Оригинал взят у
irina_wald в
Инопланетяне с планеты Аспергер... Я снимаю
гриф "только для друзей" с этой статьи. Собянинская редакция журнала
"Красота здоровой жизни" так и не рискнула поставить ее в номер: мало
оптимизма. Что ж, пусть хоть кто-то прочитает. Друзья, прошу: дайте
ссылку на эту статью своим друзьям или порекомендуйте внизу нажатием кнопки.
Мне нужен топ. Не для себя. Может быть, зная о проблеме, кто-то сможет помочь
этим детям.
Появившаяся
в 90-е годы ХХ века концепция аутистического спектра помещает на один конец
тяжелые классические случаи аутизма, а на другой - легкие формы, называемые
синдромом Аспергера. Иногда еще синдром Аспергера(СА)
называют высокофункциональным аутизмом. Люди - носители СА обладают нормальным
или высоким интеллектом, но отличаются нестандартными или слаборазвитыми
социальными способностями, часто из-за этого их эмоциональное и социальное
развитие, а также интеграция происходит позже обычного. В среднем почти каждый
5000-ый ребенок страдает синдромом Аспергера. Знания, быстро усваиваемые ими,
редко используются для общения с другими детьми: они слушают, смотрят,
запоминают, но не любят с кем-либо говорить. Они не умеют общаться….
Никто
не знает, почему они рождаются такими. Никто не знает истинной причины этого
изменения сознания, но этих детей часто называют «маленькими профессорами» за
невероятно высокий интеллект, часто подозревают в умственной отсталости из-за
свойственной им невыразительной мимики и неуклюжей пластики движений.
Дети Аспергера, - маленькие инопланетяне с планеты Земля: им уготован особый
жизненный путь.
Плакаты. Школьный класс. По стенам
класса развешаны плакаты- инструкции:
- Если
я хочу поздороваться с человеком, я должен подойти к нему, встать рядом с
ним, посмотреть на его лицо и произнести «здравствуй» и имя этого
человека. Иногда во время приветствия люди жмут друг другу руки»
-
«Если я не хочу что-то делать, я могу сказать «я не хочу».
- Во
время урока я сижу за партой, я не кричу, я слушаю учителя
-
Когда учитель спрашивает, я могу ответить на вопрос, я могу сказать «я не
знаю».
Это класс, в
котором обучаются дети с синдромом Аспергера.
Так кто они
- эти дети «аспе»?
«Аспергеры»
- люди, являющие собой замкнутую локальную систему, люди лишенные природных
навыков передачи собственного эмоционального состояния. Крайне эмоциональные,
они походят на сжатую пружину, энергетический сгусток, запертый в
замкнутом пространстве своего сознания, ибо они не знают, не понимают, как
можно выйти за пределы этого эго-аквариума.
Предельный эгоцентризм при полном отсутствии
способностей взаимодействовать с окружающими их людьми - отличительный
признак СА.
Природа
этого состояния исключает умение видеть и чувствовать подтекст социального
взаимодействия. «Аспе» не в состоянии поставить себя на место другого, не
всегда правильно дешифруют проявление чужих эмоций. Они не могут передать
окружающим и свое собственное эмоциональное состояние. Они все воспринимают
буквально и не умеют «читать между строк»
Задача.
Ребенку с
синдромом СА предложили найти сумму карандашей, лежащих в двух коробках. В
первом предложении, описывающем задачу, коробки обозначались, как первая и
вторая. В Следующем предложение вторая коробка была обозначена как другая,
т.е.не первая. Ребенок не смог решить эту задачу: для него другая коробка
- это третья. Вторая не может быть другой.
Синдром
Аспергера никогда не сопровождается умственной отсталостью. Более того, все
«аспе» - люди одержимые знаниями в одной или нескольких узких направлениях. Они
часто талантливы и одарены, а многим гениям человечества современные
исследователи СА постфактум ставят этот диагноз. Синдромом Аспергера страдали
Эйнштейн и Ньютон, Моцарт и Герберт Уэллс, Джордж Оруэлл и Кант, Сократ и Льюис
Кэрролл, Микеланджело и Йетс.
Эйнштейн.
Эйнштейн
никогда не блистал красноречием, более того, до пяти лет он вообще не умел
разговаривать, а в семь - лишь повторял короткие фразы, обращаясь к себе в
третьем лице. В гимназии он вызывал раздражение учителей крайней
медлительностью своих ответов и имел весьма низкие оценки по большей части
школьных предметов. В конце концов, он был исключен из этого заведения за
неуспеваемость. Он все же получил аттестат о среднем образовании, но уже в
другой гимназии. В Политех он поступил со второго раза. Плохо воспринимая
устную речь, он практически не посещал лекций, даже таких известных
математиков, как Адольф Гурвиц и Герман Минковский. Экзамены же он сдавал с
помощью своего приятеля, студента Гроссмана (Кто б помнил того Гроссмана, если
б не его помощь Эйнштейну?)
Всегда
сверх-спокойный и флегматичный, иногда он впадал в ярость. Так однажды, без
видимой на то причины он набросился на сестру и чуть не проломил ей голову
лопаткой, в другой раз Альберт в состоянии гнева замахнулся стулом на
учительницу музыки.
Но,
думается, что никому не нужно доказывать, как богат и оригинален был внутренний
мир Эйнштейна ( право, смешно даже писать это) К примеру, в 15 лет задался
вопросом: что будет, если бежать со скоростью света? Надо знать
людей СА, чтобы понять: это мысль его уже никогда не покидала, она вертелась у
него в голове, обрастала слоем подробностей, логических выкладок и т.п., пока
не вышла высочайшим КПД - теорией относительности.
Итак, дети
Аспергера очень умны, как правило, они говорят правильным литературным языком,
с малых лет используя сложные синтаксические обороты, часто канцеляризмы,
научные термины. Эта речь кажется напыщенной, педантичной, даже забавной.
Диалог.
Ребенок (8
лет) заболел. К нему вызывают врача. Врач осматривает больного
Ну,
что ж сильная ангина. Придется прибегнуть к помощи антибиотиков
.Мама:
- Я бы не
хотела. Все-таки, антибиотики - это очень серьезно
В разговор
вступает сын: - А я вот тоже против назначения антибиотиков! Они уничтожают
только 90 процентов бактерий, а оставшиеся 10 процентов начинают мутировать
Немая сцена.
Почти немая…Гомерический смех врача….
Дети СА
умны, но организовать процесс обучения «аспе» очень трудно. Точнее, трудно
найти учителя, кто бы хотел моделировать учебный процесс по потребностям данных
учеников: они ведь могут зациклиться на какой-то одной задаче, на той,
которая вызвала их интерес. Их интерес - это основная мотивация СА, понятия
«должен» для них не существует, и когда, например, весь класс давно
переключился на начертания графика, СА может сидеть и в запале решать одну и ту
же задачу уже пятнадцатым способом.
Их интересы
носят весьма избирательный, порой неожиданный характер.
Транспорт.
Из
рассказа одного «аспе»
В
детстве я увлекался транспортом. Нет, не марками легковых машин, и даже не
особенностями тяжелого машиностроения. Меня интересовали регистрационные номера
городского общественного транспорта. Я знал их наизусть. Каждый номер имел для
меня «лицо», почти человеческие характеристики. Я с упоением коллекционировал
эту информацию, я с радостью, как близких людей, «встречал» знакомые
номера, бережно заносил в реестр память «вновь прибывших». Я ни с кем не
делился своим увлечением: новые знакомые шарахались от меня, старые
начинали смеяться. Меня же приводило это в ярость
Дети с
синдромом Аспергера обладают высокой чувствительностью к раздражению. Понятно,
что раздражение возникает из-за недостатка понимания своих собственных чувств.
И главное, из-за невозможности донести свои эмоции до окружающих. Говорить
здесь о немотивированной агрессии не приходиться (а ведь немотивированное
агрессивное поведение СА часто выводится, как основная причина выведения детей
«аспе» из детских коллективов на домашнее обучение)
Все
приступы раздражения «аспе», все крики, слезы, моменты негодования - все имеет
объяснение. Надо его просто найти.
Про лису
Ребенок с СА
устроил истерику на занятиях логопеда. Все недоумевают, почему. До сих пор он
прекрасно ладил с логопедом, с удовольствием занимался с ней, а нынче слезы
крик. Его просто не завести в ее кабинет. Психолог долго разговаривает с
мальчиком и в процессе беседы выясняет: логопед пришла на занятие в симпатичной
кофточке, украшенной лисьими хвостами. Эта-то кофточка и привела
мальчика в ужас: «Лису нельзя вытаскивать из норы, вырезать и наклеивать!»
Для него это ужасно, но он объяснить он не может. Он просто не знает ,
как. Потому истерика - как защитная реакция.
Дети «аспе»
- удивительные дети с особыми возможностями, часто недоступными обычным людям.
Так один таких детей, решив за 15 минут контрольную по математики, за
остальные 30 быстренько адаптировал специальную компьютерную программу,
выполнив от нечего делать задачу, над которой два месяца бились оба учителя
информатики этой школы.
Другой
пример: ребенок в 9 лет решает сложные логические задачи уровня 8-9
класса, но не в состоянии нарисовать обычный детский рисунок, например, домик с
трубой. Ему надо объяснить, как. И не один раз.
Вы скажите,
что это гениальные дети, и что для них надо создавать особые условия развития.
Хорошо бы, но как?
Дети «аспе»
- весьма странные дети, во всяком случае, они выглядят такими, но мало кто из
них на ранних этапах развития несет на себе знак гениальности или особого
дарования. А вот то, что им точно нужно - это социализация, навыки общения. Их
нужно обучать общению так же, как юных музыкантов учат играть на инструменте: «
Вот скрипка, вот смычок. На смычке пальчики ставим так, на скрипке так.
Поставил? Поводи смычком по скрипке...» И так месяцами, пока рука не
запомнит, как это - держать смычок, а как - скрипку. Нужно невероятное
терпение, нужно много времени, и прежде всего, нужен инструмент и учитель.
«Аспергерам» - тоже нужен инструмент - среда общения, им нужны знающие,
понимающие их учителя. Им нужен класс, в котором бы учились обычные дети, иначе
у кого учиться практике общения?
Да, такие
дети - не подарок для современной школы. Школа и так обременена огромным
количеством проблем. В условиях, когда классы укомплектованы до «беспредела» (не
менее 25 человек в классе), когда учитель так завален бумажной работой (отчеты,
справки, выверки), что вынужден выходить на работу подбивать «хвосты» даже в
нерабочие свои дни, когда повсеместно сокращается школьный штат, где
изыскать дополнительные силы, возможности? Как выделить время (и не малое)
особому ребенку?
Такие дети
создают проблемы с дисциплиной, такие дети не могут выполнять всех форм работы,
такие дети портят отчетность и не всегда успешно проходят ЕГЭ. Таких детей
легче всего перевести на домашнее обучение: 8 часов в неделю на развитие
сверхинтеллекта.
Это
смешно.
Но как в
любой реабилитации, страшно упустить время, ибо оно, в данном
случае, враг, и упущенного никогда не вернуть. С домашним же обучением для
«аспергеров» получается, как с сумасшедшими в том анекдоте про бассейн: «Пока
нырять не научатся, воды не нальют». И чем дольше этот ребенок сидит в
изоляции, тем меньше возможности адаптировать его к социуму.
... «Аспе»
обязательно разовьет свои дарования: интенсивность его интересов, его умение
сосредоточиться, тенденция к логическому разрешению задач позволят достигнуть
ему высочайшего уровня профессионализма в интересующей его области знаний.Но
совпадут ли эти особые интересы с материально и социально полезной задачей или
«аспе» уйдет в мир чистой, неприкладной логики? Это зависит от нас, от
людей обычного мира. Все зависит о того, как бережно, как разумно, как
многопланово мы сможешь ввести в наш мир маленьких инопланетян с планеты
Аспергера…
Москва
делает первые шаги на этом пути. Создаются центры
психолого-медико-социального сопровождения, где таких детей готовят к школе,
обучают их социальным нормам поведения. Специалисты ведут разъяснительную
работу с педагогическими коллективами общеобразовательных школ. Часто
психологи, работавшие с детьми в специализированных центрах, добровольно,
на общественных началах, обходят с ребёнком и его родителями все возможные
потенциальные места дальнейшего обучения ребенка с СА, договариваются с
директором, учителями, пообещают поддержку, проводят необходимые меры по
адаптации. Ведь главное для таких детей научится общаться со сверстниками, а
для этого нужен коллектив.
Все
еще очень непросто, родители и специалисты сталкиваются с непониманием,
нежеланием педагогов обычных школ «взваливать на себя ответственность за
нестандартно ведущего себя ребенка», нет такой необходимой в данной ситуации
четко функционирующей службы тьютерства. Но, как сказала педагог-психолог
высшей категории ГОУ ЦПМСС Департамента образования г. Москвы Анастасия Ивановна
Козорез, процесс уже запущен. « Сегодня нам работать гораздо легче, чем десять
лет назад, когда наших детей вообще не брали ни в одну школу»
Ситуация
медленно, но меняется. К сожалению, дети растут быстрее.
Винсент
Ван Гог, Вуди Аллен, Боб Дилан, Гарри Труман, Авраам Линкольн, Виржиния
Вульф, Леонардо да Винчи … Посмотрите кругом: может, следующий из этого списка
готовится поступать в школу?