Собрался тут на конференцию по PR-образованию, очень хочу донести до народа свои мысли по этому поводу. Но, следуя примеру президента, решил для начала провести «общественную дискуссию». Буду признателен за feedback! (Комменты премодерируются.)
СО в российских вузах: quo vadis?
Полагаю, в отличие от большинства коллег-участников уважаемой конференции, мой доклад не будет отличаться наукообразием и пестреть ссылками на труды великих теоретиков. Я практик, и очень благодарен кафедре связей с общественностью Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права за возможность нести эту практику в студенческие массы. Этой практикой, а точнее, вызванными ею наблюдениями, я бы и хотел здесь с вами поделиться.
Наша профессия относительно молода, а её преподавание в сравнении с большинством фундаментальных направлений и вовсе находится в младенческом возрасте, только-только «агукать» начинает. Но время течёт всё быстрее, всё стремительнее, и пора уже садиться, записывать это агуканье и пытаться делать выводы.
Недавно на общественное обсуждение был представлен разработанный Министерством образования и науки РФ проект закона «Об образовании». Не буду устраивать здесь его разбор, остановлюсь лишь на одном положении, не нашедшем никакого отражения в законопроекте. Проект привносит в сферу образования совершеннейшую новеллу - понятие государственного заказа. Но при этом государство так и не решается этот самый заказ внятно сформулировать в отношении высшей школы. А ведь, казалось бы, чего проще?..
По моему убеждению, бюджетные средства могут идти только, подчёркиваю, только на подготовку специалистов для бюджетных учреждений. Т. е. государство выступает здесь заказчиком, оплачивающим обучение своим потенциальным работникам. Иначе говоря, государственные и муниципальные органы должны сформировать долгосрочные прогнозы по потребностям в специалистах, на их основании сформировать заказ и разместить его в профильных вузах. Разумеется, такой заказ предполагает обязательное трудоустройство подготовленных специалистов. Если хотите, получается нечто среднее между существующим сейчас целевым набором и приснопамятным советским распределением. А если после окончания молодой специалист не хочет работать там, где это нужно государству, пусть вернёт из своего кармана все потраченные на него за годы обучения средства и выходит на рынок труда.
Всё, что сверх этого, все специальности, не востребованные государственными органами, вовсе должны идти на платной основе. Неважно, кто будет платить - заинтересованные в выпускниках работодатели или сами студенты - важно, чтобы бюджетные средства, деньги налогоплательщиков, т. е. каждого из нас, не тратились втуне.
Понятно, что в отношении связей с общественностью такой заказ будет минимален. Уверен, что, скажем, с потребностями госструктур Санкт-Петербурга и Ленинградской области вполне справится один вуз. Увы, но ситуация в стране такова, что мы просто обязаны признаться самим себе: в большинстве своём мы учим бездельников, чтобы сделать из них безработных.
Второй важнейший тезис в отношении нашей с вами специальностью: она ни в коем случае не должна получаться в качестве первого высшего образования. Набирая детей со школьной скамьи, которые ничего не знают о PR, кроме того, что кругом все «пиарят» и «пиарятся», мы, возможно, лишаем их шанса вовремя получить широкий кругозор, фундаментальный базис. Чтобы семя нашего преподавания взошло, оно должно упасть в благодатную почву жизненного и профессионального опыта. В противном случае мы имеем то, что имеем, - ежегодно выбрасываемые на рынок толпы никому не нужных квазипиарщиков. В лучшем случае они всё-таки попадают в индустрию, фактически разнорабочими, чтобы с нуля пройти путь профессионала. В чём тогда смысл четырёх-пяти лет, проведённых в вузе? Если бы они начали с индустрии, а потом пришли за образованием, его получение было бы гораздо более эффективным за счёт их мотивированности и владения практическими навыками.
Мне могут возразить: «А как же, например, навыки написания пресс-релизов?» Вы знаете, я знаком с массой практикующих пиарщиков, которые прекрасно пишут пресс-релизы, не имея профильного образования, и с ещё большей массой людей с профильным образованием, писать их не умеющих. Языковая подготовка, владение грамматикой, синтаксисом, стилистикой родного языка здесь на несколько порядков важнее. А, простите, этому-то пиарщиков фактически и не учат.
Иначе говоря, глубокие, серьёзные фундаментальные знания позволяют вчерашним школьникам лучше сориентироваться в этом мире. Вуз в наше время волей-неволей выступает местом профориентации, большинство определяется с выбором не до, а во время учёбы. Узкая специализация «связи с общественностью» однозначно сужает возможности выбора. В то время как второе высшее, переподготовка и повышение квалификации по СО пользуется неизменным спросом. (А если вы считаете, что не пользуется, значит, в вашем регионе этот спрос ещё не сформирован.)
Наконец, третий тезис, вытекающий, на самом деле, из второго: необходимость исключительной ориентации преподавания СО на практику. Перековавшие мечи истмата и диамата на орала пиара теоретики в больших и малых вузах страны окончательно дискредитировали эту специальность, а последний гвоздь в её гроб вбили невостребованные нынче политтехнологи. Запредельно наукообразные публикации в т. н. реферируемых и не очень журналах, выдавание переводов работ зарубежных классиков (вдобавок, ещё и устаревших) за собственные исследования и т. п. с одной стороны и потоки пиар-попсы, порождаемой «мастерами», чьим мастерством является лишь умение самораскрутки, на полках книжных магазинов с другой довершают эту грустную картину.
А ведь есть не только мировой, но уже и российский опыт успешной интеграции теории и практики. Назову прежде всего два направления, идеологически близких нашей сфере: ИТ- и бизнес-образование. Приглашение состоявшихся профессионалов к преподаванию, создание и использование т. н. «кейсов», обязательное ведение практической и (или) консультационной деятельности профессорско-преподавательским составом - вот краеугольные камни преподавания практических дисциплин в быстро меняющемся мире. Чему могут научить современных студентов люди, сами выучившие предмет по книжкам двадцати-тридцатилетней давности и никогда в жизни не сделавшие ни одного проекта, не понимающие и не использующие новые медиа?! Да что далеко ходить - взгляните на Веб-сайты вузов, ведущих приём по нашей специальности, - многим из них неизвестна идеология не только Веб 2.0, но и более традиционные средства коммуникации.
Мне посчастливилось - меня пригласили преподавать на кафедру, уделяющую значительное внимание практической ориентации образования и находящую преподавателей среди профессионалов. И, уверен, это играет не последнюю роль в относительно благополучной ситуации с набором студентов в этот не самый раскрученный негосударственный институт. Конечно, и это далеко не идеал, но радует само осознание руководство вуза необходимости привлечения практиков. Не последнюю роль, думаю, здесь играет именно его негосударственность, т. е., выражаясь бизнес-языком, клиентоориентированность. И здесь мы циклично возвращаемся к моему первому тезису - организации высшего образования на основании заказа, формируемого работодателями, иначе говоря, формировании предложения на основании спроса.
Позволю себе подвести итог моего, возможно, даже излишне эмоционального выступления, выстраданного, на самом деле, многолетней практикой не только преподавания, но и каждодневного профессионального общения с выпускниками кафедр СО. Провозглашённая президентом модернизация в нашем конкретном случае требует полного переустройства всей системы. Следует создать систему эффективного взаимодействия с рынком труда, с работодателями. Займёмся простой арифметикой: возьмите все-все-все места потенциальной работы для ваших выпускников в вашем регионе, коллеги, просчитайте примерно текучесть там кадров - сколько этих позиций освобождается для молодых специалистов ежегодно - и сравните с числом выпускников по данной специальности в вашем регионе. Что-то мне подсказывает, что второе число будет превышать первое, причём значительно. К слову, одним из важнейших элементов международных рейтингов вузов является динамика зарплат (гонораров) их выпускников: сразу после окончания, через год, через пять, десять лет. Не уверен, что у нас, если такой статистикой заняться, будет чем гордиться. А если к этому прибавить ещё и процент меняющих специальность, моментально идущих на переквалификацию, боюсь, картина станет и вовсе удручающей. Если на ветер были брошены деньги родителей, это проблема отдельно взятой семьи. Если же государство тратит миллионы ежегодно на невостребованных псевдоспециалистов, это уже проблема национального уровня, проблема каждого налогоплательщика. Тем более, что в условиях нынешней демографии и экономики каждый неудавшийся пиарщик - это полностью потерянный для страны шанс на получение крайне нужного технического специалиста.
Тесное взаимодействие с работодателями позволит подойти и к решению вопроса привлечения профессионалов к преподаванию практических дисциплин. А обязательность практической деятельности преподавателей обеспечит поддержание актуальности читаемых курсов.
Аналогии с бизнес-образованием позволяют предположить, что введение Болонской системы в сфере PR, по моему мнению, означает переход к существованию этой специализации, как достаточно узкой, на уровне не ниже магистерских программ, а также программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. На уровне бакалавриата следует давать более широкие, более универсальные знания в гуманитарной и коммуникационной сферах. С одной стороны, такое обучение позволит расширить возможности выпускника на рынке, с другой - даст им возможность сделать осознанный выбор в пользу дальнейшей специализации.
Я прекрасно осознаю, что такие меры сократят число вузов и кафедр и оставят без работы существенное число кормящихся за счёт связей с общественностью сотрудников и преподавателей. Но другого выхода, по моему твёрдому убеждению, просто нет. Давайте просто назовём вещи своими именами: то, что мы называем сегодняшним российским образованием в сфере связей с общественностью, зачастую представляет собой богадельню, меру социальной поддержки для невостребованных преподавателей и неопределившихся подростков. Ни экономически, ни социально такое положение дел не оправдано. Перемены назрели, я бы даже сказал, вот-вот рискую перезреть. И если ничего не предпринять, младенец нашего PR-образования рискует так и не дожить до совершеннолетия.