Стоило свернуть с проспекта Босха и по улице Дали добраться до мертвой аллеи Гигера, как в плывущем сквозь кусты волчьей ягоды гнилостном тумане становились различимы контуры «Театра рисования». Там для публики священнодействует минотавр, польский алхимик Ян Бык. Он начинает зрелище с демонстрации техники, рисования правильного круга без циркуля…
Одна из ключевых фигур Польской школы плаката, гербовый аристократ Францишек Анджей Боболя Биберштейн-Старовейский родился 8 июля 1930 года, а умер - в 2009-м году. С 1949 по 1955 гг. учился в Кракове и Варшаве, где и получил диплом. Уже в 60-х стал известен серией театральных и киноплакатов. Было трудно не заметить пульсаций психоэнергии, разрывающих привычную серость городских улиц.
«Я живу в XVIII столетии, а остальное время, то, что произошло потом, вплоть до мнимого настоящего времени, является только вопросом воображения».
С художником невозможно не согласится. Националист, женоненавистник, антикоммунист и русофоб; шляхтич, который взял холопский псевдоним Ян Бык; мистификатор, с 1970-го датировал свои работы задним числом, начиная с 1700 года; единственно доказанный случай, когда в человека вошел дух предка.
«Зритель ожидает от художника, чтобы его возмущали, обижали и шокировали».
Презирал сюрреалистов, но уважал Сальвадора Дали как мастера и специалиста по рекламе самого себя. Старовейский любил шокировать зрителей своим поведением, хотя и тривиальничал, например: не считал женщину равной себе, равной мужчине. «А, где великие оперы, романы, научные открытия, сделанные женщиной?», спросит, бывало, и плечами пожмет. Кто ж с ним поспорит?
«Нагота на моих картинах обычно непривлекательна. Я нечасто рисую женщин «ради секса», скорее «ради аллегории». Все зависит от идеи художника. Я часто использую в рисунках женское тело, потому что оно лучше всего функционирует в качестве символа».
Наиболее сильными по воздействию на случайного прохожего плакаты становились тогда, когда навязчивые идеи художника переплетались с темой фильма и графический образ интерпретировался как законченный символ. Старовейский - это графическая вселенная, в которой необузданное желание, гротескная сексуальность, обыкновенные чудовища, безумие и смерть соединились в единую среду по передачи смыслов.
«Рисунок всегда был для меня языком. Рисунок лучше всего передает мои мысли».
Старовейский - это мастер рисунка и создатель «Театра рисования». Более двадцати пьес поставил он по всему миру, в том числе в Париже, Венеции, Сполето, Севилье и Чикаго. Занимался книжной графикой, театральными декорациями и костюмами, играл в кино. В Брюсселе, в польской миссии ЕС, висит его картина, написанная в 1997 году и называется «Божественная Польша, захваченная пошлой Европой» («Divina Polonia rapta per Europa profana*»). Не больше и не меньше.
*profanus - (лат.) пошляк, невежа.
«Divina Polonia rapta per Europa profana»