Оригинал взят у
alexey_zyryanov в
Мужское восприятие женской любви Мой омский друг прислал мне напечатанную отдельной книжкой повесть
«Белая и чёрная роза». И куда я денусь, коли уж нахожусь давным-давно в общем кузове провинциальных критиков, если не напишу хотя бы критической заметки.
Я Виктора Власова знаю, по меньшей мере, больше года. Его статьи о литературном Омске заставили меня привлечь своё внимание к той особенной творческой общности людей, где для объединения нет критериев возраста и положения в литературе. Человек-творец не отделим ведь от себе подобных. Все разделения - лишь порожденье ума жадных до высоких статусов.
Со-творчество, соединенье душ в одном порыве - и молодых, и зрелых, и в летах - объединяет группа литераторов Омска. Есть среди них и авторы советской школы словесности, но чаще - молодые девушки и парни с привитым чувством красоты и стремленьем познавать высокое искусство.
Так что же можно сказать о повести Виктора Власова «Белая и чёрная роза»? Одним словом - удивлён. Но сразу предугадав недовольный ропот читателей, расставлю акценты, коснувшиеся моих струн восприятия текста.
Знаю, в биографии Виктора имели место поездки в горячо обсуждаемую любой прессой страну
США. Поэтому-то все эти внутренние и, можно сказать, интимные стороны жизни американцев так многогранно описаны нашим омским писателем.
А вертится всё вокруг одной влюблённой пары - Амины и Светланы, двух девушек, знакомых с детства. Но мир повествования не сжался до узости сюжета их отношений, а показан талантливо и открыто, но так легко, будто о мире родного отечества и американского общества всюду раскрыто для коллективного любопытства кладезь информации. Пресловутое «открытие Америки» обнаруживается в тексте Виктора Власова непременным упоминанием быта жителей Америки, их кулуарные обыденности, о которых не знают те, кто не посвящён. А благодаря возможности познать через прожитую жизнь двух героинь отличительные перипетии нестандартных отношений в далёкой стране, все читатели становятся посвящёнными в тайны заморского государства наряду с внутренней стороной союза двух женских сердец: «То ли будоражил ароматный воздух, то ли она была возбуждена от неожиданной встречи с подругой, но дыхание захватывало, и появилась холодная дрожь. Кожа стала упругой и прохладной, гусиной. Назревало нечто непредсказуемое. Какая-то странная энергия передавалась ей от Амины. Света улавливала её бессознательно в развязной улыбке, в нежном голосе и в сверкающих глазах подруги, которые теперь глядели хищно».
Но чего вы не прочтёте, так это всей той физиологической стороны чувственной связи, с которой выступают в своих произведениях столичные постмодернисты - любители сексуально-раскрепощённого жанра. Если бы это было не так, я не стал бы рецензировать произведение из-за своей личной неприязни к показному излишеству в интимных вопросах. Я даже в юности с друзьями не говорил на так называемые «горячие темы», поэтому и описывать в статье не решился бы.
Когда у меня в начале чтения возникали предположения на счёт «грязного» продолжения, то уже представлял наш разговор с Виктором, который бы заключался в извинениях с моей стороны за невозможность писать о том, что мне противно. Но нет, тут что-то было сверх моих догадок.
«Амина взяла над Светой шефство: теперь ни одного шага «зайчонок» не делала без хозяйкиного присмотра. С одной стороны, было здорово, что за ней следил такой мудрый, сильный и приятный человек, однако, с другой - Свету не покидало ощущение, что всё непредсказуемо и зыбко, что доброта подруги может неожиданно прекратиться. Свету охватывала стыдливая благодарность, когда Амина делала свои щедрые одолжения. Света знала: за них она обязана платить. И днём, оставленная дожидаться в полупустой квартире подруги, и ночью, ворочаясь дома в постели, она умилением и самоотверженной преданностью вызывала в себе сладко-брезгливую покорность рабыни, созревшей для истязаний сердитой хозяйки. Податливость и слабость Света старалась искоренить, обещая себе не поддаваться хитростям, но каждый раз, слушая Амину, забывала об этом».
И страсти пламень молодой, и нежность женских поцелуев, и горький яд любви - всё было и имело смысл, а в итоге - редчайший образец нежнейшей прозы.
Но не всё время лишь одна сладчайшая мелодия любви, но были искры гнева, ревности и злобы, что присущи всем, кто хоть немножко был привязан к людям: «Она, краснея от замешательства, открыла медленно и отступила, опустив глаза. Вошло широкоплечее двуногое и красивое существо огромной воли. Оно сердилось, глядя пристально, с диким интересом, и, казалось, тоже замирало в ожидании. И мыслями своими, и силой, и телом оно принадлежало какому-то прекрасному огненному демоническому кругу, и от сознания этого становилось страшно и стыдно».
Нет, не демон это и не час расплаты вдруг настал, а всё намного прозаичней. Но не раскрою всех вам карт, их вам раскрыть придётся с огромным удовольствием самим.
И нет у этих девушек замкнутой цепи на чувствах, есть и личные амбиции и увлечения. Одна из героинь увлечена искусством, таким специфическим, но главное, созидательным, а в общем плане - визуальном. Но девушка «привыкла, что окружающие равнодушно относились к её увлечению», в то время как для читателя её переживания не становятся чужими, а преображают героиню до такого понятного очертания, что персонаж становится близким человеком. А это самое занятие её - весьма неординарное, как и сама девушка.
И судьбы обеих героинь сливаются в одну, и будто вместе принимаешь ты участие в сокровенном разговоре:« - Аминка, у тебя… мужчина есть? - после недолгого молчания неуверенно спросила Света.
Снова-таки с наивной улыбкой подруга обдумывала вопрос.
- Мне не нравятся мужчины, - отмахнулась она так свободно, словно вопрос касался какого-то элемента вечерней одежды. - Они - некрасивые и грубые».
В общем, есть повод удивляться несомненному таланту автора и получить удовольствие от новых знаний, как для мужчины, так и для прелестной половины человечества.
И всем советую серьёзно прочесть эту повесть.
Мне казалось, я знал Виктора Власова, а вышло, что я ошибался. Таланты Виктора раскрылись передо мной в этой маленькой книжке, где прежние границы образа конкретного человека-автора получили иной изгиб, и продемонстрировали иное и новое содержание его творчества.
Публикации:
1) Интернет-газета
"Русский дом" (США) (12.02.2014) - [оригинальная версия]