военгоспиталь

Mar 16, 2013 23:48

Оригинал взят у rar_archive в фото_хистори
На страницах сообщества много уделялось внимания солдатам, но мало тем, кто помогал им остаться в живых, лечил от ран. Привожу материалы из частных семейных собраний, которые в своё время владельцы сопровождали рассказами.




На первой фотографии ход операции в прифронтовом госпитале. Такие госпитали по мере продвижения фронта перебрасывали вперёд, но оставляли на относительно безопасном расстоянии от боевых действий. Правда, к запечатлённому моменту этот госпиталь уже нельзя назвать прифронтовым, это г.Кутно (Польша) августа 1945 года. Официально война уже завершена, но раненые ещё продолжают прибывать.
При том, что это не полевой медсанбат, а госпиталь размещённый хоть и временно, но стационар, условия конечно далеко не идеальные. А куда деваться? Выбор невелик, а лечить и оперировать надо срочно.




Но, конечно, в августе 45-го поток раненых стал значительно меньше. Медработники имеют возможность немного отдохнуть и взглянуть на местные достопримечательности. Кутно - небольшой город входивший в состав Лодзинского воеводства, известен тем, что относился к территории последнего оплота защитников Польши от доблестных воинов Вермахта, во время известных событий битвы за Варшаву и район Кутно-Лодзь в сентябре 1939 года. К 1945 году мало что напоминало о тех событиях .










Если вернуться к более ранним событиям, то слышал рассказы про случаи когда прифронтовой госпиталь находился в Новозыбкове, и на тамошнюю жд.станцию из госпиталя размещавщегося в городе ездил транспорт забирать профильных (госпиталю) раненых. Так в 1944 г. (Белорусский фронт) в тот момент когда из госпиталя приехали забирать очередных прибывших раненых, на станцию был совершён налёт германской авиации. Во время этой бомбёжки погибло 16 работников госпиталя - почти весь медперсонал прибывший на разгрузку. Другой случай услышан от непосредственного участника событий, прибывшего на разгрузку раненых. Прилетела авиация и развесила в воздухе осветительные снаряды. Раненые кто как мог, кто ползком, кто скатывался кубарем со ступенек вагона. Прибывшему медперсоналу справиться с переноской тяжелораненых не хватало рук. Тут на помощь медработникам пришёл какой-то раненый солдат-грузин, организовавший из легкораненых бойцов отряд помощников. Потом началась страшная бомбёжка, после которой медработникам приходилось выискивать в кровавом месиве выживших раненых. А кругом висят кишки на проводах, повсюду части человеческих тел - руки, головы... Страшное зрелище. После пытались найти того грузина, чтобы его отблагодарить за помощь, но он уже был отправлен одним из поездов с ранеными. Кто-то из оставшихся в госпитале раненых сказал, что это был Герой Советского Союза, но его фамилия так и осталась загадкой.
Представил материалы от работников госпиталя, который специализировался на лечении / операциям конечностей. Существовала разная специализация госпиталей: по челюстно-лицевым ранениям, ранениям внутренних органов и т.д. Потому на приведённых фотографиях все раненые с перевязанными руками и ногами, видны костыли.




В центре врач В.А.Васильева. Она же на топиковой фотографии крайняя слева. Обороты многих фотографий имеют и одиночные и коллективные благодарственные записи от бойцов находившихся на излечении.
Сами медработники обычные советские люди.










Справа от центральной фигуры (начальник госпиталя) медработники: врач В.Васильева и М.Остапенко




Остапенко Мария (медспец) и её жених артиллерист Койнов Виктор, г.Кутно (Польша) 03.9.1945г.







Надпись на обороте этой фотографии: «Уважаемой Вере Александровне. Примите это фото от коллектива 4-й палаты. За Вашу исключительную заботу в лечении ран больных Великой Отечественной войны... 26.4.1943г.»




На этом фото «два танкиста», но точно можно сказать что танкист лишь про одного из раненых бойцов, тот что покрупнее - Соколец Н.Ф. У него ранение было в правую руку, рассказывал что в момент ранения осколком снаряда кровь из предплечья била огромным фонтаном. Слышал этот рассказ давно и тогда удивлялся, что в танке так сильно могло ранить, поскольку не ведал о вторичных осколках при ударе снаряда о броню.
Об этом танкисте знаю, что в армии он был с апреля 1940 года, так что войну прошёл от её начала и до 1942 г воевал как механик-водитель. С января 1942 - механик-водитель командир башни. Затем был отправлен на командирские курсы и до ранения в марте 1945 он комвзвода танков.
У этого танкиста не осталось фронтовых фотографий, поскольку ранен был в 1945г., а почти все его личные остались в сгоревшем танке. Сам он смог выбраться через нижний люк. Его личные фронтовые фотографии, если и были, то сгорели в танке, и Н.Ф.Соколец в этой части остался гол как сокол... Вот только та госпитальная фотография и осталась, поскольку делал её уже после ранения.
После войны, несмотря на явную инвалидность (кроме большого осколка в предплечье, так и ушёл из жизни с осколком в лёгком и мелкими осколками в кисти), инвалидность с него сняли и направили на курсы политработников. Потом он где-то в военном уч.заведении вёл политзанятия. Да что считаться с защитниками. В 1955 дорогой Никита Сергеевич многих военных которым до выслуги оставалось несколько месяцев вышвырнул из армии. Соответственно военную пенсию никто из них не получал, как и наш Соколец. Вышвыривали даже тех, кому оставалась буквально неделя. Экономика должна быть экономной, но это провозгласил уже сменивший Никиту Сергеевича на посту генсека, наш дорогой и горячо любимый Леонид Ильич.
P.S.
Извините, что слабо раскрыл деяния доблестных солдат Вермахта.

война, фото

Previous post Next post
Up