Я словно церковный батюшка на службе - на меня скидывают страсти и проблемы, невзгоды и оценки… Страждущие люди повсюду: дома или на работе, на улице или в автобусе. В теплотрассе и в подвале, наконец. Стоит мне появиться, как соратники видят помощника, а начальство - перспективу. Между тем, я - больше робот и добродушный персонаж по имени Балбес из кинокартины «Тайна железной двери».
Слушая «онлайн» отличные и милые сердцу песни из фильма «Тайна железной двери», вспоминаю прошлую смену на ОмскВинпроме и людей, которых возможно никогда не увижу, потому что постоянное обновление кадрового состава стремительно. Такова жизнь - ни о старости, ни от слабости никуда не денешься, как говорит моя бабушка.
Зинаида, казашка, похожа на госпожу Фрекен Бок статью и весёлостью - на неунывающего Карлсона. Но болят суставы, трудно поднимать руки. После пятидесяти трёх устроится куда-либо крайне сложно, практически невозможно. Не берут даже техничкой. А на Винпром - с потрохами. Заработать 650 рублей за смену - тоже не каждый выстоит 12 часов и сможет сохранить миролюбие.
- Я пахала на заводе имени Баранова, потом сократили, Вить, - рассказывает она, улыбаясь. Выше стоит - на коробке. Иначе до верхнего поддона с бутылками не добраться. Энергично подаёт мне, а я выставляю тару на конвейер. По две бутылки подаёт или по четыре, а то сразу по шесть способна - руки набиты. Если всю жизнь человек отдал предприятию, а оно бах и сократило…
Иногда родной Омск представляется мне гиблым городишкой, оставшимся в разрухе после долгой войны. Я смотрю японские мультики и читаю манга, поэтому воображению есть к чему обратиться. Простите, что не привожу в пример советские кинокартины или эмигрантскую прозу, как мой знакомый редактор и поэт, душевнобольной и страшненький Иван Сергеевич Таран. Есть творческие и деятельные люди, на которых полностью не поравняешься, это современные писатели, например, Сергей Шаргунов, Захар Прилепин или Дмитрий Быков, у них выпадает и раздражает одно качество или сразу несколько. Но вернёмся к открытой и не творческой Зинаиде. Работа на заводе может в буквальном смысле «расплющить» человека или закалить. Закаляется крепкий телом и духом, а слабый увядает, становясь более ничтожным и затюканным, как в школе…
Несёшься с коробками, полными бракованной тары, через весь цех, а мастер шутит, мол, «фантики» забыл… это накладные. Никогда не знаешь, куда поставят и где в этот день будет лучше. Иной раз в туалет не сходишь, потому что замены нет, и можешь подвести коллег. Наваливают битую бутылку из белого или синего стекла и не помнишь себя - погоняют и матерят, если не справляешься.
- 650 рублей за смену, это грязными, - продолжает Зинаида на верхотуре. - Но кто их подаст, если сидишь дома? Я здесь, потому что делать нечего больше. Насквозь провоняюсь спиртом и болотом… Тут на днях прорвало трубу, так два моих знакомых битюга вынесли бочек десять с парашей. Пёрло на весь цех, как будто рабочие разом обгадились… Эх тазик жареной баранины бы сюда!
У каждого объекта - свой микромир и страсти. Любимая тема там не производственная, хотя и про бутылки говорят часто и дозаторы, а межличностные отношения.
- Почему Ксюша бросила Серёгу, такой парень милый и отзывчивый.
- Ей 26 и у неё - ребёнок, а Серёге - только 19 лет. Женилка, может и выросла, но в голове ветер.
- Охранник пристаёт к молодым бабам, страшный как атомная катастрофа. Старый, древний, как мамонт, кто на него посмотрит? Тоже пятьдесят-шестьдесят лет…
Вот уж кто не даёт ни мечтать, ни подслушивать - мастера. Гоняют одержимо.
- Линия пустая пошла, разлупи обмотки и шуруди! - сердится дядя Саша. Он - высокий и широкий как стена. Обращается лишь по делу.
«Разлупи обмотки» - расчехли-освободи паллеты от целлофана, а «шуруди» - выставляй тару на конвейер. Иногда обыкновенный поддон называют «слоном» или «башней», если их много, один на одном, а коробки - «клетками». Бутылки - «пузырями», «сиськами» или «бомбами». «Идёт пупс» - проверяет бригадир. «Гоблин в засаде» - недовольный работой мастер. «Шланг» - лодырь. «Самосос» - работник, отхлёбывающий из трубки (за употребление алкогольной продукции увольняют без предупреждения). «Борода» - стукач (при некоторых людях лучше не откровенничать).
Завод разделён на сектора и самый большой - цех разлива. Страсти в нём кипят нешуточные. Работая в нём, видишь известных борцов и вспоминаешь цитаты из фильмов. Есть здоровый мужик, похожий на Валуева ещё чертами лица, а есть мелкий и худой сказитель - Генбо, ниндзя из клана «Красный лотос», татарин. На тележке возит бочки со спиртом Спайк Шпигл - из анимэ «Кавбой Бибоп», шутит с девчонками татуированный «Стрелок» - из «Гангрейва», помните Гарри и Брендона, этот похож на второго. Гоняет на электрокаре «Стивен Сигал» - если не молчит, то, по-моему, показывает приёмы из айкидо. На платформе розлива орудуют актёры из фильмов и герои из мультиков. Замечаешь политиков и борцов за справедливость. Увидишь путающего слова Порошенко, жмурящегося Яценюка и чёрного Барака Обаму. Говорят поэты и прозаики, театралы и юристы, что называется. Группировки трудятся разные, смотря в какую попадёшь, тех и наслушаешься. Фанаты производства, блоггеры, автолюбители, сплетники и молчуны. Спортсменов, правда, нет, а может мне не видно. Но учитель английского - я один, наверное.
Когда узнают, что ты - учитель иностранного языка и ещё бывал в штатах, то смотрят диковинно, как на доброго и пушистого инопланетянина.
- Скажи что-нибудь, а-а! - просят в голос и ждут. Неудобно как-то становится. Хочется сказать, что ты обманул и образование имеешь как многие. Но нельзя, прослыть обманщиком будет куда хуже.
- Кэн ю диг ит, са-ака-а! - кричу я остервенело. Так делает мой любимый чернокожий рестлер по имени Букер Ти. А переводится предложение нецензурно. Аудитория получает, что хочет и оценивает удовлетворительно:
- Ясно-ясно!
Угораздило же сказать, что работал в США, так вопросами заваливают. И каждому рассказываешь почти одно и то же.
- А говорят в разных штатах по-разному - как мы и украинцы, короче, - объясняю. Здорово порой быть в центре внимания и чем-то отличаться от остальных. - в одном - вместо гласной «а» говорят «о» или «э», во втором - оглушают звонкие гласные. В школе или в университете привыкаешь к одному произношению, а получаешь совсем другое. Мало того - много сленга и сокращений. Зато наедаешься заморщины - гуану-бану пробуешь, охрас или мальпигию. Бразильский орех или рамбутан.
Названия коробят - вижу, как одни слушатели кривятся. Другие - внимательно и с интересом слушают. Заводчане - не те способные долго и правильно слушать. Долг службы и большой опыт подсказывают, что лучше занять назначенные позиции, трудиться, чем страдать от полученных знаний. Всё что нужно на предприятии - это выполнять работу безоговорочно и в срок. Поговорить во время ударного труда себе дороже, лучше это сделать на обеде или на ужине. Но если удаётся найти собеседника на месте, то рабочий день делается веселее. Здорово совмещать одно с другим. Лично мне нравится общаться с читателями, а кто бы мог подумать? Представляете: работаете вы, уйдя в мысли, а потом вдруг замечаете, что на вас кто-то пялится. Поднимаете глаза и пару секунд не понимаете, что человеку нужно.
- Ты - Витя Власов, правильно? - уточняет пухлая девушка лет тридцати пяти, на самом деле ей гораздо меньше. - Пишешь про Америку, Японию и в последнее время взял курс на православие.
- Да, я - Витя Власов, верно, - улыбаюсь, разглядывая её раскрасневшееся круглое лицо. В другой ситуации, возможно, тот же самый человек покажется менее милым по разным причинам, но здесь - даже кстати. - Представляюсь проще на видео, как известные блоггеры… Типа «хаю хай, с вами Ивангай» или «Всем привет, я - Макс +100500». Витя Власов - не столь круто, но в этом фишка.
- Да-да, - кивает она. В красной специальной футболке до колен девушка похоже на окрашенного Колобка. - «Белую и чёрную розу» ты написал, съездив за границу, а «Красный лотос» и «Последний рассвет» - о средневековой Японии… как получилось? В твоих статьях много про ниндзя и анимэ, но в Японии не был, по крайней мере, не писал про это.
- В Японии не был, но мечтаю поехать, как Борис Акунин, например.
- «Белая и чёрная роза» - повесть о подростках…
- Ты - школьный учитель, а здесь что забыл? - перебивает.
- Подрабатываю по-быстрому. Думать замучиваешься.
Всегда интересны люди, которые обсуждают ваши любимые темы. Причём неважно симпатичные ли они или ужас какие на вид. Сразу хочется быть Дмитрием Быковым, Захаром Прилепиным или Михаилом Веллером, чтобы разом набирать аудиторию и знать, кто придёт на встречу. Невзирая на качества, повторюсь, конечно.
- Тебе нравится проза доктора наук Петра Алёшкина и протоиерея Андрея Ткачёва, ты работаешь со специалистом из Омской епархии Светланой Баранцевой, долго уже работаешь и плодотворно, - рассказывает она. - Твои работы редактирует и советует в «Час Кор» Игорь Фунт, помогает Николай Березовский и его тёзка Трегубов. Ты читал рассказы современника Льва Трутнева и публицистику Станислава Куняева. Они оба дарили тебе книги. Ты печатался в газете Вячеслава Огрызко - в «Литературной России».
- Ты кто? - выясняю.
- У меня папа - член Союза писателей России, прожужжал уши, рассказывая о пареньке из «Нашей молодёжи», русском японце, побывавшем в США.
До чего замечательно, когда находится фанат. Пусть не ярый, но следящий за творчеством.
- Ты одобряешь мои интервью с батюшками? - не знаю, почему спрашиваю. - Я практически с бухты барахты взял курс на православие. Не достаёт чего-то. Когда общаюсь с историком, то выясняю сведения из литературы, а когда с литератором, то обязательно касаюсь истории. Один умный мужик сказал, что в духовенстве можно остаться надолго, поскольку люди там необычные. Если наша омская семинария даёт хорошие знания, то представляю, какие толковые люди выходят из подобных заведений в разных городах.
- Православие - это целиком. Путь. Ты идёшь и тебе ведь нужно знать всё, куда, зачем и какая дорога… Нужны знания - они там есть и практика имеется. Несмотря на то, что это поздняя религия, результаты - видные. Есть читать работы, опубликованные на «Православие.ру» или в журнале «Фома», то понимаешь, что православие - вера и знания в одном ключе. Уповаешь на Бога, значит, есть источник, а с батюшками можно пообщаться часто - они проводники и подскажут.
Ловлю себя на мысли, что слушаю, раскрывши рот, и почти не работаю. А она, закидывая брак в коробки, говорит без напряга.
- Выиграл конкурс «Учитель, перед именем твоим…» - это означает, что нужно писать об учителях дальше и выходить на других батюшек, - продолжает загадочная собеседница. - На обложке журнала «Наша молодёжь» - священник, значит, редактор понимает в православии. Почему бы не предложить в глянец работы о более молодых священнослужителях? Как справляются молодые, а точнее как они получают сан? Мало кто в Омске пишет о церковных людях - только специальные журналисты из посвящённых ресурсов. А надо бы батюшку на каждый информационный портал. Чище бы новости поступали, и читатель был бы светлей. Пусть тебе расскажут о нашей омской духовной семинарии, поговорить бы с отцом Димитрием Олиховым.
- Так ты… за мной! - неожиданно зовёт нарисовавшаяся мастер. - На склад гофры.
Некоторое время я перевариваю услышанное и действительно, как робот-Балбес, произвожу действия по направлению к станку. Вспоминаю знакомых мне членов Союза писателей России, пытаюсь сличить людей… Освобождаюсь, бегу на склад. Ищу эту девушку, оказывается, никто не понимает, о ком я говорю и мало того - никого сюда из новеньких не звали.
Дома рассказываю о девушке-фанатке и там - слушают «в пол оборота» и неохотно, занимаясь своими делами. Становится грустно. На следующую смену и потом - девушку эту не вижу. Спрашиваю по телефону знакомых участников писательской организации, отвечают, мол, дочери есть, но про Винпром от них не слышали.
- Красная футболка фирменная!.. Пухлая такая в серой кепке от «Найк», - кричу в трубку приметы.
- Ты там перегрелся, э-э, балбес!? - также криком отвечает Николай Березовский. - Бутылку мне оттуда принеси, давай на выходных…
Удивительно. Других слов не нахожу.
* Советский детский художественный фильм по мотивам повести Юрия Томина «Шёл по городу волшебник».
http://nasha-molodezh.ru/blogs/viktor-vlasov/ya-robot-ya-balbes-ili-svoi-na-vinprome.html