Долгая счастливая жизнь. Постановщик Борис Хлебников. 2013год.

Jan 10, 2017 01:24

В рецензии на «Эйфорию» я написала об общей сквозной теме фильмов новой волны российского кино нулевых. Тема эта, возможно, просачивается сквозь сюжет сама, помимо авторской воли и звучит так: после векового культа коллективной безликости люди захотели раскрыть свое «я» , реализовать себя для мира - но старые совковые основы, волосатая лапа примитива запихивает их обратно в общее корыто. Это как будто рок и это почти неизбежно. Не зря Вырыпаев назвал «Эйфорию» античной трагедией.

Трагедия - не только погубленная любовь, как в «Эйфории», но и растоптанный собственный бизнес, как в фильме Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», и любое подавленное внутреннее выросшее желание жить свою, а не общебезликую жизнь.

Трудно понять название картины Хлебникова, не посмотрев одноименный фильм 66-го года Геннадия Шпаликова. В фильме Шпаликова люди как будто испытывают облегчение - ушла тирания, у них появляются собственные взгляды, собственная совесть и своя жизнь - со всего этого сняты гири страха.
Тон фильма 66-го года - легкость 60-х и счастье 60-х. Герои как будто вышли из подземной тюрьмы и глубоко дышат или приехали из эмиграции и с удовольствием ступают на родную землю. Они счастливы.
Но несложившийся союз главных героев , которые как будто протрезвели - символ конца 60-х. Как и женщина в финальных кадрах фильма - она плывет на барже и бесконечно долго разочарованно смотрит за горизонт , в будущее.
Оказалось, что это не долгая счастливая жизнь, а только передышка.

Тональность фильма Хлебникова, как и фильма «Эйфория» - другая, здесь люди как будто только что родились и наощупь пытаются понять, как жить в новой жизни. Они тревожны. И когда их отношения с миром складываются , и собственная счастливая реализация получается, свое «я» раскрывается - тут-то и выясняется, что это была жестокая шутка , и все на самом деле по-старому.

И финальный застывший взгляд Александра ( из фильма Хлебникова) в себя и свое будущее, куда течет за окном река. Это оказывается тоже передышка - после нее наступил шок, которого герой просто не выдержал.
Как в фильме Шпаликова - такой же конец без продолжения.
В картине 66-го года люди словно выздоровели после долгой болезни и, счастливые, еще плохо стоят на собственных ногах. В картине Хлебникова люди уже как будто встали из мертвых - у них прошлого нет ( они все вышли из обшего котла, где никто не жил и не думал САМ), т.е., нет индивидуального, своего прошлого. Возможно, это эффект, проступивший случайно , как чернила на обратной стороне листа.

По настроению «Эйфория» - это яркий больной сон, «Долгая счастливая жизнь» Хлебникова - похмельное пробуждение, «Долгая счастливая жизнь» Шпаликова - десятилетняя ремиссия с несбыточной надеждой на выздоровление.
Фильм Хлебникова мне очень понравился, актеры очень хороши. Красивая операторская работа - дух захватывает от деревенских цветных пейзажей, холодной осенней реки.
Модельная Анна Котова в белом мини-пальто и хрупких модных сапожках, идущая по сельским грязным лужам - это круто .
И , мне показалось, что бегущая река - переличка с фильмом 66-го года, как и подвижная, «плывущая» камера, лениво обсматривающая героев и обстановку. И то, что река течет быстрее - тоже перекличка: там - разочарование и ожидание, а здесь - обухом по голове.
Комната Александра - в ней очень низко расположено окно, почти вровень с бегущей за стеклом рекой - сделать шаг, и тебя понесет течение. С Александром это и произошло.

Ирина Степанова.

Российское кино

Previous post Next post
Up