Беспилотные автомобили. Часть 3: Google против всех

May 10, 2015 19:49


На прошлой неделе, во время обеденного перерыва в даунтауне Маунтин-Вью, мне представилась возможность хорошенько рассмотреть гугловский self-driving car. Необъяснимым образом машина легкомысленно стояла припаркованной у входа в кафе. Ни внутри, ни рядом никого не было. Странно!
Соблазн побыть фотошпионом был слишком велик, так что перед вами действительно редкие кадры. Такие машины в Маунтин-Вью - совсем не редкость. Правда, обычно они всегда в движении.
















На экране устройства со странной дверной ручкой можно разглядеть надпись COMPUTER_PROBLEM.


Честно говоря, я был в шоке. Трудно поверить, что все эти полукустарные девайсы с торчащими проводами и кулерами - чуть ли не самый амбициозный проект одной из крупнейших технологических компаний мира. Более того - этому проекту пошёл уже шестой (!) год.
Вдвойне странно, что ещё в 2012 году Google показывал практически работающий беспилотный авто на базе Приуса. Герой ролика - слабовидящий Стив - даже был назван первым клиентом. Посмотрите это видео - всего три минуты, суть понятна и без перевода:

image Click to view



Обратите внимание, что кроме вращающегося "ведра" на крыше, всё остальное - это просто Toyota без заметных измненений и дополнений. После просмотра ролика создаётся впечатление, что на тот момент технологические задачи были по большей части решены, а барьерами к внедрению остались задачи промышленно-дизайнерские (сделать радар компактнее и симпатичнее) и законодательные (разрешить роботам выезжать на дороги общего пользования).
Но, как мы видим спустя три года, что-то пошло не так. На дворе 2015 год, а беспилотный гугловский кар всё ещё нельзя ни купить, ни вызвать в качестве такси, ни даже просто увидеть на улице без держащего руль водителя. Наоборот - прототипы усложняются и увеличиваются в размерах. За последние пару лет единственное внешнее изменение - дизайн верхнего радара.


Неподготовленный читатель удивится: что за хрень вообще происходит? Почему Google - самая технологично-инновационная компания мира - уже несколько лет гоняет довольно сырые прототипы вокруг своей штаб-квартиры, в то время как "обычные" автопроизводители и стартапы-выскочки устраивают автопробеги и дают ездить журналистам?
Попробуем разобраться.
Для начала можно вспомнить свой собственный опыт обучения вождению. Самое сложное - это начало движения и его завершение. Выезд на дорогу, парковка, манёвры в ограниченном пространстве и так далее. Именно там начинающие водители оставляют миллионы нервных клеток в обмен на царапины и трещины на кузове своей машины. Ехать в потоке - самое простое, хотя поначалу кажется страшно.
Неудивительно, что самую простую часть езды на машине автопроизводители уже давно стараются частично автоматизировать. От простого круиз-контроля до продвинутых систем, состоящих из активного круиза, слежения за полосами и даже контроля усталости водителя. Это не будущее - наш семейный Ford умеет ехать за впереди идущей машиной, сам рулит для удержания в полосе и даже предлагает выпить кофе, если ему кажется, что водитель крутит баранку по его мнению неуверенно. Это обычная эволюция автомобильной электроники, которую мы воспринимаем как само собой разумеющуюся, потому что она таковой и является.
Однако полностью беспилотная машина - задача на пару порядков сложнее. И здесь важно не путать эти две внешне похожие задачи.
Вообще, контроль и прогнозирования ситуации во время движения автомобиля по трассе - в современном мире задача не особо сложная и, как показывает опыт, в целом решённая. В общем случае сенсоры со всех сторон и быстрая обработка поступающих с них данных всё делают достаточно точно и надёжно - примерно как сейчас делает один передний сенсор в активном круиз-контроле на серийных машинах. Даже значительные отличия условий от идеальных - снег, дождь, ямы, отсутствие разметки и прочее - лишь некоторое усложнение сенсоров и алгоритмов, но никак не препятствие к реализации системы.

Другое дело - город. С его дворами и дорожками, собачками и котиками, пешеходами и велосипедистами, детишками и их мячиками, разлитой посреди дороги краской и ещё бесконечным количеством всяких сценариев. Лично мне кажется, что дьявол скрывался именно в этих деталях. И Google, который Don't be evil, ввязался с ним в битву. Как системе научиться идентифицировать всё это и как действовать в каждом из сценариев - это действительно задачка нетривиальная. В лучшем случае машина не сможет принять решение, в худшем - примет неправильное.
Вообще, проект "Беспилотная машина" - это такой слон, состоящий из самой машины, дополнительного оборудования (радары, сенсоры) и программного обеспечения.
Audi, Tesla, Ford, Delphi и все остальные решили есть слона по частям, взявшись за более простую и реалистичную его часть - езду по трассам на автопилоте. И это логично! Типовой маршрут длинной поездки - это, условно говоря, 20% времени на выезд-въезды по городу и 80% времени - на езду по трассе. Пусть трудную и ответственную, но меньшую по времени часть работы выполняет человек, а длинную и монотонную - программа. Аварии на трассах случаются гораздо реже, чем в городах. И не потому что сложно, а потому что скучно: бдительность падает, водитель расслабляется вплоть до засыпания.
80% пользы при 20% вложений - разумный подход.
А Google? Google слишком крут и амбициозен, чтобы включаться в существующую движуху. Это неинтересно, это не челлендж. В их видении настоящий беспилотный автомобиль - это на 100% автономный и разумный помощник, никак не меньше. Это, если хотите, переизобретение автомобиля - Автомобиль 2.0.
Кого из автопроизводителей Google выбрал в качестве партнёра для реализации этой цели? Никого - для прототипов просто покупаются и курочатся машины, а конечный продукт хотят делать полностью сами. С кем совместно разрабатывается "железо"? Ни с кем - всё сами. Кто пишет софт? Риторический вопрос.

Таким образом, перед нами два принципиально разных подхода на пути к созданию беспилотного автомобиля: эволюционный, реализуемый автопроизводителями и стартапами, и революционный - в секретных лабораториях Google.
Какой из них окажется более правильным, а главное - кто первым доберётся до обычных людей - мы уже довольно скоро узнаем.
Антон Болотов, Саннивейл, США

Предыдущие записи по теме:
Беспилотные автомобили. Часть 1: Что это и зачем?
Беспилотные автомобили. Часть 2: Их уже можно пощупать

Добавляйте в друзья, будет интересно!

часть 3, google

Previous post Next post
Up