Троецарствие

Feb 16, 2012 19:57

Я люблю историю. Там можно найти ответы на все вопросы. Раньше меня страшно возмущало, что политики не желают обращаться к урокам истории и постоянно повторяют одни и те же ошибки. Сейчас я спокойно воспринимаю повторяющиеся ситуации и ошибки, но история сохранила свое очарование. И я по-прежнему люблю находить параллели в делах минувших.

Вот небольшой отрывок из предисловия к роману XIV в. "Троецарствие" Ло Гуань-Чжуна. Предисловие «Троецарствие в Китае» написано Л.Н. Гумилевым и опубликовано в Докладах Отделений и комиссий Географического общества СССР, вып. 5, 1968 г. Аналитики не буду делать, какая уж тут аналитика, и так все ясно.

"Система Ханьской монархии состояла из трех элементов: центральное правительство, гражданская провинциальная администрация и постоянная армия. По отношению к этим элементам, составлявшим правящий класс, все прочие группы китайского населения были в положении подчиненном и политических прав не имели, но они пополняли господствующую клику, выделяя из своей среды «у» - физически сильных и тренированных людей - для армии и полиции, и «вэнь» - людей, склонных к умственным занятиям, - для пополнения администрации. Последние все были конфуцианцами, что определяло направление ханьской политики и их собственное положение. Необходимость в чудовищно обширном образовании повела к появлению интеллигенции, тесно связанной с династией, которая эту интеллигенцию кормила.

Этой жесткой системе подчинялась огромная страна с разноплеменным населением и стойкими сепаратистскими тенденциями. Твердая власть обеспечивала подданным империи сравнительную безопасность от внешних врагов и относительный порядок внутри страны, а разобщенная кочевая степь не была страшна. Свойственная китайцам терпимость позволяла даосским мудрецам обретаться в провинции, тогда как конфуцианцы процветали при дворе. Все выглядело довольно благополучно, но новая опасность отравила здоровый, хотя и потрепанный уже организм.

Устойчивость правительства вполне зависела от лояльности чиновников, но последние были преданы своей стране, а не капризам правителя. Конфуцианцы руководствовались принципами этики, воспринятыми с детства, и ради них могли иной раз пожертвовать карьерой и деньгами. Поэтому они иногда высказывали и проводили мнения, шедшие вразрез с желаниями императора. Например, конфуцианцы резко выступили против проповеди буддизма, несмотря на то, что император Хуан-ди обратился в эту веру. Осуждали они и безумную расточительность императора Лин-ди, возводившего роскошные дворцы и пагоды. Короче говоря, правительство нуждалось не только в толковых, но и в покорных чиновниках. Оно их нашло, и они его погубили.

Практика использования евнухов для работы в канцеляриях была в Китае не нова, но во II в. н.э. она превратилась в систему. Евнухи из низших слоев населения заняли ведущие должности, сосредоточили в своих руках действительную власть и образовали своего рода касту. Их не стесняли никакие традиции. Они выполняли любую волю деспота и при этом составляли путем взяточничества огромные состояния, вызывая ненависть народа. Однако евнухам, державшим в руках правительство, подчинялась армия, и это давало им преимущество в борьбе, которая не могла не начаться".

Последний параграф по-настоящему забавен. Прямо по Фрейду забавен. И впрямь, как доберутся до власти евнухи без традиций (а какие, позвольте спросить, традиции у евнухов могут образоваться?), так и конец империи и благополучному государству.  

Китай, Конфуций, книги, история, цитаты

Previous post Next post
Up