я тут понаблюдал за местными коммунальными работниками и у меня сложилась мысль о стратегиях решения проблем. и я хочу об этом поговорить.
записанное следует воспринимать как черновик и упрощенную модель.
стратегии, повторяющие этапы развития:
1. новорожденный - орать
привлекать внимание окружающих к своей проблеме. иная коммуникация не доступна, а проблемы новорожденных заранее известны (есть, тактильный контакт, спать и не испытывать физического дискомфорта) и легко поддаются решению простым перебором.
в исполнении взрослых эта стратегия выглядит как нытьё, истерики.
2. ребёнок в районе 2-3х* - колотить
в этом периоде ребёнок проверяет на прочность окружающий мир и выясняет границы своих возможностей. он и играет прикладывая силу, и проблемы решает точно так же.
взрослые исполняют её в виде "чего думать, трясти надо".
стратегии, определяемые уровнем развития психики (уровень доступных абстракций):
3. универсальное решение
прямое продолжение стратегии №2 (общий случай), только вместо колочения выбирается более приемлемый вариант.
выглядит как очень убогий мистицизм. отличается применением стратегии в неуместных контекстах.
примеры:
- помолиться. если проблема не решилась, объяснить сверхъестественными причинами.
- выключить и включить. пример неуместного использования в известном анекдоте: при заглохшем двигателе программист предлагает выйти из машины и сесть обратно.
- разобрать-собрать. приводит к дезориентации в социальном пространстве.
- задать кому-нибудь вопрос. такой вопрос может содержать ответ (и это не смешно, просто результат срабатывания дефолтной стратегии).
4. ситуативное решение
это уровень ПТУ, бытовых мануалов и всеразличных how-to. предполагает заучивание возможных ситуаций и способов поведения в них.
он может быть хорошим исполнителем в своей области, особенно если эта область проста и консервативна. но в нештатных ситуациях и вне своей области может быть источником незабываемого треша.
5. вариативное решение
уровень инженера**, когда имеются несколько методов решения проблем. крутость определяется количеством и качеством владения наличными методами и умением выбрать наиболее актуальное (интуиция или диагностика).
в зависимости от крутости может выглядеть как любой другой пункт из группы 3-6. ещё раз, для ясности: инженер с плохими скилами _будет_ выглядеть как твайуматЪчтоэтазахуйня из пункта 3, а инженер с хорошими скилами и развитой интуицией - как колдун из пункта 6.
6. моделирование
понимание базовых процессов проблемной области и умение моделировать подобные ситуации. позволяет провести черновую работу в голове или на бумаге и применить если не наилучшее, то уж точно эффективное решение.
выглядит как магия. обычно описывается окружающими как блякактыэтосделал.
-----
важно отметить, что стратегии развиваются последовательно. таким образом все предшествующие стратегии никуда не деваются, а присутствуют у всех. индивидуален лишь верхний предел.
кроме того, верхняя стратегия может быть освоена плохо и оставаться невостребованной. так, например, привыкший колотить после длительного колочения может напрячься и подойти к проблеме с другим решением. а привыкший всё решать единственным способом, может обратиться к how-to.
-----
патологии стратегий
когда стратегия длительное время не позволяет добиваться результата (чем ниже застревают, тем чаще), на развитие и адаптацию ресурса нет, и нету заботливого близкого, взявшего на себя решение проблем, развиваются патологические варианты:
5. применение к проблеме всех возможных методов решений сразу. решение при этом превращается в куда большую проблему, относительно исходной.
4. нарочное избегание штатного метода решения проблемы. часто сопровождается гордостью касательно своего нонкомформизма. иногда бывают довольно остроумными, но в основном это совершенно не оправданные и не сопоставимые затраты.
3. поиск виноватого с целью принесения его в жертву (костёр не обязателен, бывает достаточно начальственного гнева и/или общественного порицания). ведь мы делали всё как всегда, а что не получилось - это происки вредителей.
2. буянить, ломать мебель и избивать людей. основной источник домашнего насилия.
1. безостановочное нытьё. беспросветный негатив. люди, которым ни чем невозможно угодить и что ни дай - всё мало.
-----
регресс
сильный стресс (психический, физический, метаболический, etc.) ведёт к регрессу стратегии. так качественно замученный колдун может пинаться и хныкать. но это проходит при удалении источника стресса и приведении человека в порядок.
исключение составляет ситуация, когда определённая область сама-по-себе является таким источником. тогда при любой попытке действовать в этой области человек будет регрессировать, независимо от внешних факторов.
дальнейший регресс
0. всё отрицать. нет проблемы - нечего решать.
-1. суицидальное поведение. не обязательно попытки, это могут быть бессознательно мотивированные действия ведущие к неоправданной угрозе здоровью и жизни.
-----
* - если я ошибаюсь с датировкой, поправьте меня.
** - да, в моей модели от инженера не требуется понимания. я считаю, что это не правильно, но точнее соответствует реальности в которой мы живём.