Яна Франк - Муза и чудовище

Feb 24, 2012 02:22



Речь пойдёт о книге Яны Франк - Муза и чудовище.

"Я говорю об очевидном, поэтому я на сто процентов прав." (C) 12 oz. Mouse
Этими словами можно описать большую часть данной книги, но это совершенно не означает, что книга плохая и читать её не стоит. Всё ровно наоборот, "Муза и чудовище" - короткий текст, полный здравого смысла, и даже если этот самый смысл изначально неочевиден читателю, то после прочтения возникает мысль: "Забавно, будто вынули мысли из моей головы и записали на бумагу".


Часть первая. Почему нужно управлять своим временем и делами?

В этой главе Яна Франк рассказывает необходимость тайм-менеджмента тем людям, которые ещё не осознали это на своём опыте.
  1. Не порядок убивает творческую музу, а нежелание его наводить.
  2. Люди помнят не более 5 дел одновременно => нужно свои дела записывать куда-нибудь (Да-да, где-то мы уже это видели. Я про GTD, если что)
  3. Записанное на бумаге можно выкинуть из головы.
  4. Лишая себя сна на 1 ночь, целую неделю мы возвращаем себе нормальную работоспособность.
  5. Сутки непрерывной работы немногим больше по количеству проделанной работы, чем два интервала по 8 часов. То есть работать 24 часа без перерыва примерно равно нормальной работе по 8 часов с восьмичасовым перерывом на сон.
  6. Отдыхать тоже нужно!
  7. 8-9 часов работы над похожими задачами и продуктивность резко падает.
  8. Главный смысл управления своим временем не в том, чтобы успеть за день как можно больше, а в том, чтобы успеть за день всё необходимое. Управление временем даёт возможность осознавать цену этому самому времени, а потом спокойно решать потратить ли его на работу, хобби, или отдых. Вот оно, счастье!
  9. Не нужно зажимать себя в строгие рамки суровых правил. Каждый сам решает в какой мере ему нужен порядок, а в какой мере хаос. Но чтобы ломать правила, нужно их завести. Создав для себя чёткий порядок, можно разрушать и расшатывать его сколько захочется в поисках золотой середины. Главное, чтобы было что ломать и на чём строить.
  10. Чтобы без капли сожаления потратить время на что угодно, нужно его иметь.

Часть вторая. Как определить утечки своего времени?

В следующей главе автор ссылается на книгу про советского учёного Любищева "Эта странная жизнь". Любищев большую часть жизни вёл хронометраж своих действий и это позволяло максимально продуктивно работать и достичь больших результатов в науке. Главный тезис - "Мне всегда было достаточно времени".
  1. Времени много, просто значительная его часть тратится впустую.
  2. Основные утечки времени можно выявить хронометражом за несколько дней.
  3. Хронометраж позволяет выявлять дела-айзберги и дела-болота. Дела-айсберги - это такие дела, которые кажутся гораздо меньше, чем оказываются на самом деле. Дела-болота - это те дела, которые влекут за собой выполнение множества других дел.
  4. Сформировать из нелюбимых дел рутину, а потом оптимизировать её выполнение, убрав раздражающие факторы.
  5. Выявлять дела-айзберги и дела-болота.
  6. 8-9 часов на работу, после переключиться на другой вид деятельности, которым может стать множество полезных мелочей, или, например, спорт.
  7. Главный двигатель дел - мотивация. Якорь, удерживающий на одном деле - концентрация. И то и другое страдает от усталости.
  8. Ритм 45/15 является самым оптимальным для работы.
  9. Сложно следить за ритмом, основываясь на своих "внутренних часах", поэтому хорошо бы ставить будильник или какую-нибудь другую "напоминалку".
  10. Многие скажут, что на большую задачу недостаточно 45 минут. Да, это так, но можно разделить рабочую сессию на несколько интервалов по 45 минут, это позволит меньше уставать в процессе выполнения и не терять концентрацию. Отрываться от сложных дел так же полезно и для того, чтобы посмотреть "свежим взглядом" на текущую задачу.
  11. Обязательно, чтобы в интервал 15-ти минут деятельность кардинально отличалась от деятельности 45-минутных интервалов. Например, чтение технической литературы и художественной - недостаточно различающаяся деятельность.

Часть третья. Зачем нужно планирование?
В этой главе объясняется важность планирования и раскрываются задачи, которые планированием решаются.
  1. "Дизайнеры успокоились и твёрдо решили над каким заданием ночевать сегодня."
  2. Визуализация проекта часто позволяет осознать объём предстоящей работы.
  3. Кто-то считает, что это уже слишком  подробный план, мне же проще так работать, потому что не нужно ничего помнить.
  4. Главное - правильно оценить задачу. Не поздно сделать это даже в середине проекта.
  5. Когда у проекта есть сроки, нужно упрощать этапы и выкидывать лишнее.
  6. Долгие проекты необходимо "разматывать" в цепочку и применять "обратное" планирование.

Часть четвёртая. Как организовать свой рабочий процесс?
В заключительной части раскрывается тема личной эффективности - как организовать свой рабочий процесс так, чтобы люди вокруг его не нарушали.
  1. Это нормально, если в процессе работы тебе звонят, а ты извиняешься и просишь перенести разговор на 15-20 минут. Так же ничего страшного, если тебе звонят, а ты не берёшь трубку и перезваниваешь когда освободишься.
  2. Вещей, связанных с работой и которые не ждут 15-45 минут, почти нет.
  3. 99% поводов, по которым обращаются на работе, не являются срочными. Люди просто обращаются в удобное им время.
  4. Часто дело возводят в статус "срочного" только для того, чтобы придать ему важности.
  5. 15 минут обычно решают всё или не значат ничего. И когда они решают всё, почти всегда успеть всё равно не удаётся.
  6. Если вы очень пунктуальный человек, вы - очень редкий зверь. Все остальные вокруг опаздывают везде, поэтому если отложить моментальную реакцию на 15-20 минут, никто этого не заметит.
  7. Не надо бояться просить людей перезвонить, отстать, подойти через полчаса.


Вывод.

Управлять своим временем надо! При том делать это нужно всем, в том числе и людям творческих профессий. Для успешного планирования нужно пройти по следующей цепочке:
  1. Провести себе хронометраж и дать оценку длительности для своих типовых задач. Так же выявить "утечки" времени и придумать способы борьбы с ними.
  2. В соответствии с хронометражом провести переоценку своих сил.
  3. Записать все свои дела и на основании получившегося списка составить план.

В конце книги автор даёт несколько дополнительных советов:
  1. Тщательно планировать отпуск заранее и не ничего не планировать во время отпуска, нужно отдыхать от выстроенной системы.
  2. Подводить итоги, это позволяет давать хорошую оценку планам.
  3. Делать всегда более приоритетные, а менее приоритетные записывать и переносить на потом, или же вовсе отказываться от них.


зима

Previous post Next post
Up