Окна Парижа III

Dec 26, 2009 13:45

11. Поздняя готика и ранний Ренессанс




Развитие архитектуры отражает этапы познания человека самого себя, поэтому в разные исторические периоды окно выражает степень доверия человека к окружающему миру. Огромные готические окна продемонстрировали отказ от восприятия мира как обители зла и желание человека открыться миру. В архитектуре Ренессанса с его философией ценности человеческой личности, вниманием к классическим пропорциям, симметрии и гармонии центр приложения сил сфокусировался на развитии светского, а не церковного окна: впервые окно и его пропорции стали предметом теории архитектуры. Окна переместились на удобный для человека уровень, стали по-настоящему прозрачными и трансформировались из наблюдательного пункта в комфортное, уединенное место для созерцания.

Характерное для Ренессанса упорядоченное планирование города и зданий проявилось и в оформлении окна: прямоугольные окна обрамлялись наличником как картина рамой. Появившиеся региональные, индивидуальные варианты окон были обусловлены климатическими и иными особенностями, например, «французское окно» от пола до потолка или итальянские трёхчастные окна с крестообразным переплётом, оберегающим дом от злых духов. Помимо этого были распространены пышные оконные фасады и окна в арочных проемах.

В XV-XVI вв. строительство церквей и соборов уступило место строительству светскому, и архитектурным наследием средневекового Парижа стали городской особняк (отель) и дом с щипцовой, двускатной крышей, в котором жило большинство парижан (эти деревянные дома с XIV в. стали вытесняться более прочными и надежными каменными постройками). Появление отелей стало поворотной точкой в парижском градостроении, потому что именно при создании отелей архитекторы впервые получили решающее право голоса при строительстве зданий и проектировке города.

Одним из трех сохранившихся зданий переходного периода (поздняя готика - ранний ренессанс) в Париже является отель Санс (Hôtel de Sens) - последнее из известных жилых зданий, укрепленное на случай нападения угловыми башнями, отверстиями для кипящего масла в арке, ведущей во двор, и лестничной башне, а так же отсутствием окон на первом этаже. Несимметричность особняка особенно примечательна и симпатична - это один из ранних примеров планирования зданий изнутри наружу. Построенный в 1475 -1507 гг. для архиепископа Санского, Тристана де Салазара, в чьей вотчине находился тогда Париж, в XVI в. отель Санс приютил кардинала Гиза, интригана и политика (тавтология, однако!). В 1605 г. здесь жила красавица Марго, первая жена Генриха IV, первого общепризнанного архитектора Парижа, а в 1689 -1743 гг. здесь располагалась конечная станция почтовых и пассажирских дилижансов на Лион и Дижон.







Однако для нашей истории света больше всего в отеле Санс примечательно отсутствие окон на первом этаже, расположение главного жилого корпуса по оси север/юг для освещения залов вечерним и утренним светом, ну и сами окна: маленькие, средневековые оконца, разбросанные по фасаду в живописном беспорядке. Архитектурная путаница жилых построек противоречит упорядоченной симметрии готического храма, однако такое различие наглядно характеризует особенности средневекового сознания. Чтобы преодолеть средневековый хаос гражданской архитектурs, понадобилась радикальная перестройка мировосприятия Ренессанса c его философией освобождения внутреннего человека.

С отелем Санс, окнами, королевой Марго и каретами связана еще одна любопытная история. Когда она вернулась из ссылки в Париж и поселилась в выделенном ей бывшим мужем отеле Санс, ей исполнилось 52 года. Обосновавшись на новом месте, личную жизнь она тоже начала с чистого листа: глаз её упал на двадцатилетнего графа Вермонда. Но Марго не была бы Марго: посмотрев двумя глазами, она объявила, что Вермонд для нее староват, и утвердила новую кандидатуру на святое место, которому пусту не бывать, - восемнадцатилетнего Жюльена Дата, сына плотника. Взбешенный граф застрелил Дата через окно кареты (ох уж мне эти окна!), и Марго в ярости отправила письмо «королю моему и брату», алкая крови бедного брошенного влюбленного. Веселый король поначалу отдал приказ о поимке мстителя, однако потом передумал и предложил иной выход из щекотливой ситуации - воистину он был добрый король и заботливый муж. Предложение его состояло в следующем: «при дворе есть немало юных конюхов, не менее талантливых, чем убитый Дат, и его величество охотно одолжит её величеству для утешения дюжину-другую этих мальчиков». Не зря французы так обожают веселого Генриха! Я и сама чувствую к нему некий душевный трепет:-).





Рядом с отелем Санс располагается вторая сохранившаяся средневековая постройка Парижа (третья - Jacques Coeur's house) - отель Клюни, где останавливались представители бенедиктинского аббатства Клюни, находясь по делам в столице. Основанный в 910 г., Клюни подчинялся непосредственно римскому папе и играл заметную роль в Западной Европы, основав более тысячи монастырей по всей Европе и за её пределами. Отель Клюни был построен в 1485-1498 гг. Жаком д'Амбуазом (настоятель аббатства Клюни с 1485 г. по 1510 г., старший брат кардинала и министра Людовика XII Жоржа д'Амбуаза, седьмой сын в семье д’Амбуазов в расцвете славы). Деньги (50 000 angelots, старинная французская монета) для отеля были получены из английских поместий ордена Клюни за три года. Такие суммы вызывали зависть королей французских и вполне законное стремление королей английских вернуть деньги, что и выполнил Генрих VIII в 1539 г, распустив монастыри. Переплетение хаотичности средневековья и регулярности Ренессанса на фасаде Клюни, приютившего музей средневековья, видно невооруженным глазом: асимметричность общего облика и неуверенное выглядывание окошечек из восьмиугольной башни противоречат военной четкости бОльших оконных проемов.





Окончательный отказ от средневекового сумбура светских окон происходит под влиянием итальянских ренессансных художников, которых в конце XV в. импортировал Карл VIII. Сначала изменения коснулись замков в долине Луары: самый ранний пример наложения итальянских мотивов на готические принципы - это шато д’Амбуаз (1495), последнее пристанище Леонардо да Винчи. Окна замка по большей частью подслеповато выглядывают из упрямых средневековых стен:



Шато Шамбор (1519-1539) - более сложное соединение готической структуры и итальянских мотивов. Окна располагаются по фасаду не по прихоти собственной логики, а соответствии с четким замыслом архитектора:



В Париже одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников французского Ренессанса является юго-западный фасад старого Лувра (1546-1551) во дворе каре Ласко. Эта старейшая часть фасада позднее стала образцом для французского классицизма. Легко увидеть, что окна в жилом здании стали большими, прямоугольными и симметричными, определяющими облик фасада.




Другим примером окон, формирующих впечатление от здания, является квадратная Королевская (Вогезов с 1800г.) площадь с 36 корпусами, разбитая в 1605 г. по приказу Генриха IV, первого архитектора-плановика французской столицы. Королевская площадь, ставшая прообразом всех европейских площадей с жилыми постройками, и площадь Франции сообщили Парижу упорядоченный план развития на три столетия - впервые город отказался от средневековой плотной застройки.




Из окон Королевской площади выглядывало множество самых интригующих людей. Среди них - мадам Севиньи, вошедшая в историю своими «Письмами к дочери», которая даже не пришла к заболевшей матери, знаменитая куртизанка первой половины XVII в. Мэрион Делорм, кардинал Ришелье (один из почитателей Делорм), герцог Сулли, мой любимец Готье, Гюго....

Ренессансными окнами можно полюбоваться и в отеле Карнавале (1548-1560), и в парижской ратуше «Дворец Города» (Отель-де-Виль), восстановленной в конце XIX в. по планам здания эпохи Возрождения.



Помимо упрощения форм оконных проемов в эпоху Ренессанса происходят важные открытия в сфере производства стекла и изменения его компонентов: с XVI в. стекло производили по всей Европе и открытия следовали одно за другим. В 1615 г. в Англии выплавили тугоплавкое и термостойкое стекла. В 1674 г. Дж. Равенкрофт получил хрусталь, хорошо поддающийся резке и гравировке. В 1684 г. М. Мюллер сварил поразительно прозрачный «богемский хрусталь». В 1688 г. во Франции впервые научились производить качественные прозрачные стекла и зеркала, которые требовались в домах аристократов, светских наследников готической стеклянной архитектуры.

В XVI в. все чаще в интерьерах частных домов и общественных зданий появляются витражи, которые художники Ренессанса представляли себе как живопись по стеклу. Цветные витражи вытеснились однотонными, маленькими «кабинетными» витражами, а религиозные сюжеты уступили место светским (геральдические, исторические, куртуазные любовные сцены, портреты). В середине XVII в. витражи утратили актуальность: убыстрение темпов жизни препятствовало созерцанию и требовало «быстрого» искусства.

12. Окна барокко, рококо.

Барокко и рококо нашли для окон множество новых форм и обрамлений, превратив окно в индивидуальный объект для творчества. Окно в барокко не только определяло внешний облик здания, но и связывало интерьер с экстерьером: античная архитектура концентрировалась на экстерьере здания, в готике доминировало внутреннее мистическое пространство храма, а архитекторы барокко стремились объединить их с помощью характерной для барокко дематериализации. Противоречивость, декоративность, иррациональность, иллюзионизм, пластичность, живописность архитектуры барокко в полной мере воплотились в барочных «придуманных» окнах. Типичные для барокко обманные детали создавали незаметный глазу переход от реальности к вымышленности, устраняли материальные ограничения и зрительно разрывали плоскости, создавая фантастическую атмосферу. Характерное для барокко слияние искусств приводило к нарушению границ одного произведения (картины, окна или здания) и создавало колоссальные ансамбли площадей с перспективами улиц, аллей садов и парков. Если ренессансная площадь замкнута и не допускает разрыва (пл. Вогезов), то барочная (весь комплекс Версаля) - открыта и включает собственное пространство в структуру города. Одной из основополагающих характеристик любого барочного ансамбля (площади или окна) является театральность с её неожиданными контрастами.

Все это очень легко продемонстрировать на итальянских барочных окнах с изобилием разнообразных деталей: изломленный карниз, наличник с прорванным декоративным фронтоном, ниши, картуши; овалы, спирали, искривленные линии; раковины, вьющиеся стебли, гирлянды, фестоны. 










Однако практичные французы, утолив свою страсть к прекрасному изящной готикой, воздержались по большей степени от крайностей барокко, и похвастаться итальянскими излишествами не могут. Барочных окон в Париже не так много, но они есть:

церковь Валь-де-Грас (1645)


  Версаль

Просторные окна барокко разделялись переплетами разной толщины и имели распашные оконные конструкции с двойным остеклением прозрачным стеклом. Характерная для барокко извилистая линия проявилась и в окнах: круглых, овальных, или более сложной формы. Без ажурной решетки, с простым переплетом, они окружались богатой декоративной резьбой. Цель подобных окон - неяркое осВерсальский вещение интерьеров и ограничение визуальной доступности снаружи, присущей большим окнам.



В начале XVIII в. французы создали свое легкое барокко - рококо, где круглые и овальные окна на высоких падугах были особенно популярны. Окнам вторили огромные зеркала в простенках между окон, а с середины XVIII в. - зеркала на консолях, способствующие распространению света в помещениях.




13. Классицизм.

Окна эпохи классицизма освежают лаконичностью, строгостью и простотой: симметричность зданий обуславливала «правильность» окон. Наиболее распространено было классическое прямоугольное окно с двумя парами переплетов, хотя существовали и окна с изогнутыми оконными переплетами или с горбыльками на нижних створках. Именно окна классицизма послужили прообразом современных окон.

Классическим примером классицизма в Париже является Вандомская площадь (начало XVIII в.) на месте владений герцога Вандомского, сына Генриха IVи Габриель д’Эстре. Именно эта площадь стала местом создания типично парижских окон, как мансардные окна: когда деньги на обустройство одной из пяти «королевских» площадей столицы иссякли, архитектор Жан Ардуэн-Мансар проявил характерную для французов находчивость, практичность и изобретательность. Он не только срезал углы площади, но и придумал «экономичный» чердачный этаж с косым потолком, который с тех пор называется «мансардой», а окна - мансардными.




Столь однообразные окна площади скрывают бурную и насыщенную жизнь: здесь в 1725 г. родилась первая в мире финансовая пирамида при помощи предприимчивого шотландца Джона Лоу: он открыл в Париже «Генеральный банк» и «Индийскую компанию», монополизировавшую освоение богатств Луизианы, и привлек средства многих парижан, включая регента. Здесь в квартире, затянутой черной тканью, отказавшись от зеркал и опустив ставни на широких окнах, обитала Ла Кастиглионе
 
Countess di Castiglione, женщина редкой красоты, талантов и поклонников, включая Наполеона III. 37 лет сквозь окна отеля «Ритц», основанного в 1898 г. Цезарем Ритцем, солнечный свет любовался на безупречную Коко. Эрнест Хэмингуэй, Чарли Чаплин, Марсель Пруст - все они изучали парижскую жизнь из окон Вандомской площади...

14. Окна неоготики

В отличие готического богатства окон французская неоготика скорее компилировала существовавшие окна и подражала готике английской. Изобилие оконных форм неоготики легко проследить в церкви св. Евгения архитектора Буало:



Но главным достижением французской неоготики считается реставрация готических соборов, среди которых была и Сент-Шапель.

15. Стеклянная архитектура. Хрустальный дворец Пэкстона

Существенную роль в эволюции окон и стеклянной архитектуры сыграли оранжереи и зимние сады, созданные в конце XVI в. для привезенных в Европу экзотических растений. Со временем оранжерея, обычная пристройка к дому, способствовала созданию такого шедевра, как оранжерея Сада растений в Париже: Мексиканская оранжерея (первоначально Павильон суккулентов, 1834-36, Рональд Флери) стала ранним примером французской архитектуры из стекла и стали, почти на век опередив Эйфеля.



Огромное влияние на современную стеклянную архитектуру оказал Хрустальный дворец 1851 г. управляющего Chatsworth'ом Джозефа Пэкстона. Идея каркасного сооружения из стандартных железобетонных элементов, изготовленных промышленным способом, и стекла родилась у него после посещения парижского Павильона суккулентов. Хрустальный дворец получил свое название благодаря стеклянной наружной оболочке площадью 83 238 кв. м (производство компании братьев Шанс из Бирмингема). Здание имело 564 м в длину, 124 м в ширину и площадь 74 тыс. кв.м. Хрустальный дворец, символ промышленной революции, стал одним из первых зданий в череде вокзалов, галерей и рынков, не имевших аналогов в истории.




Технология изготовления стекла находилась уже на высоком уровне, хотя плоское стекло больших размеров стали изготавливать лишь в 1845 г., и только с ХХ в. существует метод вытяжного проката. Стекло заняло прочное место в архитектуре не только в декоративной, но и функциональной роли: хрупкое стекло оказалось способным выдержать огромное давление: гранитный кубик в 1 см. кв. будет раздавлен тяжестью в 2 тонны, чугунный треснет под тяжестью 7 тонн, а стеклянный выдержит 12 тонн и более.

16. «Французское окно». Фонарь. Жалюзи

В конце XiX в. Париж мог похвастаться окнами самых разнообразных форм и размеров. Это и знаменитые французские окна-двери:


Это различные мансардные окна, фонари и световые люки:




И конечно же, это визитная карточка - разноцветные жалюзи парижских окон. Хотя жалюзи (венецианские жалюзи) были запатентованы в Лондоне 11 декабря 1769 г., считается, что французы изобрели их задолго до этого. Изначально жалюзи попали в Венецию из Персии, а потом уже освобожденные рабы привезли их из Венеци во Францию. Именно поэтому парижские жалюзи называются "Les Persienes".




Но какими бы не были окна Парижа, они неодолимо притягивают и соблазняют таинственностью парижской жизни, далекой и по-французски прекрасной...




Фотографии - из бесплатных источников в сети, включая
http://www.photoeverywhere.co.uk/west/paris/slides/office_buildings2958.htm

окна, история, Париж

Previous post Next post
Up