Очень интересная социология, или СМИ как кривоватое зеркало

Jan 19, 2016 13:32

Оригинал взят у trim_c в Очень интересная социология, или СМИ как кривоватое зеркало
Чрезвычайно любопытное исследование осуществил с 8 по 20 октября фонд Деминициативы, один из четырех наиболее авторитетных в Украине центров по изучению общественного мнения.
Было опрошено методом прямого интервью 2040 человек по репрезентативной квотной выборке, погрешность опроса 2,8%.

Особенность опроса состояла в том, что на вопрос респондент должен был дать два ответа: как по этому параметру он оценивает изменения, происшедшие в обществе за два последних послемайданных года, и как он оценивает те же изменения в само себе; такую идею предложил фонд "Видродження".
Разумеется, реальные перемены ближе ко второму ответу, потому что изменения в себе человек оценивает в непосредственной данности. Тогда как изменения в обществе в основном определяются той информацией, которую человек получает через СМИ, и лишь небольшая доля людей противопоставит данным СМИ свои личные наблюдения.

Картина получилась любопытная до чрезвычайности. Впрочем, судите сами.

Оценка общественной активности

Таблица 1
Выросла ли за последние два года готовность граждан Украины к защите прав, свобод и достоинства? И Ваша личная готовность?

Представление об обществе       Представление о себе
Повысилась                        50.1                        33.1
Не изменилась                     29.9                        52.9
Уменьшилась                       8.9                         8.2
ТРУДНО СКАЗАТЬ                    11.1                        5.8

Таблица 2
Выросла ли за последние два года готовность граждан к активному участию в политике (баллотироваться на выборах, агитировать за партии или кандидатов, т.п.)? И Ваша личная?

Представление об обществе       Представление о себе
Повысилась                        43.2                        11.9
Не изменилась                     32.1                        60.2
Уменьшилась                       10.4                        18.5
ТРУДНО СКАЗАТЬ                    14.3                        9.4

Таблица 3
Выросла ли за последние два года готовность граждан к  участию в контроле за деятельностью власти? И Ваша личная?
                        Представление об обществе       Представление о себе
Повысилась                        43.7                        16.2
Не изменилась                     31.8                        60.9
Уменьшилась                       9.9                         13.9
ТРУДНО СКАЗАТЬ                    14.6                        9

Таблица 4
Выросла ли за последние два года готовность граждан к  участию в массовых акциях (протеста или поддержки)? И Ваша личная?
                        Представление об обществе       Представление о себе
Повысилась                        56.2                        19.5
Не изменилась                     22.6                        54.8
Уменьшилась                       11.6                        17.5
ТРУДНО СКАЗАТЬ                    9.6                         8.3

Таблица 5
Выросла ли за последние два года готовность граждан к  пожертвованиям личных средств на полезные дела? И Ваша личная?
                        Представление об обществе       Представление о себе
Повысилась                        59.8                        41.1
Не изменилась                     22.8                        41.6
Уменьшилась                       8.4                         11.7
ТРУДНО СКАЗАТЬ                    9                           5.6

Прежде всего бросается в глаза, что первый показатель - позитивная оценка активности - в первой колонке ВСЕГДА больше, чем во второй. Да, СМИ хотят яркости, броскости, сильного впечатления - исходя из этого выбираются и персонажи и события, - "не новость, что собака покусала человека, а вот если человек покусал собаку...".
В итоге у потребителя смещается фокус восприятия - все выглядит крупнее и ярче, чем в реальности.

По этой же причине ответ "Не изменилось" - во второй колонке (самооценка) всегда примерно вдвое больше, чем в первой. Отсутствие перемен - не сенсация. Никому не интересно, редактор орет на корреспондента - как итог: всегда движение в любую сторону преувеличено, стабильность недооценена.

Еще один замечательный факт: готовность граждан к активности в сообственном восприятии диаметрально противоположна оценке активности общества

Если рост готовности к активным действиям в обществе оценивают позитивно 43.2% респондентов, а негативно - только 10,4%. То с оценкой роста собственной готовности активничать все обстоит прямо наоборот: она выросла у 12%, а снизилась - аж у 18,5%. Хм, результат весьма замечательный, тут чтобы решить, все ли объясняется любовью СМИ к героям и сенсациям, на мой взгляд нужны уточняющие исследования.

Что касается Таблиц 3 и 4 - там движение в сторону роста активности (позитив выше негатива) наблюдается и в самооценке, но крайне незначительный, тогда как оценка роста общества выглядит впечатляюще.

И наконец в таблицах 1 и 5, - готовность к защите свободы и достоинства, а также готовность жертвовать личные средства на благие дела - мы видим согласие представлений об обществе и о себе, хотя в представлениях об обществе и есть некое преувеличение.

Кстати. на следует самооценку воспринимать как оценку реальности, она может оказаться и заниженной, это как раз и продемонстрировал Майдан - взры активности не предсказывался никакой социологией. люди скептически оценивали свою готовность к действию, а продемонстрировали в реальности намного бóльшую.

Т.е. реальная готовность к защите своих прав после Майдана и войны выросла - это объективный факт. И я бы на месте деятелей из АП, готовящих доклады президенту, даже акцентировал этот факт. Потому что случаев подавления властями прав и свобод граждан, игнорирования их достоинства последнее время стало что-то слишком много, причем с выраженной тенденцией к росту. А общество, как оказалось, не готово это терпеть.

Оценка динамики доверия и толерантности

Таблица 6
Выросла ли за последние два года терпимость  людей  к чужому мнению, если оно отличается от их мнения? И Ваша личная терпимость?

Представление об обществе       Представление о себе
Повысилась                        27.3                        24.6
Не изменилась                     40.3                        58.2
Уменьшилась                       15.2                        9
ТРУДНО СКАЗАТЬ                    17.1                        8.2

Тут можно отметить те же общие соображения, что и в первом разделе. НО т.к. на вопросе о доверии людей - а это, между прочим, одна из важнейших характеристик человеческого потенциала и предпосылок к росту экономики - СМИ сосредотачваются редко, тут различия в самоооценке и оценке общества минимальны. Можно заключить, что позитивная динамика наблюдается, хотя и крайне незначительная, но реальная.

А вот в вопросе толерантности к иным взглядам мы видим удивительную вещь. Как и в вопрос о человеческом доверии, различия между оценкой социума и самооценкой невелико. но это единственный случай, когда позитивный баланс личных оценок превзошел и заметно превзошел аналогичный баланс общества (во второй колонке баланс позитив−негатив составил 15,6%, а в первой колонке - лишь 12,1%, различие ощутимое и меньше ошибки).
Чем именно объясняется такая особенность не знаю.

Но можно сказать. что в плане способности терпимо относиться к чужому мнению общество изменилось ощутимо, причем в лучшую сторону

Что касается другой интересной информации в этом опросе - оставлю на завтра.
Previous post Next post
Up