Джузеппе Унгаретти. Где свет

Nov 15, 2012 19:17


.

ПОЖЕЛАНИЕ САМОМУ СЕБЕ КО ДНЮ РОЖДЕНЬЯ

.

1935

.

.

Мягко склоняется солнце;

Расстается со днем

Слишком ясное небо.

Одиночество срезает, как ветви,

.

Смутное, как издалёка,

Мельтешение голосов.

Обида прельщает себя - этот час

Имеет странное свойство.

.

Не в первый ли раз

Подступает ко мне оголенная осень?

И, не имея в себе больше тайны,

.

Да, спешит принять позолоту

Зрелый возраст, отбросив

Безумия дар.

.

И все же, и все же - кричу:

Быстрая молодость чувств,

Что держишь меня впотьмах от меня самого,

Вместе со мной

Образы вечного познавая,

.

Не уходи, не оставляй меня, страданье!

.

____________________________________________

.



ГДЕ СВЕТ

.

1930

.

Словно жаворонок на волнах,

В ласках ветра, над молодыми лугами -

Руки знают, как ты легка - приходи.

.

Оторвемся от буден земли, что у нас под ногами,

И от зла, и от неба,

И от крови моей, скорой на бранный зов,

Ступнями легкими теней,

Воспоминаний в радостным беге,

В румянце будущих зорь.

.

Туда, где свет не томит листву,

А сны и унынья пустые

К иным берегам уплыли,

Приди, я тебя понесу

На эти холмы золотые.

.

Где время встанет над нами.

Вольными от бремени лет,

Где потерянный чистый свет

Расстелется пеленами.

.

.

_______________________________________________

.

Лирика Унгаретти с начала и до конца его поэтического пути неизменно носит религиозный подтекст. (Впрочем, для итальянской поэзии вообще характерен постоянный напряженный диалог с религией, что в творчестве авторов-агностиков, атеистов, масонов проявлено не менее ярко, чем у поэтов, бывших искренними католиками.)  Как и во всем творчестве Унгаретти до второй мировой войны, в этом стихотворении 1930 года вновь звучит скрытая полемика с христианством. Напомним, что вопрос об отношении к христианству для Унгаретти имел значение весьма интимное: для него, выросшего вне Италии, в Александрии, в преимущественно мусульманском окружении, христианство было не традицией родной почвы, но прежде всего живой верой матери (она растила детей одна, рано оставшись вдовой), горячей и ревностной католички, и верой собственного детства. Утрата детской преданности католическому благочестию для поэта оставалась раной всегда. Уже стихи 1915 - 1918 гг. показывают, что в опыте войны Унгаретти ищет путей нового познания Бога. Публичное возвращение в Церковь в 1928 году (покаянное паломничество в Ассизи) для поэта не могло быть лишь делом общественного престижа. Конечно, после известных Латеранских соглашений, когда режим Муссолини и Ватикан положили конец противостоянию, разделявшему Церковь и государство в течение шестидесяти лет, для любого деятеля культуры, не стремившегося демонстрировать оппозиционность существующему порядку, быть, хотя бы внешне, католиком стало делом приличия и свидетельством благонадежности. Но в стихах этого периода Унгаретти совершенно не старается маскировать остающийся в нем в полной силе протест против христианского учения о поврежденности мира и человека первородным грехом. Само название - «Dove la luce» («Там, где свет») - напоминает слова заупокойных молитвословий («Покой вечный даруй им, Господи, и вечный свет да сияет им» и мн. др.). Слова «там, где свет» - в уме католика сразу пробуждают мысль о загробной жизни. В тексте оригинала библейские и литургические аллюзии еще более видны. Например, выражение, которое в переводе передано как «потерянный чистый свет», в оригинале - «perduto nimbo», т. е. потерянное сияние (святости), что тоже является явной отсылкой к словам церковных песнопений об утраченной в грехопадении святости первозданного Адама. Эту утраченную святость поэт надеется обрести не в вере по Тридентскому катехизису и не в аскетическом умерщвлении плоти. В чувственной и в то же время одухотворенной любви, в причастии как самым простым инстинктам, так и страданию, и смерти, что свойственны всему природному миру, - ко всему этому «низменному» и «плотскому» осознаваемому как прекрасное, поэт и находит то единение с Абсолютом и Вечностью, к которому зовет вера. Бог как Красота и Полнота бытия противостоит у Унгаретти концепции Бога-Страшного Судии:

.

И словно листва,

Восторгаются в воздухе руки…

.

Кто кого боится теперь? Кто кого осуждает?

.

(«Точно дитя», 1934).

.

Итальянские храмы, переполненные надгробными плитами, памятниками и надписями, с постоянно используемой символикой смерти, с натуралистическими изображениями агонии, настойчиво внушают мысль о смерти как о желанном исходе, одновременно угрожая адскими муками и последним Судом. Заслуживает специального исследования, как навязчивое доминирование темы смерти в католической культуре барокко сказалось, спустя два-три века, в безбрежном пессимизме Леопарди, а к концу XIX века у так называемых поэтов-«сумеречников».

.

Габриэле Д’Аннунцио, глашатай своеволия, страсти и плоти, а после него футуристы ничего не смогли изменить: в их «бунтарстве» слишком очевидны были позерство и внутренний комформизм, чтобы их философию жизни можно было принимать всерьез. В итальянской поэзии 1920-1930-х годов, несмотря на милитаризацию, пропаганду спорта и здорового образа жизни (режиму нужны были здоровые солдаты и здоровые матери будущих солдат), тихий, беспомощный ужас перед смертью был господствующим настроением. (Удивительно, но власти не прибегали к цензурным мерам и не пытались ограничивать эту стихию, политически явно им не благоприятную. Итальянский фашизм был тоталитарным далеко не в той степени, как режимы Гитлера или Сталина.) Очевидно, огромная сила заряда, содержавшегося в церковной культуре готики и барокко, превосходила по своему воздействию на книжную культуру все иные тенденции - ренессансные, просвещенческие, масонские, социалистические и, наконец, фашистские.

.

Заслуга Унгаретти, на мой взгляд (заметная, может быть, больше взгляду со стороны, чем глазам самой итальянской культуры), в том, что он, со всем своим жизненным и историческим опытом, не соглашается сидеть в отчаянии на пепелище дискредитированной - в глазах огромной части итальянской интеллигенции с XIX века и поныне - католической веры, не пытается заполнить религиозно-мистическую потребность души какими-либо поверхностными теориями и формами социального активизма, но дает положительную надежду, указывает направления пути к целостному, гармоничному, благодарному приятию человеком своего земного удела.

.
Стихотворение, давшее повод высказать эти мысли - не из лучших и не из самых глубоких у Унгаретти: он не включил его в окончательный состав прижизненного собрания своих стихов («Жизнь человека», 1960). Однако Унгаретти как религиозный тип виден здесь вполне отчетливо.

Унгаретти, итальянская поэзия

Previous post Next post
Up