День добрый. Сегодня новый выпуск рубрики. Предыдущие уроки можно найти по тегу
РИСУНОК СВЕТОМ.
Я выкладывал эту фотографию с задачей вам попытаться «решить свет». Посмотреть ответы можно тут:
Ответы в ЖЖ и
Ответы Вконтакте.
Зачем я вообще это делаю - мне кажется, что попытка разгадывать свет по фотографии - один из наиболее хороших способов научиться понимать и видеть освещение, а заодно работать с ним. Можно конечно сразу выдавать решение, но пользы от этого будет меньше. Так что те, кто стараются предложить свой вариант, выигрывают от данной рубрики всяко больше, ширше и слаще.
Фото на сегодня:
Условия были такими:
ночной клуб, большое пространство позади, перед моделью два больших кресла и огромное зеркало на стене, сбоку уходят назад ряд колонн, есть конечно искусственный свет внутри клуба с возможностью что-то включать-выключать.
Ввиду того, что это была часть мастеркласса, время на постановку и съемку было ну минут 20 примерно.
Вот такие исходные данные:
Это самое зеркало дает целую кучу минусов, но заодно и бонусов при умелом пользовании оными.
Вы же наверняка слышали, что хороший фотограф обязан не отражаться в зеркалах? Ну вот я, видимо, - плохой. Отражаюсь. Потому, скажу вам честно, как только я от заказчика получаю бриф, в котором присутствует локация с кучей зеркал, мои цены бодро скачут ввысь в геометрической прогрессии. Надо же как-то компенсировать месячную голодовку до изнеможения, чтобы иметь возможность спрятаться в зеркале за моделью. А если зеркал несколько...
Есть и еще один крайне неприятный аспект - зеркала страшно бликуют во все стороны, отражая даже самый слабый свет. В итоге очень тяжело контролировать освещение и добиться гармонии.
Но тем интереснее. Любой минус можно обратить себе во благо, если подумать и грамотно подойти к вопросу.
Сначала про расположение. Если снимать в зеркало под углом 90 градусов, получится полная ерунда. Все объекты будут отражаться прямо, накладываться друг на друга и создавать кашу.
Например отражение модели спрячется за модель, а из-за него, в свою очередь, будут торчать ваши собственные плечи и локти.
Все это, мягко говоря, не шоколадно. И потому мы меняем угол съемки, чтобы получить более приемлемые отражения объектов в зеркале, а заодно исключить из них себя.
Что еще важнее, мы получили в отражении ряд колонн, которые мы активнейшим образом будем дальше использовать.
Зеркало, конечно, на снимке получилось с элементами линейной перспективы, что не очень круто смотрелось, но это легко поправить в ФШ в течение 10 секунд.
Теперь, получив приемлемую композицию, разбираемся со светом.
Весь свет исключительно постоянный, поскольку требуется совмещать реальное освещение клуба и наш дополнительный свет.
Из-за зеркала мы получаем очень непривычный подход к освещению. Как правило на съемке мы высвечиваем пространство за моделью, что вполне логично. Однако в данном случае 90 процентов площади снимка занимает отражающий объект, а потому все основные освещаемые элементы будут позади фотографа и камеры.
Причем, что важно, даже совсем небольшой свет на заднем плане будет отлично отражаться в зеркале, но при этом не оказывать никакого физического влияния на объекты перед камерой - просто не будет доставать.
К слову, такой же подход я очень часто применяю к окнам в кадре, когда за окном ночь. Свет делается не за окном, а в комнате позади себя - и он отражается в окне.
Первое, что мы делаем, это используем внутреннее освещение клуба. Включаем люстру над головой модели, два бра по бокам зеркала, а также бра в задней части клуба.
Получаем примерно такую картину по свету, которую дают эти источники.
Осветители 1, 2, 3, 4.
Тут вы можете видеть реальную картину, которую дают эти лампы. Красной стрелочкой указаны блики, которые получатся от Бра №3. Пусть это не кажется вам смешным, они нам потом очень даже пригодятся.
Красным кружком отмечена другая люстра, которая висела сбоку за границей кадра. Она «левая» и блики от нее «левые», выключить мы ее не могли, к сожалению.
Теперь с остальным светом. Строился он предельно просто, тут главное понять логику.
Что хотелось:
Пришло в голову выстроить освещение так, чтобы оно укладывалось бликами в четкую горизонтальную линию за головой модели (красная полоса). Все это вписывалось бы вполне гармонично в прямоугольную раму зеркала (синяя линия). А чтобы получившееся безобразие не напоминало тетрадную клетку, захотелось это разбавить волнистыми линиями спинок кресла и абриса фигуры модели.
Пока что для получения световой линии мы имеем два бра по бокам, отражение третьего бра в зеркале и еще отражение какой-то светящейся фигни в баре, я уж не помню что это было, какой-то удачно вписавшийся случайный элемент. Все отмечено красными кружками.
Этого явно мало, потенциал видно, но зрительно не складывается картина. И вот тут нам крайне помогут те самые колонны, которые мы изначально заводили в кадр.
Дело в том, что колонны представляют из себя аборт дизайнера, которому показалось очень круто и модно, если в них будут зеркальные элементы. Дизайнер сильно неправ, но нам это наоборот поможет. Примерно так выглядит поверхность колонн:
Для меня такие штуки - настоящий рай, ибо я обожаю использовать на съемке отраженный и переотраженный свет - это самое сложное, но и самое интересное.
В общем, если в такую конструкцию направить жесткий свет, то в отражении мы получим светящиеся полосы. Причем эти полосы будут неравномерными. Самой длинной по вертикали будет полоса, ровно напротив которой располагается фонарь. Остальные будут уменьшаться по вертикали по мере отклонения его прямого луча, потому что света в них будет доходить меньше, и он будет слабее по яркости.
Примерно так:
Еще больше усилится данный эффект, если увести такой свет в боке. Потому что вокруг световых абрисов добавятся ореолы света, а они сильнее растянут лучи.
Ну и посему, расставляем мы источники ровно жопами к кадру. Освещать они должны колонны с лицевой стороны по отношению к зеркалу. А соответственно уже зеркала в колоннах будут отражаться в зеркале перед моделью.
Расставляем фонарики 5, 6, 7:
Они светят в зеркала столбов, создают светящиеся полосы, полосы в свою очередь отражаются в основном зеркале перед моделью. Перед двумя фонариками красный фильтр, перед третьим - синий фильтр. Полосы окрашиваются в соответствующие цвета.
Источник 7 сдвинут намеренно вбок, для того, чтобы он хотя бы частично захватил светом четвертую дальнюю колонну. На конечной фотографии он дает ту самую вытянутую синюю полоску справа (высвечивается только одно зеркало на столбе).
Господа, признаюсь честно, это от нищебродства. У нас просто не было больше фонарей, иначе в тот столб поставили бы еще один отдельный источник.
Извините, я наверное не совсем точно линиями попал в нужные точки на зеркале, но, думаю, мысль понятна.
В общем, источники 5, 6, 7, вкупе с источниками №1 и 3, а также с чем-то там, что светилось вдалеке в баре, дают как раз ту самую полосу света в композиции.
Отдельно стоит обратить внимание на источник 5. Он стоит прямо возле стены, практически под бра и его свет попадает не только на колонну, а еще и на спинку одного из кресел (выделяется только спинка, потому что там гладкое дерево, оно хорошо отражает). А также на модель, давая ей красный абрис слева. А заодно из-за этого же источника видны те красные полосы слева вверху на раме зеркала. Дело в том, что зеркала ближней колонны находятся близко, а потому отраженный свет волне весомо до рамы долетает.
Ну вот как-то так -) Когда все это построилось, внесли последний логический элемент, дав модели сигарету, огоньком которой она как бы «поджигает» эту самую световую полосу.
Цвет тоже укладывается в логику, потому как справа-налево он весь синий и холодный, а после огонька сигареты теплый красный и желтый.
Я вижу в этом музыкальный ритм на пульте звукоинженера. Кто-то видит ритм сердца, кто-то электрическую дугу... Это уже вам решать -)
Да, чуть не забыл! Если помните, модель у нас была со спины почти совсем черная (посмотрите начальные фото). А потому со стороны фотографа слабенько подсветили заполняющим светом.
Источник 9:
И еще раз итог:
Остается объяснить непонятки -))
- Почему волосы ярко-оранжевые, не было ли фильтра на люстре.
Нет, не было, просто волосы модели действительно такого цвета, а яркий свет сверху это проявил. Если бы они не были такого цвета, то имело бы смысл на люстру повесить цветной фильтр. Потому что теплый цвет важно было увязать волосы-огонек сигареты, блузка в отражении, блики слева.
- Почему дым синий, а модель сзади тоже холодного оттенка.
Люди, которые разгадывали фотографию, постоянно пытались выставить отдельный источник с синим фильтром на дым и еще крепили синий фильтр на заполняющий свет. Это НЕВЕРНО!
Разгадка проста. Обратите внимание на оттенок красного в конечной фотографии. Он не «чистый», а явно с примесью голубого цвета. Этот факт выдает способ цветокоррекции при обработке - ВСЕ фото целиком уводилось в синий оттенок. Это делалось для того, чтобы хорошо разделить цвета в композиции и получить цветовую гармонию.
Соответственно - дым, как единственный по сути нейтрального цвета объект в кадре становится синим при малейшем сдвиге баланса в холодную сторону. Сами попробуйте.
Отсюда же холодный оттенок модели сзади.
Если бы на заполняющем свете стоял синий фильтр, то он бы давал холод строго на модель. В итоге на фотографии кожа модели выделялась бы голубым и имела трупный цвет!
Кстати, светить отдельно в дым было совершенно не нужно, поскольку два бра на стене прекрасно подсвечивали его сзади.
- Почему бра справа синее, а не желтое? Откуда красный абрис второго кресла (справа)? Почему полосок в зеркале чуть больше, чем подсвеченных столбов?
Друзья, ответ один - дорисовывал в фотошопе! Бра затонировал синим в угоду композиции, свет на кресле справа дорисовал, добавил пару полосок в отражение для стройности.
Почему?!! Все от того же нищебродства. Не хватило на съемке количества источников, не хватило цветных фильтров. Можно было тоже самое сфотографировать. Тогда схема была бы такой:
Обращаю внимание, что изменилось:
- чуть поменяли точку и угол самой камеры, чтобы перерасположить столбы в отражении;
- на источник 7 надели красный фильтр вместо синего;
- на бра (№1) повесили синий фильтр;
- на бра (№4) тоже повесили синий фильтр (его отражение с той же синей стороны);
- добавили источник 9 с синим фильтром на дальнюю колонну;
- добавили источник 10 с красным фильтром, который высвечивает абрис второго кресла (справа).
Вот при такой схеме на съемке - в фотошопе мы бы отделались вообще только холодным тонированием.
Вообще я понял, что про всякие отражающие и полуотражающие поверхности и работу с ними нужно писать отдельную статью, это очень познавательный материал.
Друзья, на этом все! Искренне надеюсь, что это было интересно. Тонна всякой полезной информации по свету в теории и на практике - на моих мастерклассах, приходите!
ССЫЛКА. Идеальный свет для создания подобного рода фотографий -
DEDOLIGHT! Это лучший постоянный свет для фотографов, я плохого не посоветую.
Ввиду моего сотрудничества с отличными производителями освещения, у вас есть возможность получить мою консультацию и скидки при покупке:
Последнее интересное в блоге:
-
Про Пашу, Машу и помаду.-
Приглашаю на Разбор полетов ОНЛАЙН!-
5 секретов мгновенного успеха профессионального фотографа-
Как украсть у фотографа-
Стрим с моим интервью у Дмитрия Гусева-
Про техногенную катастрофу и овуляшек. Разбор полетов (41) Я
Вконтакте,
на Фейсбуке,
в Твиттере Приглашаю:
САМАЯ ПОЛНАЯ программа мастерклассов в МОСКВЕ 4-14 сентября, а также БЛАГОВЕЩЕНСК (13-16 августа), ХАБАРОВСК (18-21 августа).
Подробности
ЗДЕСЬ.