True Blood. Хэллоуину посвящается
Мне давно попадались упоминания в сети об этом сериале. Краем сознания я отмечала пылкость поклонников ТВ, что меня интриговало, но сама тематика - вампиры! - отпугивала даже от мысли о просмотре. Кроме того, я в далеком прошлом прочитала "Дракулу" и считала свое образование в плане вампиров вполне достаточным.
Я ошиблась:). Легкое безумие «Истинной крови» (ровно столько, сколько я люблю) со своей иррациональной логикой, насыщенность событиями, персонажами, идеями, цветовые всплески и символизм экранного реального нереального сплелись в ошеломляющий калейдоскоп.
ТВ безусловно пародирует многие клише, сюжеты и жанры, начиная уже с самого жанра «кино о вампирах». Первый сезон высмеивает романтические фильмы с таинственным героем, третий разбирает героя-злодея высшей пробы, пятый - боевик\политические игры и заговоры. Несмотря на явную и качественную пародийность (и комедийность) ТВ поднимает множество важных и наболевших вопросов современности, сумев снять с этих вопросов оскомину затверженности и рассматривая их с неожиданной точки зрения.
Но все эти социально-политические вопросы и внешний антураж «вампирьего кина» являются только фоном. Самым интересным в ТВ является предмет исследования - «злодейство» в разных вариациях и богатейшая палитра злодеев, от самых примитивных до квинтэссенции зла.
Начинается паноптикум самым простым и понятным злодеем - убийцей местных девушек (первый сезон). Поскольку фильм о «вампирах», то и страдают девушки, имевшие дело с вампирами. Злодей наш, как и полагается, человек идейный и решает очистить мир от зла, которое в данном конкретном случае воплощают вампиры (вместо вампиров можно подставить нужное - красные, белые, голубые, зеленые, розовые, черные и пр.). Но с вампирами или отдельным вампиром справиться ему, прямо скажем, невозможно, поэтому он нападает на «коллаборационистов», пособников вампиров, и заодно, как и происходит во время очистки мира, погибают невинные.
Второй сезон существенно расширяет парадигму злодейства и берется за злодеев иного порядка: религии и мифологии. Два этих направления человеческой мысли управляли людьми на протяжении всего видимого отрезка истории. В определенном смысле и религия, и мифология манипулируют человеческим сознанием, преследуя свои собственные цели. «Зомбирование» превращении людей в массу, лишенную возможности самостоятельно мыслить и действовать. Люди становятся марионетками, послушными воле верховного злодейского существа, будь то проповедник, одержимый идеей очистки мира от вампиров, или же сверхъестественная менада. Злодеи второго сезона действуют, опираясь на мощнейшие инстинктивные импульсы человека - потребность в безопасности (страх врага) и сексуальное желание.
Третий сезон ТВ обращается к изучению Злодея с большой буквы. Это Архизлодей, злодей в самом его чистом воплощении, который не прикрывается никакими идеалистическими заплатками. Умный, сильный, могущественный, великолепный знаток людей, он стремиться реализовать свои злодейские планы просто потому, что ему необходимо добиться своих целей. Этот беспредельно эгоистичный Вампир - самое полное олицетворение зла в его человеческом виде.
Четвертый сезон обращается к куда более тонкой ипостаси злодейства. Тут нужно сказать, что, с моей точки зрения, введение в сюжет вампиров, фей, оборотней, шифтеров, ифритов, трансцендентных сущностей, менад, библейских персонажей и других, менее привычных в обычном мире созданий имело помимо прочих и еще одну цель, ставшую максимально зримой только в четвертом сезоне. А именно: для более ясной, наглядной борьбы «добра и зла» в душе человека его человеческое («доброе») противостоит началу иному, которое вынесено за скобки его человеческой личности и выражено второй половиной его сущности, т.е. «вампирским», «оборотническим» и т.д. началом.
Такое разделение в четвертом сезоне позволяет обратиться к представлению внутренней сущности злодея (злодейства): что же человека делает злодеем, заставляет его совершать преступления? Инородный дух, вторгшийся в душу человека, или же сам человек, который порабощает этот дух и взращивает ростки злодеяний в своей душе сам, пользуясь духом как способом достижения своих целей? На что способен человек, всю жизнь казавшийся милым, добрым и приятным, который вдруг получил огромную силу? Какое начало доминирует - свое человеческое или чужеродное, внутреннее или внешнее?
Получив неутешительный ответ, пятый сезон погружается в пошаговый анализ формирования (высвобождения?) разрушительного импульса зла в человеке. Возможно, поэтому здесь демонстрируется изобилие злодеев всех калибров и мастей. Тут и уже знакомый Архизлодей, и злая Искусительница, и современные ку-клус-клановцы, и типичные нарко-бандиты, и лицемеры-проповедники, и политики, и военные преступники. Даже глаза разбегаются от бесконечной возможности реализации во зле.
Происходит и усложнение внешнего носителя зла, играющего роль змея-искусителя для героя. Это первая женщина Лилит, чистейшая эманация зла, родившаяся из капли крови ребенка. Она не менада (2 сезон), которая «зомбировала» людей, снимая с них ответственность за действия, она не дух (4 сезон), который овладевал человеком, она не Архизлодей (3 сезон), который управлял героем, используя темные стороны его души. Нет, она - сознательный выбор человека, который в полной ясности рассудка делает свой выбор в пользу зла и уничтожает свое собственное «доброе» начало: поразительна сцена, когда герой мысленно лишает жизни любимую девушку (лучшее, человеческое в себе) и из её крови рождается уже его собственная богиня зла.
Наблюдения за развитием «злой» сущности героини четвертого сезона помогает не только понять трансформацию (деградацию?) героя пятой части: внешнее, инородное начало - будь то дух ведьмы 16 века, личность вампира или сама Лилит - способно только пробудить дремавшее в человеке злое начало, а не создать его. Герой\ героиня стали «злодеями» потому, что человеческое начало в них так или иначе было изначально деформировано.
И здесь возникает еще один интересный момент: насколько человек принимает «злодейство» своей натуры изначально. И тут опять приходит на помощь вынесенность за скобки человеческой личности её вторая половинка: фейская, вампирская, оборотническая и т.д. Герои по-разному справляются со своей сущностью, кто-то полностью принимая себя и свое разрушительное начало (Эрик Нортман), кто-то пытается его игнорировать (Альсид, Суки), кто-то его ненавидит (Билл Комптон, Марни). И ненавидимая половинка личности в определенный момент выстреливает, как сжатая до предела пружинка, и становится основой для прорастания зла.
Вот, пожалуй, и все, что мне хотелось бы сказать по поводу «Истинной крови» в канун Дня всех Святых:)). Хорошего вечера!