О вреде стереотипов (или Железный Герцог и русские покои)

Feb 28, 2010 23:10

Веллингтона (1769 - 1852) я всегда недолюбливала по одной простой причине: мне казалось, что он «присвоил» славу победителя Наполеона, похитив её у Кутузова. Стереотип «Кутузов разбил Наполеона» угнездился в моей голове со времен выучивания «Бородина», и никакие последующие исторические познания его не потревожили, дружно уживаясь во внутреннем пространстве. Ну и что, что Кутузов умер в 1813, а Ватерлоо датируется 1815: я фыркала на портрет Железного Герцога в Галерее 1812 года, демонстративно от него отворачиваясь. Однако визит в Apsley House, лондонскую резиденцию Веллингтона, побудил меня пересмотреть стереотип «победителя Наполеона».



Артур Уэллесли (Уэсли) был четвертым сыном в семье Гаррета Уэсли, англо-ирландского политика. Артур не блистал способностями и прилежанием (нарушение стереотипа выдающейся личности), а его неловкость и лень удручали даже его любящую мать. Первых успехов он добился только во французской королевской академии верховой езды, закончив которую, молодой человек по протекции брата вступил в армию. И тут, как это обычно бывает с людьми, себя нашедшими (правда жизни? стереотип?), Уэсли сумел обнаружить свои до сей поры спящие способности: военные походы в Ирландии, Фландрии, Индии принесли ему состояние, наполеоновские войны в Португалии и Испании - звание фельдмаршала, а Ватерлоо - подлинную славу. Назначенный английским послом во Франции, в 1814 г. он получил титул герцога. Дважды он становился премьер-министром Великобритании и оставался главнокомандующим войск Британской армии до самой своей смерти в 1852 г., а его похороны приобрели масштабы государственного события.



В 1817 г. Веллингтон купил Apsley House, построенный в 1771-78 гг. Робертом Адамом для лорда Эпсли, дом № 1 в Лондоне (London № 1), названным так потому, что его первым видели путешественники, въезжавшие в Лондон с запада. После Ватерлоо благодарные правители Европы не могли сдержать радость по поводу избавления от Наполеона и наперебой одаривали герцога титулами и бесценными дарами, которые он и разместил в Apsley House после существенной перестройки здания и облицовка его золотистым батским камнем. В наши дни Apsley House (Эпсли Хаус) считается чуть ли не единственным примером лондонской резиденции аристократов первой половины XIX в.



Отличавшийся крайней бережливостью и даже скупостью, Веллингтон обожал получать и демонстрировать подарки: в специально оборудованной комнате красуются золотые и серебряные фигуры, блюда и вазы, которые ему преподносили не только цари, короли и регенты, но и его собственные офицеры. Расписные фарфоровые сервизы, включая севрский сервиз с египетскими мотивами, заказанный Наполеоном в качестве подарка Жозефине при разводе, выражают признательность прусского Фредерика, саксонского Августа I и французского Людовика XVIII, а неизменные малахитовые столики и порфировые канделябры поступили от Николая I. Однако больше всего меня поразила сабля Наполеона, заказанная им для празднования победы после Ватерлоо…

В центральной витрине - предметы севрского сервиза для Жозефины.

В доме вообще многое напоминает о Наполеоне: Веллингтон с огромным уважением относился к корсиканцу и коллекционировал связанные с ним предметы, например, его портреты, а также портреты членов его семьи и родителей. У лестницы выставлена трех с половиной метровая (3,45 м) скульптура обнаженного Наполеона в виде Марса-миротворца работы Кановы - я, признаться, была смущена неожиданной величественной наготой в столь строгой атмосфере и общей нестандартностью изображения Бонапарта. Канова изваял статую (1802-1806 гг.) по заказу самого императора, однако тот счел её слишком «спортивной» и приказал удалить из поля зрения публики.

В 1816 г. правительство Великобритании выкупило у Лувра за 3 000 фунтов (66 000 франков) скульптуру и подарило Веллингтону. В конце концов, даже у диких племен существовала традиция украшать себя артефактами побежденных, но мощных врагов - считалось, что их сила переходит к новому владельцу. Так ли далеко наша цивилизация ушла от первобытных стереотипов…

Женой Веллингтона была некая Китти (Катерина Сара Доротея) Пейкенхэм. В молодости она отличалась особым очарованием и природной живостью, что и привлекло Артура, посватавшегося к ней в 1793. Однако её брат счел Артура Уэсли плохой партией: безденежный и бесперспективный. Опустошенный отказом, Артур поклялся добиться денег, славы и получить руку Китти, что и произошло в 1806 году, когда он вернулся в Англию из Индии. Верный своему слову, Уэллесли настоял на браке, хотя и был поражен произошедшей переменой в будущей жене («Клянусь Юпитером, она стала откровенно уродливой»). Брак не был счастливым, несмотря на рождение двух сыновей, и супруги жили раздельно, а роль хозяйки в Apsley House на приемах и обедах выполняла Хэрриет Арбатнот, «самая близкая женщина-друг» Веллингтона, по его словам. Считается, что Хэрриет была действительно другом герцога, как и её муж, член парламента Чарльз Арбатнот, который был старше жены на 26 лет. Хэрриэт была счастлива в браке, увлекалась политикой, пользовалась влиянием в обществе и оставила интереснейшие дневники о жизни того периода. Умерла она в 1834 году от холеры, 40 лет от роду.


Хэрриет Арбатнот
Герцогиня Веллингтон

В 1831 г. умерла жена Веллингтона, и когда герцог был на её похоронах, толпа разбила окна в Apsley House в знак протеста: Веллингтон возражал в Парламенте против первого билля о реформах. Разгневанный Веллингтон повелел установить на окнах металлические ставни, благодаря чему обзавелся прозвищем «Железный герцог». Однажды, когда его несогласие было предано забвению и он вновь стал народным кумиром, Железный Герцог возвращался домой верхом в окружении ликующей толпы. Веллингтон совершенно спокойно добрался до особняка, остановился в воротах, указал на железные ставни, слегка поклонился возбужденной публике и без слов удалился домой. «Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца…» Ставни он отказывался снять до конца своих дней, защищая покой и уют своего дома.


Желтая гостиная

Среди 200 картин музея Веллингтона 83 поступили из испанской королевской коллекции, которую Веллингтон захватил на поле боя, разгромив брата Бонапарта в битве при Виттории в 1913 г.. Веллингтон предложил вернуть коллекцию её законному владельцу, но мало кто может сравниться в гордости с идальго - испанский король Фердинанд VII подарил полководцу полотна Веласкеса, Ван Дейка, Рубенса, Брейгеля, Корреджио… Однако самыми трогательными мне показались небольшие полотна мирного Тенирса, которого герцог-фельдмаршал очень любил вопреки своему далеко не пасторальному образу жизни.


Тенирс. "Веселый праздник в деревне"

После Ватерлоо Веллингтон являлся не только самым могущественным военачальником в Европе, но и влиятельнейшим политическим деятелем, поэтому в его лондонскую резиденцию заглядывали многие официальные лица, включая короля и придворных, офицеры, служившие с ним на протяжении многочисленных кампаний, послы и европейские политики. Самым ярким событием являлся ежегодный обед 18 июня в честь годовщины битвы при Ватерлоо, который проводится и поныне. Из окон галереи видна конная статуя герцога, отлитая из пушек, захваченных на поле Ватерлоо, и арка Веллингтона, установленная в его честь. Во время второй мировой войны король Георг VI и королева Елизавета, мать нынешней королевы, узнав о том, что сокровища Apsley House остались не вывезенными, лично прибыли в особняк руководить эвакуацией предметов интерьера дома, принадлежавшего великому герцогу.

(мое фото - вид из окна галереи)

В 1826 году Веллингтон, получивший чин генерал-фельдмаршала русских войск после битвы при Ватерлоо, посетил Санкт-Петербург. Герцог был настолько очарован царскими покоями, затянутыми золотистой тканью и практичностью вторых рам, удерживающих тепло, что повелел установить их у себя в Apsley House

(мое фото - в левом нижнем углу хорошо видна метелическая полукруглая скоба для утсановки второй рамы)

Стены в лонской резиденции Веллингтон также приказал обить желтой тканью, чтобы добиться максимального сходства с русскими дворцами. Для небольших, уютных комнат такая расцветка подходила, однако она портила облик столовой и галереи Ватерлоо, главной, парадной зады особняка. Спор из-за обивки послужил последней каплей в отношениях с архитектором, перестраивавшим дом, и Веллингтон, избавившись от советников, упрямо украсил стены золотистой материей и на видном месте разместил портрет русского императора Александра I. После смерти Веллингтона его сын желтую обивку заменил на изначальную, красную, которая лучше смотрелась с обильным золочением галереи и позолоченными рамами картин.


Галерия Ватерлоо во времена Веллингтона


Современный облик

Со временем в доме сняли и вторые рамы, которые сейчас хранятся в запасниках музея, и железные ставни. Нестандартное русское начало в интерьере Apsley House уступило место традиционному английскому.

За исключением двух фотографий  все фотографии не мои, найдены на бесплатных ресурсах интернета.

Лондон, Англия, маленькие музеи, история, лица

Previous post Next post
Up