Иду на работу - в школу. Каждый день примерно в одно и то же время. И прохожу мимо детского сада - мало изменившегося двухэтажного здания за изгородью и всегда открытыми большими воротами. В любую погоду я взгляну на него обязательно, провожу тёплым и трепетным взглядом. Вспомню, как здорово там было. Именно там завожу первых и лучших друзей, получаю яркие эмоции.
Однажды просыпаюсь. В садике. В спальне. Не спится больше - встаю и рассматриваю спящих детей. Нянечки поблизости нет. Скучно. Вскакиваю, конечно. Выхожу в зал, на мягкий ковёр. Подхожу к сиреневым пластмассовым ящикам, вытаскиваю игрушки. Моего любимого красного робота-трансформера Оптимуса Прайма. Там лежат ещё участники его убойной команды: Бамблби, Джаз и Рэтчет. Но у них не хватает конечностей… А вот Оптимус - самый сильный и стойкий, потому что из древнего рода Праймов. Он прохладный и выпуклый на ощупь, трансформирующийся в мощный тягач, так здорово его просто держать и представлять, как вместе с ним путешествуешь в другие галактики.
О детских воспоминаниях в садике можно написать повесть. Эх, на Рождественских чтениях мы тогда не выступали. И не знали, что такое праздник «Кузьминки». По-моему, подготовительных групп в этом детском саду нет и сейчас.
Как проходит праздник «Кузьминки» на Рождественских чтениях я могу тоже представить - воображение работает красочно, писательская ведь оптика. Но представлять в этот раз не нужно, поскольку есть замечательный человек и специалист по дошкольному образованию, который запросто делится с заинтересованными людьми.
- Поговорим, Светлана Петровна, о празднике «Кузьминки»?
- Конечно, Виктор, - соглашается методист. - А в прорубь-то нырять не собираешься?
- Боюсь-боюсь что-то, - мысль об окунании в ледяную воду приводит в дрожь. Колотит как на войне, наверное. Хотя мои знакомые не чихают и не кашляют после этакого погружения в лёд.
- Дорогу осилит идущий.
Впрочем - без лишних слов. Зачем делового человека задерживать?
- Участниками подсекции Рождественских чтений, проводимых в 148 детском саду, стали 37 педагогов-воспитателей, старших воспитателей дошкольных образовательных организаций. Подсекция начала свою работу с благословения протоиерея Димитрия Олихова, пожелавшего хорошей работы и выразившего надежду на то, что работа воспитателей по формированию нравственности и духовности в детях продолжится и в школе в дальнейшем. Затем воспитатели и дети детского сада показали мастер-класс «Праздник Кузьминки». Праздник на Руси празднуется 14 ноября. День Козмы и Дамиана. Кузьму и Демьяна почитают и покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они считаются покровителями ремесел - «Рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел, женского рукоделия. Ещё Кузьму и Демьяна и помощниками в книжном учении.
Не знаю, как для кого-то, но для меня Светлана Петровна - очень компетентный и понимающий человек. Она без лишних рассказов поделится необходимой информацией для полезного дела. Она как научный руководитель для меня, куратор, наставник, замечательный собеседник. Глядишь, из работников епархии я узнаю больше интересных людей, похожих на неё. Так, всё… не отвлекаюсь!
- Что было на празднике, Светлана Петровна? - продолжаю расспрос.
- Воспитанники подготовительной группы вместе со своими воспитателями и музыкальным руководителем детского сада средствами весёлого осеннего праздника рассказали о русских традициях и обычаях. Вспомнили пословицы о труде, поговорили о трудолюбии, спели задорные песни и сплясали танцы. Рассказали о том, как важно трудиться и учиться. Праздник получился радостный и поучительный, дал заряд на дальнейшую работу. Затем воспитатели делились опытом работы по духовно-нравственному воспитанию. Много говорили о сотрудничестве с семьями воспитанников, вспоминая добрые православные традиции. Сегодня в детских садах создаются родительские клубы, много внимания уделяется русской культуре, народным играм, которые несут в себе заряд добра, учат отношениям.
Методист Баранцева может долго рассказывать о культуре и образовании. Ей бы лекции давать студентам ВУЗа и волонтёрам разных возрастов. Приглашает на мероприятия, например, батюшку Александра Алексеева и участников различных добровольческих организаций. Многое делает на энтузиазме. Побольше бы таких людей, конечно. Беречь её надо, беречь. Она толком не спит (по крайней мере, мне так кажется) - читает стихи и скидывает на «Фейсбуке» ссылки на видеоблогги православных священников. Недавно предлагает мне познакомиться с рассуждениями известного писателя протоиерея Андрея Ткачёва, колумниста крупного ресурса «Православие.ру» и члена редколлегии журнала «Отрок.ua». Почти дочитываю книгу его замечательных рассказов-притч «Страна чудес», подаренную мне миссионером Сергеем Агейченко из Храма св. Татианы.
Что же до народных праздников и родных традиций, дорогие читатели? Они отражают и выражают реальные взаимоотношения людей социума, являются важным средством формирования и закрепления нравственных чувств, нравственных норм и привычек, определяющих поведение. Они выступают действенным условием образования эмоционального фона коллективной жизни, на их основе в группах разного уровня складывается своеобразная сеть межличностных отношений, социально-психологических взаимодействий. Именно через народные традиции каждое новое поколение усваивает опыт старших поколений, нормы и принципы поведения, осваивает и «присваивает» социальный мир. Поэтому воспитание подрастающего поколения в народных традициях - одна из важных задач образовательного процесса. Время повернуть назад и возродить к жизни естественные формы празднично-обрядовой культуры невозможно, ибо «…любые попытки возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления исторической среды их обитания обречены на провал. Вне данной среды любая традиция будет существовать в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать как собственное национальное самоощущение».
К сожалению, я не попадаю на этот праздник в детский сад. Есть у меня работа в школе, помните? А там отпускают лишь после письма… Обозреваю мероприятия с участием Омской Епархии с удовольствием и с чувством выполненного долга.
Спрошу напоследок у Светланы Петровны Баранцевой, а как раскрыть творческий потенциал ребёнка?
- Раскрытие творческого потенциала ребёнка возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для детей, является, игра. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.) Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Приобщаем будущее поколение к культуре проведения праздничного досуга, не в буйном разгуле, а следуя мудрой традиции предков.
Дома у меня есть игрушка. Красная, яркая. Робот-трансформер. Оптимус. Из древнего рода, помните? Покупаю для сына не только этого героя, но и многое другое - тоже пластмассовое, издающее звуки и выпуклое. Но вот играет он больше именно с ним. По крайней мере, мне так кажется. В детский сад мой Сашка пойдёт относительно скоро - в тот, куда ходил его папа…
http://nasha-molodezh.ru/blogs/viktor-vlasov/ya-pomnyu-svoy-prekrasnyiy-detskiy-sad.html