Веллингтона (1769 - 1852) я всегда недолюбливала по одной простой причине: мне казалось, что он «присвоил» славу победителя Наполеона, похитив её у Кутузова. Стереотип «Кутузов разбил Наполеона» угнездился в моей голове со времен выучивания «Бородина», и никакие последующие исторические познания его не потревожили, дружно уживаясь во внутреннем пространстве. Ну и что, что Кутузов умер в 1813, а Ватерлоо датируется 1815: я фыркала на портрет Железного Герцога в Галерее 1812 года, демонстративно от него отворачиваясь. Однако визит в Apsley House, лондонскую резиденцию Веллингтона, побудил меня пересмотреть стереотип «победителя Наполеона».
Артур Уэллесли (Уэсли) был четвертым сыном в семье Гаррета Уэсли, англо-ирландского политика. Артур не блистал способностями и прилежанием (нарушение стереотипа выдающейся личности), а его неловкость и лень удручали даже его любящую мать. Первых успехов он добился только во французской королевской академии верховой езды, закончив которую, молодой человек по протекции брата вступил в армию. И тут, как это обычно бывает с людьми, себя нашедшими (правда жизни? стереотип?), Уэсли сумел обнаружить свои до сей поры спящие способности: военные походы в Ирландии, Фландрии, Индии принесли ему состояние, наполеоновские войны в Португалии и Испании - звание фельдмаршала, а Ватерлоо - подлинную славу. Назначенный английским послом во Франции, в 1814 г. он получил титул герцога. Дважды он становился премьер-министром Великобритании и оставался главнокомандующим войск Британской армии до самой своей смерти в 1852 г., а его похороны приобрели масштабы государственного события.
В 1817 г. Веллингтон купил Apsley House, построенный в 1771-78 гг. Робертом Адамом для лорда Эпсли, дом № 1 в Лондоне (London № 1), названным так потому, что его первым видели путешественники, въезжавшие в Лондон с запада. После Ватерлоо благодарные правители Европы не могли сдержать радость по поводу избавления от Наполеона и наперебой одаривали герцога титулами и бесценными дарами, которые он и разместил в Apsley House после существенной перестройки здания и облицовка его золотистым батским камнем. В наши дни Apsley House (Эпсли Хаус) считается чуть ли не единственным примером лондонской резиденции аристократов первой половины XIX в.
Отличавшийся крайней бережливостью и даже скупостью, Веллингтон обожал получать и демонстрировать подарки: в специально оборудованной комнате красуются золотые и серебряные фигуры, блюда и вазы, которые ему преподносили не только цари, короли и регенты, но и его собственные офицеры. Расписные фарфоровые сервизы, включая севрский сервиз с египетскими мотивами, заказанный Наполеоном в качестве подарка Жозефине при разводе, выражают признательность прусского Фредерика, саксонского Августа I и французского Людовика XVIII, а неизменные малахитовые столики и порфировые канделябры поступили от Николая I. Однако больше всего меня поразила сабля Наполеона, заказанная им для празднования победы после Ватерлоо…
В центральной витрине - предметы севрского сервиза для Жозефины.
В доме вообще многое напоминает о Наполеоне: Веллингтон с огромным уважением относился к корсиканцу и коллекционировал связанные с ним предметы, например, его портреты, а также портреты членов его семьи и родителей. У лестницы выставлена трех с половиной метровая (3,45 м) скульптура обнаженного Наполеона в виде Марса-миротворца работы Кановы - я, признаться, была смущена неожиданной величественной наготой в столь строгой атмосфере и общей нестандартностью изображения Бонапарта. Канова изваял статую (1802-1806 гг.) по заказу самого императора, однако тот счел её слишком «спортивной» и приказал удалить из поля зрения публики.
В 1816 г. правительство Великобритании выкупило у Лувра за 3 000 фунтов (66 000 франков) скульптуру и подарило Веллингтону. В конце концов, даже у диких племен существовала традиция украшать себя артефактами побежденных, но мощных врагов - считалось, что их сила переходит к новому владельцу. Так ли далеко наша цивилизация ушла от первобытных стереотипов…
Женой Веллингтона была некая Китти (Катерина Сара Доротея) Пейкенхэм. В молодости она отличалась особым очарованием и природной живостью, что и привлекло Артура, посватавшегося к ней в 1793. Однако её брат счел Артура Уэсли плохой партией: безденежный и бесперспективный. Опустошенный отказом, Артур поклялся добиться денег, славы и получить руку Китти, что и произошло в 1806 году, когда он вернулся в Англию из Индии. Верный своему слову, Уэллесли настоял на браке, хотя и был поражен произошедшей переменой в будущей жене («Клянусь Юпитером, она стала откровенно уродливой»). Брак не был счастливым, несмотря на рождение двух сыновей, и супруги жили раздельно, а роль хозяйки в Apsley House на приемах и обедах выполняла Хэрриет Арбатнот, «самая близкая женщина-друг» Веллингтона, по его словам. Считается, что Хэрриет была действительно другом герцога, как и её муж, член парламента Чарльз Арбатнот, который был старше жены на 26 лет. Хэрриэт была счастлива в браке, увлекалась политикой, пользовалась влиянием в обществе и оставила интереснейшие дневники о жизни того периода. Умерла она в 1834 году от холеры, 40 лет от роду.
Хэрриет Арбатнот
Герцогиня Веллингтон
В 1831 г. умерла жена Веллингтона, и когда герцог был на её похоронах, толпа разбила окна в Apsley House в знак протеста: Веллингтон возражал в Парламенте против первого билля о реформах. Разгневанный Веллингтон повелел установить на окнах металлические ставни, благодаря чему обзавелся прозвищем «Железный герцог». Однажды, когда его несогласие было предано забвению и он вновь стал народным кумиром, Железный Герцог возвращался домой верхом в окружении ликующей толпы. Веллингтон совершенно спокойно добрался до особняка, остановился в воротах, указал на железные ставни, слегка поклонился возбужденной публике и без слов удалился домой. «Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца…» Ставни он отказывался снять до конца своих дней, защищая покой и уют своего дома.
Желтая гостиная
Среди 200 картин музея Веллингтона 83 поступили из испанской королевской коллекции, которую Веллингтон захватил на поле боя, разгромив брата Бонапарта в битве при Виттории в 1913 г.. Веллингтон предложил вернуть коллекцию её законному владельцу, но мало кто может сравниться в гордости с идальго - испанский король Фердинанд VII подарил полководцу полотна Веласкеса, Ван Дейка, Рубенса, Брейгеля, Корреджио… Однако самыми трогательными мне показались небольшие полотна мирного Тенирса, которого герцог-фельдмаршал очень любил вопреки своему далеко не пасторальному образу жизни.
Тенирс. "Веселый праздник в деревне"
После Ватерлоо Веллингтон являлся не только самым могущественным военачальником в Европе, но и влиятельнейшим политическим деятелем, поэтому в его лондонскую резиденцию заглядывали многие официальные лица, включая короля и придворных, офицеры, служившие с ним на протяжении многочисленных кампаний, послы и европейские политики. Самым ярким событием являлся ежегодный обед 18 июня в честь годовщины битвы при Ватерлоо, который проводится и поныне. Из окон галереи видна конная статуя герцога, отлитая из пушек, захваченных на поле Ватерлоо, и арка Веллингтона, установленная в его честь. Во время второй мировой войны король Георг VI и королева Елизавета, мать нынешней королевы, узнав о том, что сокровища Apsley House остались не вывезенными, лично прибыли в особняк руководить эвакуацией предметов интерьера дома, принадлежавшего великому герцогу.
(мое фото - вид из окна галереи)
В 1826 году Веллингтон, получивший чин генерал-фельдмаршала русских войск после битвы при Ватерлоо, посетил Санкт-Петербург. Герцог был настолько очарован царскими покоями, затянутыми золотистой тканью и практичностью вторых рам, удерживающих тепло, что повелел установить их у себя в Apsley House
(мое фото - в левом нижнем углу хорошо видна метелическая полукруглая скоба для утсановки второй рамы)
Стены в лонской резиденции Веллингтон также приказал обить желтой тканью, чтобы добиться максимального сходства с русскими дворцами. Для небольших, уютных комнат такая расцветка подходила, однако она портила облик столовой и галереи Ватерлоо, главной, парадной зады особняка. Спор из-за обивки послужил последней каплей в отношениях с архитектором, перестраивавшим дом, и Веллингтон, избавившись от советников, упрямо украсил стены золотистой материей и на видном месте разместил портрет русского императора Александра I. После смерти Веллингтона его сын желтую обивку заменил на изначальную, красную, которая лучше смотрелась с обильным золочением галереи и позолоченными рамами картин.
Галерия Ватерлоо во времена Веллингтона
Современный облик
Со временем в доме сняли и вторые рамы, которые сейчас хранятся в запасниках музея, и железные ставни. Нестандартное русское начало в интерьере Apsley House уступило место традиционному английскому.
За исключением двух фотографий все фотографии не мои, найдены на бесплатных ресурсах интернета.