http://nasha-molodezh.ru/blogs/viktor-vlasov/bulvarovtsyi-vperyod.html На подходе второй номер омского литературного коммерческого проекта «Бульвар Зелёный». Что стоит в наше время заниматься издательским неблагодарным делом? Сколько усилий и средств регулярно тратится на производство литературного бумажного журнала? Виртуальный ресурс и публикации на нём - это одно, а вот работа с бумажным журналом - совсем иное. Некоторые города России так и не могут рассказать, похвастать своими литературными журналами - их попросту нет. Я не говорю о мелких сибирских городах, таких как Тара или Большеречье. Какие литературные журналы вы знаете, например, в Тюмени, в Перми или в Уренгое? А в Омске?.. В последнем (сибирском городе на слиянии Иртыша и Оми) есть один замечательный и некапризный проект.
Выходцы из литературного журнала «Вольный лист»: Виктор Власов, Иван Таран, Игорь Федоровский, Анастасия Орлова, Алексей Шинкеев - и другие продолжают заниматься издательской деятельностью. «Бульвар Зелёный» - уже не новый проект, проливающий свет на литературную землю Омска во второй раз. На цветной обложке этого издания можно увидеть фотографии молодых авторов и не очень. В его редколлегии есть интеллектик Владимир Стацинский, приглашённый Виктором, работает с поэзией и прозой Пётр Кузин (писатель, которому семьдесят девятый год). Молодёжь в основном трудится над составлением номера и рассылает приглашения новым авторам через социальные сети.
- Виктор, что стоит издавать журнал с прозой и поэзией? - спрашиваю руководителя.
- Денег, конечно. Сколько собираем с авторов, столько и обходится количественная составляющая. Вёрстка сейчас дорогая и работа с обложкой недешёвая. Пять-шесть тысяч дяденьке-специалисту отдай, чтобы тот поработал на компьютере. Надо нам научиться действовать с вёрсткой. Понадеялись на одну специалистку, Настю Бублову, она верстала один из «Вольных листов», плоховато сделала, комментирует её тёзка Орлова, но всё-таки. Согласилась сверстать за пару тысяч «Бульвар», но уволилась с работы, а дома программы такой нет. В итоге - вёрстка обходится немало в серьёзной типографии. Есть неплохие типографии в Омске, но мало. Старое оборудование и недобросовестные сотрудники… Некоторые до сих пор верстают в программе «Ворд», представляешь?.. «Вариант-Омск», например, «Дюма-Студию» также. Есть типография в частном доме - «Апельсин», там вообще обложка отклеивается через пару дней, безобразно делают корешок. Потом гости из Москвы, видя этакий «самопал», похихикивают, сплетничают. Думаю, из-за этого Омск не считают литературной провинцией. Вот Новосибирск - дело другое. Ни Станислав Михайлов (заведующий отделом поэзии «Сибирские огни») ни тем более Владимир Берязев не жаловались на типографию. Ещё качественная типография в Бийске, в ней Юрий Петрович Перминов частенько выпускает книги. В редакции «Бийского вестника» у Виктора Буланичева. Я там несколько раз печатался.
- Да, видел эти красивые журналы из «Бийска», - соглашаюсь. - Вы, ребята, ещё сравните качество полиграфии «Нашей молодёжи» с омским альманахом «Тарские ворота» товарища Егорова. Всё-таки по мере приближения к столице качество изданий улучшается с полиграфической стороны. Вот в Екатеринбурге хорошие журналы выходят. Борис Долинго приезжал в Омск и показывал несколько. Вот бы в Омске такие издавали… Ладно, Вить, давай о «Бульваре Зелёном».
- Как скажешь! Ваня Таран тоже любит говорить на тему литературных проектов. Спросим у него.
Спрашиваю. По телефону, правда. Этот парень мало с кем-то встречается «тет-а-тет» без Власова и Орловой.
- Иван, уважаемый, «Бульвар Зелёный» чем обосновывается? - уточняю.
- Э-э-э, - задумчиво «заряжает» в трубку юный редактор. - Смотрите вот, Дмитрий. Выходит в омском минкульте литературный проект. Сборник там или антология. В нём видишь триста авторов или даже больше. Где-то десять авторов - это настоящая поэзия или проза, я не говорю о членах разных писательских организаций, остальные - непонятно откуда взявшиеся графоманы. Причём с каждым новым проектом поражаешься, где можно насобирать столько белиберды и галиматьи. Каждый год в антологии приглашают неизвестные имена и фамилии. Помню, как Александр Лейфер сначала сказал, что взял в проект Игорёху Федоровского и Лёшу Шинкеева, а потом вдруг выясняется, что их оттуда исключили из-за недоразумений разных. Потом тот же Николай Трегубов берёт простой карандаш и черкает прямо по страницам такого проекта, ругается, вспоминая составителей, исправляет авторскую глухоту, сбив ритма и прочие «блохи»… Эти антологии он приносит на литературное объединение и они там вместе упражняются. Так вот писать нельзя!.. По-моему, в литературном журнале «Преодоление» Николая Трегубова проза и поэзия лучше, чем в министерском проекте.
- Вероятно. Туда ведь и журналистов запихивают. Очерки находятся в разделе короткого рассказа, я видел это и слышал отзывы от членов союза. Лев Трутнев говорит каждый раз, когда берёт в руки любую большую литературную антологию.
Что-то Иван Сергеевич вроде не обосновывает проект «Бульвар Зелёный», а обыкновенно говорит о наболевшем как многие писатели и поэты. Чем всё-таки обосновывает выход этого журнала? Уже говорилось по этому поводу неоднократно, но надеюсь услышать новое. Это интересно мне и скорее всего читателю, который озадачивается проблемами издания.
- Вить, выручай, - прошу Власова. - Скажи не о других типографиях, а о своём журнале, пожалуйста.
- Давай у Насти Орловой спросим или у Федоровского, - отмахивается. - Мне, понимаешь, надо про клубы сделать материал для «Нашей молодёжи». Я начал тему суицида и пообещал второй подготовить про клубы «суицидентов» и способы, которые помогают, так сказать, отогнать суицидные мысли. Фильм «Нимфоманка» видел? На Канском фестивале дали награду. Героиня в итоге обращается за помощь в клуб… У нас есть подобные клубы в России. Мало кто говорит о том, как они работают и как устраняют потребность к суициду.
Кто про что, а вшивый про баню, комментирую я. Иногда с Власовым просто нельзя общаться адекватно. Съезжает с темы, и ты хоть тресни. Приезжая в Омск, редактор екатеринбургского издательства ЭИ «Аэлита» Борис Долинго как-то нашёл с ним общий язык.
- Настя, «Бульвар Зелёный» обходится в копеечку? - спрашиваю у Насти тоже по телефону. - А потом ведь отправка авторам?
- Да, трудное дело, неблагодарное, - отвечает охотно и немного сердито. - Мы одни с Федоровским ездим по типографиям и договариваемся. Власов постоянно занят, Таран общается только с текстами, Шинкеев что-то приболел, Стацинский и Кузин работают дома. Пятнадцать тысяч надо на минимальный тираж, а потом пару штук - на рассылку авторам. С третьего номера будем повышать взносы за публикацию. С ростом доллара скачут и цены. Можем угореть, оставаясь на стареньких дровах.
- Авторы помогают пиарить проект?
- Берут дополнительные журналы и дарят своим друзьям. На этом поднимаем копеечку! Сарафанное радио работает неплохо. Многие знают, что у нас недорогой проект, который выходит в срок. Есть ещё «Литературный Ковчег», но этот в два-три раза дороже. Дима, пойми, издание журнала «Бульвар Зелёный» - просто удовлетворение от хобби и от помощи молодым авторам. У нас до сих пор открыты вакансии - любой желающий может предложить свою помощь нам в реализации проекта, как помогает шибко умный и занудный дедухай Владимир Стацинский, например. У него много друзей - докторов наук. Эти нам поставляют монографии, скучные и не интересные, но оплачиваемые. Политиков, критикующих Петра Порошенко и Америку, пока нет. В будущем, будут, мы надеемся.
Я исследую версию «ПДФ» второго «Бульвара Зелёного», в нём есть авторы из других городов и даже стран. Третий номер, сообщает Иван Таран, приготовится к выходу сразу после второго - в будущем 2015 году. А пока - с Наступающим Новым годом и ждём выхода очередного проекта «Бульваровцев».
Остаюсь на связи.