Выше Неба рецензия

May 02, 2012 02:54


Выше Неба: Первый блин комом

Выше Неба - первый белорусский независимый сериал, который должен был стать, как говорили его создатели, глотком свежего воздуха и путеводной звездой для забитой и серой белорусской молодежи. Скажу честно, что ждал этот фильм. Ждал не только потому, что забитый, темный, и хотел, чтобы мне подарили частичку вечного, доброго и светлого: было очень интересно, что сможет сделать Курейчик в суровых реалиях белорусского мувимейкинга, получив относительную творческую свободу. Грустно, что так вышло, но, видимо, на нашей земле висит какое-то проклятие, которое делает любое кино вне зависимости от намерений и убеждений авторов ужасающе, просто убийственно скучным. То ли денег не хватило, то ли времени - одному Богу известно, но с утверждением, что второй раз пересматривать ЭТО не станет никто, сложно поспорить. Я уверен, что если бы фильм показывали на широком экране, большинство зрителей ушло бы с сеанса, не дождавшись окончания первого акта. И при этом было бы сложно обвинить их в том, что они быдло, и ничего не понимают в искусстве. Так что андеграундный формат, когда в небольшой комнатушке собирается группа «просвещенных» идеально подходит для Выше Неба и дарит большую часть впечатлений от просмотра.

Не хочу показаться шибко «вумным», и мне даже немного неловко делать Курейчику такие наивные критические замечания (это его двенадцатый кинопроект, кстати), но откуда в этом фильме столько странных хрестоматийных недочетов, которые видны еще на уровне синопсиса? Я просто не верю, что он не заметил этого, не почувствовал, что получается лажево и скучно.

Перед просмотром Андрей Курейчик сказал, что это фильм некоммерческий, может демонстрироваться пиплу только «биплатна», и у них был шанс отойти от канонов, рамок (и здравого смысла), чтобы сделать то, что им нравится. Отошли, надо сказать, далеко.

Не буду в очередной раз мусолить фабулу, она уже успела набить оскомину, вы, наверняка, сможете найти суть бульбодрамы на этом вашем тутбае.

Первое испытание, которое стоит перед зрительским терпением - это главный герой, больной СПИДом. Как мы знаем, у заболевших СПИДом дорога одна - в могилу. И, как тут не крути, Никита Мицкевич парень обреченный. А на обреченных парней смотреть скучно, потому как не совсем понятно, что теперь делать и как быть. Но Никита не унывает: он устраивает дебош у начнике (Боже, зачем!?), крадет деньги у родителей (идиот самы настаяшчы!), бежит в наркопритон, трахается там с какими-то непонятными бомжетелками, рефлексирует, постигает суть дзен, унижает свою девушку, посылает нахуй дворника. В общем, главный герой - ассоциальная мразь, с бурной беспорядочной половой жизнью и реактивным психозом, при этом авторы ни разу не попытались его обелить.

Вообще, Никитка вышел заунывным ублюдочным обывателем, которому хочется скорее вмазать в щщи, нежели прижать и погладить по головке. Но, как сам признался Андей Курейчик: ублюдочность и серость, есть сущность белорусской души, потому и главный герой таков. Надо сказать, с ним сложно поспорить, но только не хочу лично я такого кина. Кина без хороших и плохих, без борьбы бабра с ослом и малейшей интриги, а только с какими-то бичеватыми ублюдками и колхозанами, которые пинают друг друга и фигачат чарл.

Фильм получился очень неструктурированным, он рыхлый и бесформенный, как… ладно, пусть будет «тыквенная каша». События текут медленно, часто до смешного нелогично и изнурительно долго. Это самая настоящая пытка для души и тела (мы сидели на полу). Хотя, можно собственной задницей физически ощутить всю сложность ситуации, в которой мы оказались.

Чувствуется во всем какая-то плоскость и одноплановость: Никита трахается -  ему хорошо, Никита плачет - ему плохо, Никита кричит - злится значит, в остальные же моменты сложно узнать, что чувствует Никитос, так как носит маску «pokerface». Об отношениях между героями мы узнаем только из диалогов: - Я тебя ненавижу, - Я тебя очень сильно люблю, - Пошли все нахер, вы мне надоели.

Скорее всего, это вынужденный шаг, так как актеры начинающие и без какого-либо экранного опыта - им бы с первым планом совладать. Но ведь мы-то с вами знаем, что nobody cares, или как бы справедливо заметил истинный белорус - похуй мне на ваши проблемы. Полнометражка сделанная из сериальных обрезков местечкового (в хорошем смысле) сериала не перестала быть местечковым (в плохом смысле) сериалом по своей сути, и происходящее иногда походит на постановку Гамлета в средней школе: даже актерский костяк до того иногда кошмарно играет, что просто становится неловко за ребят - расслабиться бы им, курнуть чего. Хотя, есть несколько и очень удачных моментов. Особенно запомнилась сцена со старушкой, которая или очень хорошая актриса, или не поняла, что ее снимают. Она рассказывает о своей жизни на фоне старого деревенского дома, и есть в этом что-то живое и настоящее.

Как и следовало ожидать, фильм, который начинается ничем, ничем и заканчивается: бессмысленно и красиво, с танцами, песнями и фейерверками, в лучших традициях индийского b-muvie. Хотя, это может стать трендом, говорю серьезно: не важно, что делают герои, если они делают это под хорошую музыку. Саундтрек действительно вышел классным, там есть и модные Akute и Вольский и Винсэнт и Ляпис: в общем, все обласканные белорусским режимом личности так или иначе были задействованы в проекте. Это очевидный плюсик, по крайней мере, к скандальности.

Самый же большой плюс Выше Неба, на мой взгляд - операторская работа. Очень много атмосферных панорам, стильных нарезок, знакомых красиво снятых планов Минска. Коренным жителям понравится. Вообще, единственное, что действительно не дает умереть от скуки - это знакомая картинка, которая создает хоть и разреженную, но атмосферу белорусскости. Портреты ненаклоняемого в кабинетах чиновников, шестизначные ценники в магазинах, оформляемая за «нецензурную брань» студентота в опорке - редкое счастье увидеть все это в кино.

Потому Выше Неба, это фильм, по крайней мере, для эстетствующих минчан, живущих артхавасам и угорающих по андеграунду. Фильм, который понаехавшим и всем остальным наверняка покажется слишком постным, скучным и, что самое обидное, бессмысленным. Возможно, не стоило столь сильно отходить от стандартных проверенных схем, так как даже не шибко искушенный национальным кинематографом белорусский пипл, наверняка такое не схавает. Зато еще до своего выхода, кино заинтересовало «узкий круг ограниченных личностей», которые запрещают просмотр, и как могут помогают проекту раскрутиться.

Осталось лишь пожелать Выше Неба счастливой творческой судьбы и всех призов каннского кинофестиваля, на котором авторы надеются представить картину. По крайней мере, на золотую картошку она может рассчитывать.

UPD (15/05/12): по просьбам заклятых фанатов, говорю, что меня зовут Алексей Локтионов, хотя подписывать посты в блогах, это очень тупо.

кино

Previous post Next post
Up