Есть разница между подлецом и обычным человеском, совершившим преступление. Подлец обладает в высшей степени развитым самосознанием, он идет на преступление намеренно, злодеяние для него самоцель.
По неприкрытости намерений и полному отсутсвию самообмана монолог Ричарда III сродни речи Адольфа Гитлера перед генштабом вермахта 23 августа 1939 г. Подобная откровенность поражает, потому что обычно люди придумывают благовидные предлоги для заведомо дурных поступков.
Подлецы предоставляют для художника особый интерес - в искусстве их больше, чем в жизни. [потому что] люди, изображаемые в литературным произведениях, должны обладать развитым самосознанием... Вот почему большинство произведений о крестьянах так неимоверно скучны - литература состит преимущественно из высказываний.
В комедиях часто фигурируют слуги. Достойно сожаления, что находить слуг становится все сложнее, так как с их исчезновением искусство потеряло нечто важное... слуга может стать вторым «я» хозяина. (ушли слуги, появился Джекил\Хайд)
Современная аналогия этой ошибки - отстутствие призвания. Например, люди говорят: «Я хочу сочинять» - и на этом все кончается. Почему? ..люди заблуждаются в отношении природы сочинительства. Они не конкретны: они говорят о своем желании «стать писателем», а не о желании «написать то-то и то-то». В центре внимания результат, а не процесс, что предполагает недостаток страсти и неготовность пройти через тяготы подготовки и обучения.
Если вы всматриваетесь только в свое «я», то действуете так, словно каждая фраза должна быть шедевром, а если это не получается, к чему заканчивать написанное?
Зрение - самое интеллектуальное из чувств: вы видите открывающиеся перед вами возможности; зрение подчиняется воле; глаза - орган выбора... Зрение активно, слух - послушен. Согласно иконографической традиции, зачатие девой Марией младенца в сцене Благовещения происходит через ухо.
В античной трагедии сама вселенная отвергает возможность прмирения, в современной же трагедии невозможность заключить мир есть следствие личного выбора... в античной драме невозможен такой мученик правды, как Ромео, и такой уязвленный правдой негодяй, как Яго.
Средневековые схоластики видели в грехопадении помрачение сознания, и страстная любовь даже к собственной жене считалась прелюбодеянием. Целью брака считали продолжение рода и дружеские отношения.
Какой возможный опыт этого «ты»? Во-первых, сопричастность Богу - религиозный опыт. Во-вторых, раскрытие своего призвания. В наше время никто не считает, что религиозный опыт или постижение призвания так уж важны, тогда как в важности любовного призвания убеждены все.
Влюбленность хороша, если благодаря ей вы становитесь личностью, с которой можно состоять в истинных отношениях, если влюбленность благоприятствует развитию вашего «я».
Индустриализация привела к упадку религиозного чувства и сокращению числа профессий, которые можно было бы назвать призванием, а в больших городах заметно оскудение любви и истончение семейных уз.
Гордыню можно показать весьма успешно, ибо важнейшая особенность гордыни не в последовательности, а в напряженности момента (Кьеркегор).
Миф должен отражать универсальный опыт, в противном случае он становится частным символом.
Воспринимаемая слишком серьезно удача ведет к самомнению, воспринимаемое слишком серьезно невезение - к отчаянию.
Меня всегда неприятно поражает необлагороженная природа в этой стране [США], где нет ни садов, ни классических парков. Природа никогда не предназначала США для обитания - люди должны были селиться только на небольшом участке Европы и в Новой Зеландии. Во всех других местах или слишком жарко, или слишком холодно.
Каждый стремится к тому, чтобы другие желали того же, что он сам.
В искусстве мы часто любим то, что импонирует нам по личным, а не по эстетическим причинам. Не воспринимайте искусство слишком серьезно: успех зависит и от мастерства, и от искренности.
У. Оден «Лекции о Шекспире»