История мира в 100 предметах

Sep 30, 2011 23:59

Эту выставку в прошлом году организовал Британский музей совместно с ВВС радио 4. Каждые выходные директор музея МакГрегор на примере какого-нибудь экспоната из музея - предмета искусства, оружия, промышленных изделий или изобретений науки и техники - рассказывал об истории человечества. (Послушать).

Я увидела только первую часть выставки - 30 предметов, но мне очень понравилась сама идея - экспонаты остаются на своих местах, в привычном им окружении, а вот посетитель переходит от одного объекта интереса к другому, устраивая некий квест в поисках собственной истории. Увлекает и то, что сами объекты получают совершенно иное звучание, и то, на что я бы просто не обратила внимания из-за обилия выставленного богатства или кажущейся неприметности, попадая в фокус моего внимания, расцветает и обретает смысл в ходе истории человечества. Вернее, само человечество обретает свою историю благодаря этим предметам.

Часть первая «Что нас сделало людьми» (2,000,000 - 9,000 BC)

1. Мумия Hornedjitef. 300 - 200 BC. Найдено в Фивах.

Хорнеджитеф был жрецом, умер в зрелом возрасте. Тело находилось в двух расписных саркофагах, верхний из которых расписан изображениями богов и сюжетами из египетской книги мертвых. Внутри саркофаг украшен изображением богини неба Нут, что символически помещает жреца в матку богини, означая его готовность к возрождению.




Ценность мумий для познания собственной истории определяется не только возможностью исследовать бренные останки, что само по себе познавательно для ученых, обычно вынужденных довольствоваться куда менее богатым уловом в виде пары-тройки костей давно ушедших людей или животных. Главное наследие - это росписи саркофагов, это ткани, это возможность воссоздать образ столь далекой от нас жизни.

2. Чоппер (обработанный камень с острым краем) Олдувайской культуры. 1.8 - 2 млн. лет. Танзания. Подарок сэра Давида Аттенборо.

Это самый древний предмет, созданный человеком, во всей коллекции Британского музея. Свое название Олдувайская культура получила по части Восточно-Африканской рифтовой системы, которую некогда сотрясали многочисленные землетрясения.




Появление первых орудий является важнейшей вехой в развитии человечества. Их обработка, применение и совместное использование сыграло огромную роль в развитии поведения человека. Возможность создавать орудия труда позволило людям приспособиться к новой, более сложной среде обитания и опередить в развитии других животных. Постепенно это способствовало превращению человекоподобных в самых успешных животных на нашей планете. Вся современная наука и техника началась с таких каменных чопперов.

3. Каменный топорик Олдувайской культуры. Танзания. 1.2 - 1.4 млн. лет. Найден в 1931 г.

Топорик изготовлен из вулканической лавы. Такая технология изготовления орудий труда появилась 1.6 млн. лет назад. Маленькие топорики стали применяться для разрезания мяса или работы по дереву. Созданные нашими предками, которых уже можно считать людьми, такие орудия труда становились важными в эволюции человеческого поведения.




Создатели подобных топориков были первыми людьми, перебравшимися из Африки в Центральную Азию, Ближний Восток, Европу и Азию. Топорики сопровождали первое большое распространение людей и появление того образа жизни, который, как принято считать, положил начало нашим человеческим характерным особенностям. Ни один другой предмет, созданный человеком до 20 века, не получил такого широкого и повсеместного распространения в мире и не воспроизводился в течение столь долгого периода времени. И именно в эпоху повсеместного царствования этого орудия труда начала зарождаться и формироваться человеческая речь.

4. Плывущие Олени. 13 000. Франция, бивень мамонта. Найдена в 1867 г.

Эта скульптура двух плывущих оленей является одним из старейших предметов искусства в Британском музее. Она была вырезана из кончика бивня мамонта в период, отличавшийся необыкновенной творческой креативностью и совпавший по времени с последним ледниковым периодом. Художники, создавшие эту фигурку, были в полном смысле этого слова современными людьми и отличались теми же умственными способностями, что и наши современники. В пещерах Европы, украшенных росписями, было обнаружено много таких резных фигурок, которые люди носили с собой.




Этих оленей я уже давно заприметила, еще в свой первый приезд в Англию, поразившись удивительному изяществу закинутых голов и количеству лет, которое эти животные плывут по реке жизни. Художник изобразил оленей в осенний период, когда их шкура, рога и плоть больше всего пригодны для употребления в пищу, шитья одежды и получения подручных материалов. Возможно, он хотел передать миграцию животных или момент, когда олени служили легкой мишенью для охотников. Что олицетворяла эта скульптура - способ общения с потусторонним миром или талисман для удачной охоты перед долгой и холодной зимой?

Первая фигурка - это олениха, с небольшой тушкой и рожками. Глубокие прорези на её теле передают оттенки её шубки. Изображая самца, художник предпочел передать не цвет, а сильное, большое тело плывущего животного. Примечательно, что в этой же пещере были обнаружены останки оленей, а сама пещера прячется под скалой, выходящей уступом над рекой Aveyron.

Впервые предметное искусство появилось где-то 40 000 лет назад, во времена последнего ледникового Периода. В тот же период моря обмелели из-за оледенения, и люди смогли перебраться в Америку по узкому перешейку между Сибирью и Аляской, быстро расселившись по всей территории.

5. Копьеобразный клинок культуры Кловиса. Аризона, США. 13 000 лет.

Первые находки, свидетельствующие о человеческой деятельности в Северной Америке, - копьеобразные клинки культуры Кловис. Такие клинки использовали при охоте на крупную дичь. Именно в период Кловиской культуры в Северной Америке вымерли (или были уничтожены охотниками) мамонты, гигантские ленивцы, верблюды и большие бизоны.




Первые люди появились в Америке 15 000 до н.э. Они отличались большой выносливостью и приспособляемостью и умели выживать в очень сложных природных условиях. Всего за 1000 лет они распространились по обоим континентам, перебив всю крупную дичь и тем самым лишив себя возможности одомашнить её позднее.

По материалам сайтов Британского музея, ВВС. Фотографии из Википедии.

Лондон, история, материальная культура

Previous post Next post
Up