May 06, 2011 19:35
В далеком-далеком детстве, бывает, все мы интересуемся почему нас родители назвали именно так а не иначе. Поинтересовался когда-то и я. Оказалось, что назван я был в память о моем родственнике, брате деда, летчике Сергее Яковлевиче Макевнине, погибшем на своем штурмовике в Воронежской области в 1942-м году.
Еще в шестидесятых в Естратовской сельской школе был организован музей, где значительное место в экспозиции уделялось летчику Сергею Макевнину, геройски погибшему при защите нашей Родины. Школа носит имя героя. В те же годы в школе был установлен бюст героя. До сих пор, ежегодно, в школе проходят торжественные линейки памяти, посвященные летчику Сергею Макевнину.
Я никогда не был в Естратовке. Тем интереснее было отыскать сайт школы и прочитать там следующее:
В одном из воздушных боев с немецкими стервятниками в небе над россошанской землей погиб молодой летчик- штурмовик Сергей Макевнин. Более двадцати лет пролежали в болотистых непроходимых местах останки разбившегося советского самолёта. Долгое время никто не знал имени этого отважного лётчика, вступившего в неравный бой с фашистскими истребителями. Лишь усилиями новокалитвенских следопытов удалось выяснить, что пилотом на штурмовике был Сергей Яковлевич Макевнин.
С.Я. Макевнин родился в 1919 году в станице Усть-Медведицкой. Отец и мать Сергея были учителями, Сергей рос в большой и дружной семье шестым ребёнком. Восьмилетним мальчиком он поступил в школу. В связи с переменой места жительства его семьи, Сергей учился в нескольких школах.
В 7-8 и 9 классах учился в городе Фролово в средней железнодорожной школе. В 1937 году из 9 класса Сергей поступил в Астраханский техникум на отделение штурманов дальнего плавания. Он мечтал о дальних морских походах, о счастливой мирной жизни. Но стране были нужны летчики, и он пошел в летное училище. В 1937 году Сергей поступает в Балашовскую летную школу Гражданского флота. В связи начавшейся войной с Финляндией оказывается курсантом Балашовской военно-летной школы, которую заканчивает 15 июня, за неделю до войны. Два месяца он был в резерве в Воронеже. Первый его практический вылет был боевым.
Что может рассказать о человеческом характере фотография? Вижу на ней стройного, подтянутого юношу в военной форме, с правильными чертами лица, с темным ёжиком волос, с узкими, сосредоточенными глазами. Наверное, он похож на многих своих сверстников, которые в незабываемом 41 испытывали одно и тоже чувство- любовь к Родине, готовность защитить своей грудью каждый дом.
В боях молодой лётчик проявил хладнокровие и мужество. В заметке, опубликованной 7 ноября 1941 года во Фроловской районной газете, говорилось: «65 успешных боевых вылетов на штурмовку вражеских сил - вот счет бесстрашного сокола Сергея Яковлевича Макевнина. Он уничтожил немало вражеской техники… Два ордена: «Красного Знамени» и «Красной Звезды» - говорят о доблести и геройстве Сергея Яковлевича…»
Сергея очень любили в части, его с любовью называли «Маком». Во фронтовой газете ему были посвящены стихи:
«Мак и ребята бьются лихо,
Им не страшен шквал огня:
Сотню фрицев в гроб вогнали
Их машины за два дня».
В 1942 году на Брянском фронте наши штурмовики наносили боевой удар по эшелонам противника. Группа успешно выполнила задание. Но, уже выходя из атаки, самолет Макевнина был сбит и упал на территории, занятой врагом. Летчик был ранен, но жив. Жители близлежащей деревни быстро переодели его и укрыли от немцев. Сергей принял решение перейти линию фронта. Через несколько дней он вернулся в часть и снова продолжал громить врага с воздуха…
Однажды в воздушном бою Макевнин был снова ранен. Пуля застряла в шее. Собрав силы, он выпустил весь боекомплект по враг, лишь потом, обливаясь кровью, вышел из боя, долетел до ближайшего аэродрома и посадил машину. Уже на беговой дорожке Сергей потерял сознание.
Все это говорит о том, что Сергей был не только преданным сыном своей Родины, но и отважным, мужественным человеком.
Больше всего на свете Сергей боялся оказаться трусом, и никогда им не был. В своём последнем письме Сергей писал домой родным: «… Пока воевал, не трусил. Если и погибну, то вам перед людьми моргать глазами не придется…»
За Сергея краснеть не пришлось. Ни родителям, ни друзьям и близким, ни нам с вами, за кого он отдал свою молодую жизнь в двадцать четыре года. Он пал смертью храбрых. Вот что пишет о последнем бое Сергея полковник Захаров: «Было это 16 января 1942 года. Сергей Макевнин, я и лейтенант Пузанов вылетели на штурмовку вражеского аэродрома, что находился за с. Евстратовкой. Задание было выполнено. На обратном маршруте между Новой и Старой Калитвой мы обнаружили огневые немецкие позиции. Сергей предложил их атаковать. Сделали три удачных захода. В это время неожиданно на нас напали два «мессершмитта». У нас были наисходе и горючее, и боеприпасы, но Сергей смело принял неравный бой… Вскоре он был или сильно ранен, или убит в самолете, так как машина его сразу вошла в пике…»
Вся короткая жизнь Сергея была полностью отдана служению народу и Родине. Его боевая характеристика ясно изложена в кратких словах комиссара полка майора Шияна: «Мастер штурмового удара по врагу, достойный сын нашей Родины, любимец всего коллектива нашей части. Сам летаю с 1932 года, но преклоняюсь перед его летным искусством!»
В дни празднования 25-летия освобождения Россошанского района в Евстратовку приезжали родственники Сергея Яковлевича - братья Александр Яковлевич и Геннадий Яковлевич с женой Софьей Самойловной, сестра Екатерина Яковлевна Макевнина. На школьной линейке они выступали с воспоминаниями о своем брате. Решением исполкома Евстратовского сельского совета школе было присвоено имя летчика Сергея Макевнина. На братскую могилу были возложены венки. Так была увековечена память о человеке светлой и мужественной судьбы - Сергее Яковлевиче Макевнине.
Вот только фотографий на сайте мне найти не удалось.
Такие вот дела...