Расположенный в тихом и нарядном района 8 округа Парижа, Музей Чернуски прекрасно подпадает под определение «маленький» или домашний музей. Пройдя в ажурные ворота, мимо ухоженных кустарников, охраняющих надменные особняки, вы медленным, даже торжественным шагом (иначе в такой обстановке просто не получается!) прибываете к бывшей резиденции банкира Анри Чернуски (1821 - 1896). Именно здесь и располагается музей азиатских искусств Чернуски, один из самых старых музеев Парижа, второй по старшинству (после музея Гиме) музей восточных искусств Франции и пятый музей китайского искусства в Европе. В 1896 г. Анри Чернуски передал в дар Парижу 5 000 предметов азиатского искусства, сейчас же в коллекции насчитывается 12 500 экспонатов, 900 из которых представлены на обозрение посетителей.
Анри Чернуски родился в богатой семье в Милане и получил юридическое образование. Еще в студенчестве он увлекся политикой и примкнул к революционному движению. В восстании 1848 г. в Милане Чернуски принимал самое активное участие, а в 1849 г. он получил место в Национальной Ассамблее в Риме. После разгрома восстания Чернуски был арестован в 1850 г., но бежал в Париж. Здесь предприимчивый итальянец нажил огромное состояние, занимаясь банковским делом и финансированием. В погоне за золотым тельцом он все же не позабыл своих революционных устремлений и даже был вынужден по этой причине покинуть Париж на несколько месяцев в 1870 г. Очередная политическая эскапада и события во французской столице привели Чернуски к полному разочарованию в революционных идеалах западного мира, и он, как и положено в таких случаях, обратился к Востоку, его философии и искусству.
В 1871 - 1973 гг. Чернуски совершил несколько поездок по Китаю и Японии, изучая историю и искусство этих стран. Из путешествий он привез бронзу, керамику, погребальные статуэтки и бесценные расписанные шелка, которые положили начало его коллекции восточного искусства. До конца своих дней банкир увлеченно собирал предметы восточного искусства, а в завещании он преподнес свою уникальную коллекцию в дар любимому городу.
Четырех-с-половиной метровая бронзовая статуя Будды XVIII в. из Мэгуро (район в Японии), приобретена Чернуски во время его путешествия в Японию.
Главное впечатление, возникающее от музея и его экспонатов, - это несомненная инаковость по сравнению с нашей культурой, совершенно другое видение мира и человека. Один за другим предметы напоминали мне об «инопланетянах» и иных мирах. Казалось, создатели научно-фантастических фантастических фильмов тщательно изучили экспонаты музея и трансформировали их в разнообразных существ, населяющих вымышленные миры.
Прообраз летающих аппаратов.
Инопланетянин.
Территории нынешнего Китая - один из первых регионов мира, где началось одомашнивание растений и животных, что обеспечило зарождение и развитие китайской цивилизации, одной из древнейших в мире. К 7 500 г. до н.э. там одомашнили собак, свиней и тутовых шелкопрядов, а так же научились возделывать рис и просо. Возникли все предпосылки для оседлого образа жизни и появления первых поселений людей (около 8 000 до н.э. в долине реки Хуанхе), а, следовательно, и появления стратифицированного общества с собственной культурой, ритуалами и предметами искусства.
Одной из первых династий Китая считается династия Шан (1550 г. до н.э. - 1050 г. до н.э.), вошедшая в историю ритуалом гадания на лопаточных костях животных или панцирях черепах. Существует легенда, согласно которой китайские иероглифы происходят именно от линий, возникавших при нагревании черепашьих панцирей и лопаточных костей. Во времена династии Шан китайцы уже умели прекрасно обрабатывать бронзу, и до нас дошли удивительные бронзовые статуи людей в натуральную величину. Другие бронзовые предметы покрыты изображениями реальных животных, которые соседствуют с животными мифическими, например, драконами.
Во многих мировых культурах аристократические кланы и даже целые народы связывали свое происхождение с животными, ставшими позднее их тотемами или покровителями. Ромул и Рем были вскормлены волчицей, в Латинской Америке обитали племена людей-ягуаров, а в древнем Китае была распространена легенда о ребенке, которого спасла и воспитала тигрица. Именно эти мистические связи между животными и человеком прослеживаются и в нынешних фэнтезейных романах, например, в саге Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени» (сериал «Игра Престолов»).
Сосуд «Тигрица», бесспорно, считается самым выдающимся экспонатом в музее, даже на фоне замечательной коллекцией архаических бронз (XV - III вв. до н.э.). Созданный в эпоху поздней династии Шан, сосуд представляет собой похожего на кошку зверя, на груди которого распластался человек. Человек спокоен и твердо стоит на передних лапах зверя, который бережно его обнимает.
Замечательными примерами других бронзовых изделий являются сосуды эпохи Чжоу (1050 г. до н.э. - 771 г. н.э. - 256 г. до н.э.), славящейся бронзовыми изделиями. Этот сосуд украшен ручками в виде драконов. Привычный анималистический узор, унаследованный от предыдущего периода и широко применявшееся в начале эпохи Чжоу, в 9 в. до н.э. уступает место узору из геометрических линий, которые имеют отдаленное сходство с изображениями животных. Например, широкие ленты на поверхности - это отголоски более ранних масок в виде животных, а зигзагообразный узор у горлышка напоминает драконов.
Вполне объяснимо, что ранние терракотовые и бронзовые предметы украшены реалистичными изображениями настоящих животных, рыб и земноводных. Следующий этап в развитии искусства - это изображение мифических животных, а затем - стилизованные и абстрактные мотивы: за периодом наблюдения за живой природой следует её осмысление и собственное творчество.
Еще один роскошный бронзовый сосуд эпохи Чжоу - высотой почти полметра (49,7 см.), предназначен для хранения перебродивших напитков. Он украшен масками животных, возможно, слонов, а наверху сосуда обосновался зубастый ящер, обвивающий хвостом крышку. Один из самых редких и древних экспонатов музея.
Династия Чжоу представляла собой строго иерархическое общество с высоко развитым культом предков, пронизывавшего буквально все аспекты жизни китайцев. Первые два века правления оказались самыми блестящими для династии, когда на истерзанной войнами земле воцарился мир, границы государства расширялись, а мудрые и добродетельные правители неукоснительно придерживались соблюдения ритуалов почитания Неба и Земли.
Работа с бронзой в эпоху Чжоу превратилась в подлинное искусство, и совершенство китайских бронзовщиков существенно превосходило мастерство европейских умельцев. На бронзе вместо традиционных в предыдущую эпоху коротких надписей стали появляться длинные надписи, ставшие поистине бесценными источником разнообразных сведений о жизни той эпохи. Ритуальную бронзу украшали изображения птиц и переплетающиеся ленты.
Эпоха династии Восточная Чжоу (771 г. н.э. - 256 г. н.э.) - это эпоха раздробленности и ослабления государства. Эпоха «Весны и осени» (722 г. до н.э. - 481 г. до н.э.) переходит в период Сражающихся государств (481 г. до н.э. - 221 г. до н.э.). На фоне нескончаемых войн и общей нестабильности закономерно появление философии Конфуция, который утверждал необходимость этического кодекса правителя для процветания государства.
Эпоху Сражающихся государств представляет в Музее Чернуски палаш (до 655 г. до н.э.). Этот бронзовый меч с широким лезвием имеет длину 51,1 см и ширину лезвия 5,5 см при толщине меча 2,1 см. Существует две версии происхождения первых мечей в Китае: одна из них свидетельствует о независимом появлении палаша в Китае путем трансформации из кинжала, а согласно второй - первые мечи в Империю были завезены извне. Так или иначе, но именно этот меч был создан китайскими мастерами. Эфес смертоносного изделия украшает ухмыляющаяся маска в традиционно китайском стиле - такие таинственные маски смотрят на нас с жадеитов культуры Лиангцу (Liangzu, 3400 -2200 до н.э.).
Этот роскошный бронзовый сосуд был отлит на литейне в провинции Шангси, славившейся как своими работами на заказ в семьи аристократов, так и обычными изделиями для простых людей. Все созданные там предметы отличались прекрасной балансировкой и высочайшим качеством. Сосуд украшен двумя ручками в виде прыгающих кошек, а поверхность покрывает великолепный узор из едва узнаваемых, стилизованных рептилий: здесь хорошо заметна эволюция декора в сторону абстракции и стилизации по сравнению с простеньким дизайном более ранних бронз.
Эпоха Сражающихся государств была эпохой битв и колоссальных людских потерь, которые повлекло за собой появление оружия из железа и арбалетов. Однако повсеместное распространение железа имело и положительные результаты - с помощью железных орудий труда очистка территорий стала проходить гораздо быстрее. Это способствовало росту сельскохозяйственных площадей, способных прокормить большее количество населения.
От эпохи Сражающихся государств до нас дошли не только мечи, но и более мирные и изящные предметы той эпохи. Вот, например, вырезанная из дерева подставка для барабана высотой 86 см: на свернувшихся кошачьих стоят длинноногие птицы и держат на спинках обручи, на которые и натягивалась кожа для барабанов. Кошачьи, похоже, вообще очень популярны в Китае: их постоянно изображают то на прогулке, то на охоте на оленя.
От Ханьской династии (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) Китай унаследовал идеалы, на которые Империя опиралась в течение нескольких поколений. Именно в эпоху династии Хань была создана мощная централизованная империя, которая существенно расширила свои границы. Повсеместно распространилось конфуцианство. Благодаря развитию сельского хозяйства выросло население страны и, в частности, увеличилось городское население, которое в силу образа жизни гораздо больше интересуется искусством и развитием ремесел. Все это способствовало быстрому скачку в развитии культуры в период династии Хань. Наукам и ремеслам стали оказывать поддержку на государственном уровне, например, государство поддерживало фабрики по производству лаковых изделий. Возник интерес к другим культурам, включая и варварские, и собственной истории - начинается изучение древних текстов. Популярными мотивами в искусстве становятся волнистые линии и изгибы.
Одним из наиболее известных китайских артефактов дошедших до нас являются погребальные фигурки, так называемые mingqi. Погребальные статуэтки из музея Чернуски отличаются необыкновенным задором и жизнелюбием: два повара, музыкант, танцовщица, певец и крестьянин улыбаются и радуются жизни из глубины веков больше двадцати столетий. Фигурки несколько карикатурны, поскольку их головы слишком велики для крепкого китайского тела. Карикатурные пропорции, выступающие скулы и легкие улыбки создают комический эффект.
Шесть mingqi демонстрируют разные сферы материальных (повара, крестьянин) и духовных радостей (музыка и танцы). Музыкант держит в руках струнный инструмент, на котором играли в оркестрах в стародавние времена. Фигурки музыкантов эпохи Хан попадаются довольно часто, как и фигурки танцоров, акробатов и жонглеров, что демонстрирует распространенные тогда развлечения. Музыка помогает выразить настроение или эмоции и обрести внутреннюю гармонию, что было чрезвычайно важно для миросозерцания китайца. Однако помимо эмоционально-эстетической функции музыка выполняла и важную практическую задачу - в традиционном китайском сообществе для каждого ритуала и события существовали свои музыкальные произведения и каноны. Для обеспечения унификации и сохранения единых стандартов в 110 г. до н.э. в Империи учредили Музыкальное Бюро, отвечавшее за создание каталогов гимнов для различных ритуалов.
Повара (первая фигурка слева и вторая справа) уютно устроились, сидя на пятках. Их правые руки лежат на столиках, на одном из которых различим силуэт рыбы - фигурки поваров-«рыбников» часто встречаются в северном Китае. На глазах фигурок можно различить остатки краски.
Китайские акробаты хорошо известны своей гибкостью, изобретательностью и необыкновенной ловкостью. Истоки их мастерства скрываются в глубине веков - вот эти акробаты, служащие ручками на терракотовом сосуде, выполняют свои трюки вот уже две тысячи лет.
Как свидетельствуют раскопки, в Бронзовом веке погребение знатных людей сопровождалось принесением в жертву слуг, которых отправляли в загробный мир ухаживать за хозяевами и после смерти. Со временем от этой практики отказались как экономически невыгодной, и вместо слуг в захоронения стали помещать фигурки домашней челяди.
Вот, например, фигурка девушки, возможно, горничной. Статуэтка весьма любопытна, потому что наглядно демонстрирует приниженное положение женщины в китайском обществе: тело девушки плотно завернуто в ограничивающую движение одежду, руки тесно прижаты к телу, кисти рук прячутся в рукавах. Однако несмотря на закрытость статуэтки большое внимание уделяется внутреннему состоянию девушки, её сдержанности и легкой отстраненности. Возможно, так нашел выражение Ханский гуманизм, развитию которого способствовало возобновление интереса к конфуцианству.
На первом этаже под лестничной площадкой - скульптура удивительно энергичной лошадки, которая, задрав хвост, упругим и резвым шагом направляется в неведомые дали. Первое ощущение - удивление, как вообще им удается удержать этого прекрасного и вольного зверя в столь замкнутом пространстве. Кажется, она прямо сейчас спрыгнет с постамента и разразится веселым и громким ржанием. Лошадка невелика - 135 см высотой, но крепенькая и смышленая, как раз подходящей породы, чтобы добраться да нас из глубины веков (25 г. -220 гг. н.э., терракота).
К лошадям китайцы испытывают особенные чувства: длительное время китайцы имели доступ только к небольшим лошадкам монгольской породы и постоянно страдали от набегов кочевников с севера, не имея возможности дать им отпор. Породистые, выносливые лошади были жизненно необходимы для экономического и стратегического развития Китая.
В 138-126 гг. до н. э. китайский сановник Чжан Цянь, находясь с посольством в Средней Азии, увидел в Ферганской долине каспийских лошадей, которых позднее китайцы, очарованные этими скакунами, назвали «небесными лошадьми» и «лошадьми, потеющими кровью». Попав под влияние Китая, Фергана стала выплачивать Китаю дань небесными лошадьми, которых с большим трудом переправляли империю. После создания кормовой базы для разведения лошадей (под местные условия были адаптированы клевер и люцерна) лошадей стали разводить и в самой Империи. Вскоре лошадей стало достаточно, чтобы учредить кавалерию по образу и подобию кавалерии кочевников. Лошади же продолжали считаться божественными созданиями и символом благоволения небес, поэтому фигурки коней часто помещали в гробницы.
Колоссальное значение лошади для Небесной Империи нашло выражение в названии Великого Шелкового пути, известного в Китае как Лошадиная Дорога. Лошади и верблюды обеспечили экономическое и политическое развитие Китая на протяжении многих сотен лет.
От эпохи Северная Вей (386 - 534 гг.) музею Чернуски досталась терракотовая фигурка стража гробницы, призванного защищать от зла нежную душу после смерти. Прообразом таких фигурок послужил древний китайский монстр с шипами на спине. Стражи гробниц подразделялись на военных и гражданских чиновников. В 6 в. н.э. было принято размещать шесть стражей у входов в гробницу: двух солдат, двух чиновников и двух фантастических животных. Позднее четыре чиновника (солдаты и чиновники) стали ассоциироваться со стражами континентов, которые в Буддизме считались стражами сторон света.
Еще один страж гробницы - мифическое животное с телом собаки и головой человека. Страж сохранил три рога-шипа на спине, типичных для древних фантастических существ. Такие фигурки помещали в гробницы вплоть до конца эпохи династии Тан (618 г. - 907 г.).
С древних времен по всей Евразии велась торговля редкими и экзотичными товарами. С началом новой эры огромные империи обеспечивали относительную безопасность для путешественников, и Великий Шелковый путь был одной из самых крупных торговых артерий мира. Он поставлял не только шелка, фарфор, бронзовые зеркала, лакированные изделия, рис, но и служил своеобразным катализатором социально-экономического и культурного развития стран, объединяемых Путем. Единое торговое пространство способствовало взаимопроникновению культуры, религий и технологий. После падения римского влияния и продвижения арабов на Ближнем Востоке Великий Шелковый путь стал терять свое значение, окончательно утратив свое значение в XV в. в связи с развитием морской торговли.
В 4-9 вв. н.э. в Китае проживало довольно много иностранцев, занятых преимущественно торговлей. Обнаруженные фигурки иностранцев можно иногда идентифицировать по их одежде, однако это невозможно сделать в случае с погонщиком верблюда из музея. Погонщики верблюдов и купцы считались людьми состоятельными, поэтому их изображения часто можно обнаружить в гробницах. Дошедший до нас из глубины веков верблюд экипирован самым подходящим образом для такого длительного путешествия: с верблюда свисает фляга с водой и рулоны шелка, само животное энергично устремлено вперед.
Эти славные терракотовые зверушки отчасти действительно спустились к нам с небес: пять представителей китайского гороскопа, который имеет двенадцатилетний или двенадцатичасовой циклы. В прошлом китайцы считали, что день состоит из 12 часов и каждому китайскому часу, равному двум европейским часам, соответствует определенное животное.
В музее представлены фигурки тигр, дракон, змея, обезьяна и петух. Из человеческого тела вырастает голова животного, что создает сюрреалистический эффект, предвосхищая современные фотографии зверолюдей
Дэниела Ли.
Трудолюбивый терракотовый бык эпохи династии Суй (581 - 618 гг.) тянет свою повозку вот уже почти полторы тысячи лет. Эта династия не только объединила Китай после длительного периода раздробленности, но и вошла в историю своими чудовищными военными поражениями, погубившими её. Прославили же династию Суй грандиозные строительные проекты - возведение новой столицы Китая Лоян и прокладка Великого Императорского Канала, который соединил Янцзы и Хуанхэ и стал крупнейшим искусственным водным путем в мире вплоть до 19 века.
Как и эпоха династии Хань, эпоха династии Тан (618-907 гг.) считается периодом наивысшего расцвета Китая, когда Поднебесная опережала в развитии все остальные страны мира. Реформы уголовного кодекса, армии, земельного налогообложения и государственного управления позволили решить внутренние проблемы, погубившие предыдущие династии. Была также реформирована экзаменационная система, позволившая привлекать самых талантливых молодых людей на государственную службу.
По Великому Шелковому Пути в Китай доставляли предметы «иностранной моды», служившей источником постоянного очарования для китайцев. Из Индии монахи-пилигримы привозили статуэтки Будды, способствуя разнообразию религиозной жизни Китая. Столица империи Чанъянь стала самым большим городом мира.
Эта фигурка чрезвычайно похожа на европейского садового гнома, не правда ли? На самом деле это варвар с рогом, статуэтка из Средней Азии, которая путешествовала по Великому Шелковому Пути с купцами, торговавшими экзотическим для Китая напитком - вином.
Игру поло часто называют «спортом королей», и она прочно ассоциируется с Британией. Однако поло было изобретено в Персии по крайней мере в 5 в. до н.э., а во время династии Тан поло было чрезвычайно популярно среди китайской аристократии. Эти статуэтки необычны тем, что женщина ради удобства одета в мужскую одежду, как это принято в наши дни в Средней Азии, но нехарактерно для тех времен.
Императоры Тан были чрезвычайно заинтересованы в фермах по разведению военных жеребцов, что легко подтверждается цифрами: в начале правления в армии насчитывалось около 5 000 жеребцов, а в середине 7 века - 700 000. Лошади были настолько популярны и любимы, что существовали даже оркестры на лошадях, как этот женский терракотовый оркестр.
Путешествие по музею закончилось. На площадке второго этажа расправляют крылья журавли,
поднимают точеные головы олени, и ведут битву воины на барельефе.
А дети сидят на полу, внимательно слушая рассказ, что-то рисуя на своих листках и втихомолку перепихиваясь, когда на них не смотрит учитель.
Фотографии мои собственные или с сайта музея.