сердцем, выбирает образы искренно, а иной раз читаешь заказные, сделанные по договорённости.
Приезжая в Омск, молодой поэт и критик Борис Кутенков рассказывает о своём старшем коллеге Льве Аннинском, что тот пишет критику и пародии на заказ. Начинает работать за деньги с недавних пор, потому что капиталистический строй, говорит, механизм трудный и беспощадный к людям. Да и что ему на пенсии делать? Александр Петрушкин просит литературных коллег, чтобы они писали на него как можно больше пародий.
- Хочешь, Вить, попрошу Сашу, чтобы и на тебя пародий настряпали? Он пишет как робот. Было дело, Марина Саввиных просила меня написать несколько пародий на её друзей и знакомых. Соглашаюсь, конечно. Публикация в «День и ночь» не лишняя.
- С Лёшей Зыряновым, что не поделили, он ведь тебя вызывал на литературную дуэль? - спрашиваю с интересом.
- Не буду с ним воевать, на заказ он писать не умеет, а значит, не профессионал, - качает головой Боря.
Кутенков - человек искренний и славный малый, правда, мышечный корсет слабый. Но что Боря говорит, то и думает, я в него верю.
- Сбежал я от одного недоброжелателя, - хохочет Боря. - Ноги надо тренировать, это главное! Читал в сети про Мишу Стрельцова - бывшего ответственного секретаря журнала «День и ночь». Этот пробежал почти километр до полицейского участка, и заявление написал на обидчиков. После мероприятия на него напали два коллеги. Один плюнул, а второй дал пинка. Да почитай сам, загугли.
Историю эту знаю, она была популярной в местном отделении СРП в кругу приближённых к Александру Лейферу и Вероники Шелленберг. Лейфера тогда исключили из состава редколлегии журнала «День и ночь», говорили, мол, что заступился за Стрельцова. И на это событие, скажем, поэт и любитель фантастики Вениамин Вениаминович Каплун написал пародию, опубликовал в журнале Николая Михайловича Трегубова.
Пародия - произведение продуктивное, если имеется спрос. Здорово, когда показываешь коллегам множество не только стихов, но и пародий на них. Любая добрая пародия на тебя - плюс к самооценке и небольшое, но всё равно стимулирование творчества. Если на вас пишут, значит, вы популярны. Не могут же авторы-читатели просто так сделать пародию на непонравившееся сочинение. Это непонятно и практически бесцельно - по определению снова-таки.
Настоящая пародия, скажем, не на литературное произведение и не на определённое событие, а на действия известных политиков - способна вызвать небывалый восторг аудитории, поднять рейтинг автора. Писателей-пародистов высокого уровня немного. А если судить о пародийном творчестве, глядя «Камеди Клаб» и всякие «Батлы», то талантливых производителей юмора ещё меньше.
- Ты - пародия на человека! - увлекательное изречение?
Общаясь с коллегами по перу и по учительскому цеху, встреваю в политические разговоры и слушаю оценку работы президентов. Один творческий коллега говорит, что Барак Обама и Пётр Порошенко - это неудачные пародии на людей с претензией на управление страной. Второй, не творческий, но чрезвычайно умный человек комментирует, мол, действия Саакашвили пародийными-то назвать трудно, это, скорее всего, биоробот.
- Почему вы так говорите? - возмущаюсь иногда. Действительно, как человека можно назвать биороботом, это необходимо исчерпывающе доказать.
- Объясняю, - вздыхает старший товарищ. - Биоробот имеет идентичные человеку биологические ткани, за исключением головного мозга. Он заменён на электронный, в виде какого-нибудь микропроцессора заводского производства, не уступающий по интеллекту биологическому. Но электроника имеет программу, Вить. Вытворял бы Саакашвили глупости, имея человеческий мозг?
- Жесть! - оцениваю как школьник, простите. Чем занимаюсь, оттого и страдаю, честно.
А вот мой литературный коллега Игорь Федоровский не прочь заручиться пародийной поддержкой. Многие читатели захотят познакомиться с более серьёзным творчеством автора, прочитав на него пародию. Работая с этим видом письменного искусства нельзя забывать, что оно должно приумножать добро, стимулируя только светлые чувства и положительные эмоции. Иначе за пародистом закрепится прозвище «Чернокнижник», хотя не факт, конечно.
http://nasha-molodezh.ru/blogs/viktor-vlasov/komu-nuzhna-parodiya.html - взято с НМ

Омск, писатель, Красноярск, пародия, День и ночь, Виктор Власов, Евгений Минин, графоманы, литература, автор, периодика, поэт, журналы, плагиат, журналист, Михаил Стрельцов, Борис Кутенков, культура, Марина Саввиных

Previous post Next post
Up