Старый мир, новые государства. 1100 - 300 до н.э. (История человечества в 100 предметах)

Jan 22, 2012 00:43

Колесо времени затейливо плетет свое кружево, и где-то 3 000 лет назад на мировую арену вышли новые государства и народы, которые вытеснили государства уже сложившиеся. Могущество Египта оспаривали его бывшие подданные из Судана, а пришедшие к власти на территории современного Ирака воинственные ассирийцы создали новую державу на Ближнем Востоке. В Китае династия Чжоу свергла династию Шан, правившую около 6 веков. Борьба за власть и ресурсы способствовала новой фазе экономического развития. Впервые в Китае и на Ближнем Востоке стали отливать монеты, а в Южной Америке возникли первые города и сложные общества.

Новым режимам требовались новые символы, утверждавшие их превосходство и божественное происхождение их власти.

Часть пятая
Старый мир, новые государства. 1100 - 300 да н.э.

1. Лашихские рельефы: каменная панель из юго-западного дворца Синаххериба. Ирак. 700 -681 до н.э.

Лашихские рельефы изображают ассирийскую армию, осадившую в 701 г. до н.э. город Лаших, в 40 км от Иерусалима. Эта панель - одна из серии панелей, украшавших комнату дворца царя Синаххериба (годы правления 704 - 681 гг.) в Ниневии.




На рельефе изображено, как солдаты штурмуют городские стены, а пленников изгоняют из города. В нижней части рельефа пытают высокопоставленных чиновников и иностранцев (скорее всего, выходцев из Нубии). Возможно, с этих несчастных позднее сдерут кожу - нубийцы считались ответственными за восстания против ассирийцев, поскольку в то время Египтом правила династия из Нубии, стремившаяся сдержать продвижение Ассирии в Леванте.


Такие панели рассказывали о череде восстаний против ассирийской империи и утверждали непобедимость царя, добившегося полной победы над врагами. Для ассирийцев война была делом религиозным: на коронации царь давал клятву расширять земли бога Ашура, требовавшего стабильности и порядка. Поэтому изображения сражений и осад следует понимать не только как демонстрацию власти, но и как выполнение религиозного долга с помощью поддержки свыше.
Примечательно, что прославившиеся своими военными кампаниями ассирийцы создали армию не для завоеваний, а для защиты: центральная часть государства была лишена природных оборонительных рубежей и была крайне уязвима перед любыми захватчиками. Создав армию, ассирийцы очень быстро продвигались на территорию враждебных государств, и их империя распростерлась от Египта до Ирана. В результате этих войн множество людей было вынуждено покинуть родные места и работали на строительстве таких проектов, как дворец Синаххериба.

В отличие от искусства классической Греции, передававшего конфликты чаще в мифологической форме, ассирийцы предпочитали отражать в искусстве реалистичное видение мира: они не только изображали достоверные события, но и стремились показать особенности рельефов захватываемых земель и даже местную растительность.

2. Сфинкс Тахарки. Судан. Около 680 г. до н.э. Гранит.

Когда войска Синаххериба осадили Лахиш, у стен города появилась египетская армия, возглавляемая Тахарком (Ветхий Завет, Четвертая книга Царств). Хотя ассирийцы разбили египтян, пришедших на помощь Лашишу, Синаххерибу не удалось захватить их предводителя, и, возможно, именно он стал позднее фараоном Египта по имени Тахарка (690 - 664 до н.э.).

У этого сфинкса на редкость дружелюбная мордочка в отличие от прочих увиденных мной сфинксов: в большинстве своем эти представители египетской фауны являют собой подлинное царское величие и неколебимое равнодушие, холодность и отстраненность по отношению к человеческим потомкам. Но не этот. Подлинное расположение и заинтересованность в теплокровных и недолговечных двуногих странным образом завораживают и остаются в памяти.




Дело в том, что у этого сфинкса, традиционно символизирующего огромную власть египетского фараона, - лицо суданца, царя Тахарка, который был одним из величайших вождей царства Куш (на территории современного Судана). Две змеи на голове статуи символизируют два царства, которыми он правил - Куш и Египет.

3. Китайский ритуальный сосуд эпохи Чжоу. 1100 - 1000 до н.э. Китай. Бронза.

Этот ритуальный сосуд использовали для подношения пищи предкам, что гарантировало выживание и успех тем, кто совершал эти пожертвования. Уважение к давно ушедшим являлось частью китайского мировоззрения на протяжении многих тысячелетий. Назначение сосуда подчеркивается изображением голов больших животных с бивнями, глотающих птиц.


Во времена династии Чжоу были заложены многие из важнейших понятий китайской политической культуры. Одним из них стало понятие «небесного мандата», согласно которому небеса благословляют и поддерживают справедливого правителя. Нечестивого правителя люди имеют право сместить с одобрения богов.

Китайский император стал называться «сыном неба», а императорская династия получала покровительство Небес. Заслужить поддержку и одобрение Небес можно было лишь добродетельными деяниями, поэтому императоров обычно принято изображать воплощением добродетели, утрата которой приводит к потере земной власти, «небесного мандата».




Надпись внутри сосуда повествует о свержении династии Шан и восшествии династии Чжоу. В эпоху Чжоу такие надписи стали очень распространенными и рассказывали о политических и общественных достижениях их владельцев.

4. Паракасский текстиль. Перу. 300 - 200 до н.э.

Это фрагменты плаща, вытканного из шерсти ламы или альпака, - более 2 000 назад в него заворачивали мумифицированные тела: летящие шаманы впились своими когтями в отрезанные головы людей. Шаман внизу держит в руках нож, чтобы обезглавить жертву. Ткань была обнаружена в великом некрополе Паракас в Перу и сохранилась в благоприятных условиях гробницы - сухой воздух и полная темнота в погребальных камерах, где могли разместить до сорока мумий.




Ткани Паракаса относятся к тому периоду развития Южной Америки, когда были одомашнены растения, ламы и морские свинки и впервые появилось разделение на классы. Культура Паракас (600 - 150 до н.э.) существовала на полуострове Паракас, южном тихоокеанском побережье центральных Анд и является одним из самых ранних из известных сложных обществ в Южной Америке. Паракас и современные ей сообщества заложили основы для более поздних южно-американских культур Анд, включая культуру Инков.

В культуре Паракас ткани ценились наиболее высоко, поскольку служили показателем социального статуса и власти обладателя. Некоторые ткани достигали 34 метров в длину - требовалось большое количество хорошо организованных людей, чтобы их выткать. Для ткани, окрашенной натуральными красителями, характерны яркие краски - индиго, зеленый, коричневые, розовый и белый. Такие цвета смотрелись наиболее выигрышно на фоне желто-бежевого ландшафта.

5. Золотая монета Креза. Турция, Лидия. 550 до н.э.

Одна из самых ранних монет, когда-либо отлитых в истории человечества. Роль денежных знаков до монет в прибрежных государствах иногда выполняли ракушки.

Две фигурки - льва и быка - были выбиты молотом с обратной стороны монеты, и лев считается символом королевской власти. Лидия славилась своим богатством, а её последний царь Крез (годы правления 560 - 547 гг. до н.э.) вошел в мировую историю бессмертным сравнением «богат как Крез».




Лидийское золото намывалось в реке, в которой другой царь, связанный в легендах с умением обращать в золото что угодно простым прикосновением, сумел избавиться от своего дара. В этой же речке Пактолус добывали природный сплав золота и серебра еще в античности. Из этого же сплава чеканили монеты в западной Малой Азии в 7 веке до н.э., но эту практику вытеснило новое открытие - монеты стали отливать из чистого золота и серебра. Считается, что самые знаменитые монеты были созданы в Лидийском царстве. Их упоминал Геродот, они хранились в сокровищницах Парфенона.

Персы начали литье собственных серебряных и золотых монет, и эта практика быстро распространилась по всему Средиземноморью в конце 6 века до н.э. К пятому веку до н.э. большинство греческих городов имели собственные серебряные монеты, широко использовавшиеся за пределами Средиземноморья.

В ткань колеса времен вплелись нити не только более очеловеченных сфинксов, но и появилась зримая нить золотого тельца.

Часть 4

Лондон, выставки, история, материальная культура

Previous post Next post
Up