ВЕШНИМ ПОЛДНЕМ
(Париж, март 2008 г.)
Звук, иль образ напомнил - и в памяти без остановки
череда потекла прежних дней, и событий, и лиц:
тот румын-гармонист,
вешним полднем игравший «Маньчжурские сопки»
на ступенях у Gare d’Austerlitz.
Я, нашарив в карманах, отдал ему сорок сантимов.
Он кивнул, заиграл «При лужке».
И стоял я потупясь. Горела неутолимо
соль на солнце на левой щеке.
Много лет протекло. Я, как прежде, готов разрыдаться,
как проймет перебором басов
стародавний мотив. Той весне - до конца оставаться
в сердце, в хоре родных голосов:
мельтешение бликов в аккордеонных симфониях Сены
и каштан, запасающий солнце в шершавой коре,
и органом проросшие, словно колосьями, серые стены
Сен-Жермена-де-Пре.
И когда, громоздя частоколы крестов на погостах,
треплет ветер в национальных цветах
тьмы разорванных жизней, бывает до странности просто
разобраться в себе и в эпохе, в друзьях и врагах,
стоит только отдаться прибою, и соли, и брызжущей пене
этой музыки жизни и бронзовой мелочи их -
тех правдивых, до капли прожитых тобою мгновений,
хрупкости и нищете вдохновенных видений твоих.
______________________
Морис Утрилло (1883-1955). Работы разных лет