Планирую открыть на своём блоге рубрику, посвящённую лишь учителям и образованию. Мечтаю, как мечтатель-«дример»… знаете, кого в США таковыми называют? Бомжей. Хотя многие бездомные там и неплохо выглядят. Представляете, подходит к тебе здоровенный афроамериканский мужик в Нью-Йорке (в закоулке), сильно заросший почти со всех сторон, широко улыбается, скаля идеально белые и крупные зубы. Он одет в «ретро» и смотрит, будто поверх тебя, вскользь. Ненавязчиво просит:
- Гив ми файв, ёу мэн.
Я думаю, давать или не давать пять долларов. Меньше «файв бакс» нью-йоркские «мечтатели» обычно не просят - жизнь недешёвая штука. А почему мечтатели-то? Буквально с самого аэропорта им. Джона Кеннеди нас (студентов), долго уговаривая, забирает такси с одним чернокожим мужчиной лет пятидесяти. Во время дальней поездки из одного огромного населённого пункта, в сокращении звучащего «Най», это «NY» - New-York city, до другого более мелкого, Сэлив рассказывает, что он - добрый «dreamer», который зарабатывает настоящей работой, а не попрошайничеством, как цветные братья.
- Попробуйте, парни, не дать ему пятачок!.. - хохочет он тоненько, щуря оливки глаз. - За день столько насобирает, что и на работу не надо ходить. У бомжей, «мечтателей» - касты, иерархия. А «мечтателями» зовутся потому, что сидят в основном, пряча глаза за тёмными очками, глядят в небо. Мечтают, короче, о лучшей жизни!
Вот и я планирую-мечтаю открыть колонку, работать в сфере, в которой вращаюсь сам. Но отвлекаюсь часто-часто. Кажется, надо отлично написать об учителях, например, в газете КПРФ «Красный путь», но ответственный за внештатного корреспондента сотрудник ругается в трубку телефона, мол, если хвалю человека, то нужно обязательно поругать заработный достаток, а следом - администрацию города.
- Виктор, - рекомендует друг и работник газеты «Красный путь» Игорь Федоровский. - Напиши сразу, что этот работник образования побирается, хрен без соли доедает, не на что ему детей учить, а потом уж пару слов о том, какой он хороший. А дороги плохие, провода торчат, мусор не выносится, жильцы жалуются на ЖКХ, бухгалтерия ворует, давай-ка с этого начни - пойдёт успешнее!.. Устал за себя добавлять факты коррупции…
Игра-то здесь каким боком, уважаемые? К «мечтателям» - американским рослым бомжам или омским коммунистам? Сам не знаю. Хочу вот перейти к соли - к замечательному человеку и педагогу Людмиле Ласточкиной, работающей в «Доме пионеров» на далёкой от меня улице Магистральная, но недосуг. Отвлекаюсь снова, мечтаю…
Сосредотачиваюсь. Вспоминаю отличное мероприятие, накануне проведённое работником сектора дошкольного образования Омской епархии Светланой Петровной Баранцевой. Так здорово на нём выступает Людмила Александровна, демонстрирует изготовление-сворачивание тряпичной куклы - игрушки для ребёнка. Где, как ни в музее народной и самодельной игрушки необходимо собрать педагогов и показать ручное производство с помощью подручных материалов. Чуткие пальцы педагога дополнительного образования Людмилы Ласточкиной творят чудеса, невесомо и запросто мастеря игрушку. Собравшиеся на мастер-классе учителя записывают её действия в блокнот, стремительно повторяют. Тогда и общаюсь с этой обаятельной женщиной, интересуюсь её работой в «Доме пионеров».
- В чём заключается ваша работа? Откуда у вас чудесный навык изготовления игрушки?
- Руковожу постоянно действующей выставкой «Дом народной игрушки», созданной на базе Центра творчества «Дом пионеров». Выставка явилась результатом реализации социально значимого проекта при материальной поддержке Правительства Омской области. Интерьер русской избы с печью, полочками, туесками и утварью, организация мероприятий в народных традициях - национально-культурный компонент в образовательном пространстве нашего Центра, воспитательная среда, способствующая полноценному процессу идентификации личности своему этносу. Ребята участвуют в викторинах, конкурсах, беседах, праздниках, народных игровых программах, посещают экспозиции выставки. Причем, к участию привлекаются не только учащиеся нашего Центра, но и школ города. Вспоминается фраза, сказанная одним из посетителей: «Я хочу здесь жить!». Что может быть дороже подобной оценки нашего труда?
- Что важно для вас и для детей?
- Большое значение придаём благотворительной деятельности - ребята изготавливают текстильных кукол для ветеранов ВОВ, ветеранов труда, для детей из малообеспеченных семей, участвуют в пополнении фонда выставки экспонатами, изготовленными своими руками по традиционным образцам, занимаются собирательством - приносят вышивки своих прабабушек, куклы, игрушки, занимаются реставрацией. Привлечение ребёнка к сохранению и приумножению проявлений традиционной культуры стимулирует познавательный интерес к истории народа, воспитывает бережное отношение к народному искусству. В рамках работы выставки закрепилась традиция организации мероприятий для педагогов дополнительного образования ДОУ города, учителей СОШ. Большое внимание уделяется сотрудничеству с родителями. Так, на базе выставки утвердилась инициативная группа детей и их родителей. Вошли в традицию совместные занятия, организация мини - экспозиций и, конечно, проведение праздников и игровых программ. Интересно наблюдать за тем, как в паре мама и ребенок создают свой неповторимый шедевр. С какой трепетной гордостью ребенок смотрит на маму. Сам старается «не подкачать». Возможно, сейчас он, как никогда, благодарен ей за то, что она окунулась в сферу его детских смыслов и впечатлений. Эти два мира, взрослый и детский, словно одаривают друг друга живительной силой взаимопонимания, укрепляя ту кровную связывающая нить, которая порою истончается лишь по вине взрослых из-за нехватки времени, бытовых и иных проблем.
- Какие формы работы с педагогами используете?
- Ведущие формы сотрудничества - круглые столы по обмену опытом, открытые социокультурные занятия с детьми, обучающие семинары - практикумы. Хочется выразить искреннюю благодарность коллеге, педагогу дополнительного образования Лилии Анатольевне Шкиря, за профессиональную поддержку, действенную помощь в организации работы «Дома народной игрушки». Пользу от нашего сотворчества трудно переоценить.
- Какие реализуете проекты в данное время?
- Сейчас на базе выставки реализуется воспитательный проект «И вновь Россия крылья обретёт…»(Духовно-нравственное воспитание как основа формирования этнической и гражданской идентичности личности), в котором актуализируются такие социокультурные категории, как семья, взаимопомощь, уют домашнего очага, счастье, чуткость, здоровье, полезные привычки, труд - творчество. В апреле вот «Дом народной игрушки» будет отмечать 5-летний юбилей. К настоящему времени фонд выставки пополнился куклами народов мира в национальных костюмах. Это куклы России, Японии, Монголии, Болгарии, Германии, Голландии, Китая, Казахстана, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Татарстана, Турции. За 5 лет в культурных мероприятиях выставки приняли участие около 5 тысяч посетителей в возрасте от 3-х до 16 лет.
- Есть ли талантливые дети? Сколько их?
- Принципиально считаю, что дети все талантливы. В каждом из них живёт Божественная искорка Творчества. Необходимо только создать благоприятные условия. Какие именно? Дай свободу - пусть найдёт себя в той или иной сфере творчества, ребёнок должен испытать восторг и потребность Творить самому. Модель сотрудничества - залог педагогического успеха. В нашем Центре эта модель ставится «во главу угла». Этим объясняются многочисленные достижения наших детских коллективов на мероприятиях различного уровня. Образцовый ансамбль «Вдохновение» под руководством Дерябиной Ю.Н., танцевальный ансамбль «Гармония» Богатыревой С.М. неоднократно выступали за рубежом, где получали высокую оценку - Дипломы I степени. Изостудию «Солнечный круг» Мальчихиной М.А. также знают во всем мире. Это только несколько примеров.
- Где учились и где работали вообще? Вы играете на аккордеоне? Как совмещается игра на музыкальном инструменте и сворачивание игрушек?
- Училась в Восточно-Сибирской Государственной академии культуры и искусств на отделении народных инструментов. Специальность - аккордеон. А в Центре работаю с 1982 года. Сначала работала аккордеонисткой-аккомпаниатором на вокальном и танцевальном коллективах. В 1984 г. организовала первый в «Доме пионеров» фольклорный коллектив «Лапоточки». Ансамбль был известен в городе - мы выступали на предприятиях, в пионерских лагерях, на площадках Парков Культуры. Дети взрослели, уходили. На смену им приходили новые артисты. Этот мир детства - в движении, развитии, познании, в котором постоянно сосуществуешь вместе с детьми - подарок судьбы, её светлый и чистый ореол, его трудно променять на нечто другое - обыденное, монотонное. Я так чувствую…
- Сколько детей? - обыкновенно интересно, сколько у педагога детей вообще?
- Мои первые «детки» - учащиеся уже взрослые, имеют по 2-3 ребёнка. Связь между нами сохранилась до сих пор. Я слушаю слова их признания и у меня «вырастают крылья. Где-то так…
- С какого возраста, по-вашему, нужно приучать ребёнка к творчеству?
- С пеленок. Ребёнок изначально ко всему подходит творчески. Важно не приучить, важно не заглушить этот процесс. А понять его задатки можно по степени интереса к тому или иному явлению, событию и т.п. Пример самого педагога, как впрочем, и любого человека в окружении ребёнка. Мы мало смотрим на себя глазами детей, а любой педагог знает, что действие или бездействие формируют модель поведения в той или иной ситуации гораздо эффективнее, чем сказанное слово. Нельзя допускать грубости по отношению к учащемуся. Внутренний мир детей легкоранимый, как тончайший хрусталь. Сделаешь трещину, ничем не восстановишь.
- Почему молодёжь бежит из Омска?
- Нет работы. Смешные зарплаты, смешнее, чем где-то даже рядом - в Екатеринбурге или в Новосибирске, например. Затем - отвратительна инфраструктура - дороги… пробки… метро нет - нервотрёпка по шкале 100 баллов! Никого не осуждаю, потому что молодёжи, рождённой в 90-х г., трудно. У них иное мышление, чем у нас. Они умнее, могут и мир перевернуть. Только поля для возделывания маловато. Люди пишут диссертации, но работают менеджерами где-то в конторах за 12 тыс. Не хочу об этом. Знаю одно - наша молодёжь защитит нас, наши трудовые усилия не заслуживают двойки.
- Что бы хотели о себе добавить?
- Занимаюсь творчеством всегда. Потребность. Пробовала себя в резьбе по дереву, литье из гипса, вязании, стихи писала и т.п. В те периоды, когда уставала от музыки. А в жизни ориентируюсь на жизненные истины, их четыре, о которых пишет Андрэ Моруа в произведении «Открытое письмо молодому человеку о науке жить»:
- Нельзя жить для себя; надо действовать; воля - царица добродетелей; надо хранить верность (слову, делу и т.д.). Пожалуй, так.
Общаясь с Людмилой Александровной Ласточкиной и наблюдая за её работой, понимаю, что уезжать маленьким развивающимся жителям незачем. На данном этапе их жизни они смогут найти себя под крылом столь деятельного педагога. А потом вспомнить, кто и для чего (и для кого) научил мастерить игрушки и просто говорил добрые слова.
http://nasha-molodezh.ru/blogs/viktor-vlasov/zhizn-nachinaetsya-s-igryi.html