Вчера должен был начаться второй блок постов под общей тематикой - о личности. Но день вчера был непростой: с работы я ушла только в 22:00, т.к была занята подготовкой к судебному заседанию, и сегодня чувствую себя весьма плохо. Но писать надо. Так вот - второй блок, и он больше характеризует не минувший год, а скорее 5-летний промежуток времени, прошедший с предыдущих записей.
Насчёт музыки хочу сказать, что за прошедшие годы изменилось приложение, где я её слушаю - и пять, и десять лет назад я слушала её в iTunes, покупая треки в iTunes Store. Параллельно у меня с 2018 года постепенно рос плейлист в SoundCloud, а в минувшем году я отчего-то вообще перешла на музыку во Вконтакте. Сейчас я всё чаще слушаю именно через приложение Вконтакте, там и буду, пожалуй, запускать рандомное воспроизведение. В этом приложении у меня музыка и недавно добавленная, и очень старая - практически со дней моей регистрации в соцсети.
Как всегда, буду писать длинно, вспоминать разные истории из жизни, связанные с композициями, и разную другую ерунду.
Итак, открываю приложение, ставлю «Перемешать все», и номер один -
1. Егор Летов - Про мишутку (песенка для Янки).
Ура, ура, ура! Я так рада, что первой выпала одна из моих любимых песен. Уже почти полжизни её люблю. Трогательная и вместе с тем до озноба грустная вещь. Зловещая немного будто бы.
С годами я всё больше, мне кажется, понимаю Егора Летова. Его творчество становится всё ближе, а нравиться начинают вещи, которые раньше сильного восторга не вызывали.
Сейчас я читаю библиотечную книжку «Мама-анархия» - воспоминания девочки-панка, и она пишет много узнаваемых вещей. Например, «Панк оставался со мной навсегда, независимо от моего желания, независимо от страны пребывания и окружающей меня действительности». И это как будто и в моём случае так… Как бы парадоксально ни звучало.
2. Hevenu Shalom Aleichem (We brought peace upon you) из альбома «Israeli Folk Songs and Dances».
Эту композицию я услышала впервые в 15 лет в Германии - в школе, куда я приехала учиться по обмену, меня впечатлили следующие вещи: 1) даже в старших классах продолжались уроки музыки; 2) на этих уроках учеников знакомили с музыкальной культурой самых разных стран, жанров и направлений. За те два месяца, что я училась в Песталоцци-Шуле, мы слушали, изучали и учили отрывок из Dreigroschenoper (Трёхгрошовой оперы), кучу песен жанра спиричуэлс - песен афроамериканцев, удивительно напевных, грустных, мелодичных, и ещё (видимо, в честь приезда трёх девочек из России) разучивали Калинку-малинку. А в начальной школе, где училась девочка из моей гостевой семьи, немецкие дети разучивали еврейскую песню - Эвену Шалом Алейхем. Я её услышала впервые тогда и сразу полюбила. И вообще я хорошо запомнила всё музыкальное, что слышала и учила в Германии - помню и отрывок из оперы наизусть, и некоторые спиричуэлсы. А однажды в музыкальном классе в Германии мы с одноклассниками пели «Wind of Change» - нашлась книжка с нотами, и учитель музыки аккомпанировала нам.
3. Ministry - Flashback.
Это привет из 2012, периода моего увлечения индастриалом. Хорошее было время, хотя и несколько тёмное и мрачное по ощущениям. Возможно, не в последнюю очередь благодаря этой музыке. Она, вообще говоря, сейчас для меня несколько утомительна, хотя я нарочно не удаляю почти никаких композиций из плейлиста, чтобы получать иногда флэшбеки.
4. Алексей Айги - OST Каменская.
Ооо, я очень люблю музыку Алексея Айги. Конкретно эта композиция называется темой Чистякова из телесериала «Каменская». Я не смотрела сериал, а музыку эту очень люблю. Не помню, где о ней услышала, возможно, прочитала в каком-нибудь обсуждении музыки. В SoundCloud у меня в подборке ещё несколько композиций Айги (одна из самых любимых - с грустным названием «Одинокая мама»), а во Вконтакте пока только одна.
5. Kiss - I was made for lovin’ you baby.
Нестареющая, как говорится, классика. Замечательная песня. Очень люблю слушать её по дороге куда-то, шагая ритмично.
6. Вальс «На сопках Маньчжурии» (в исполнении Отдельного показательного оркестра МО СССР).
Есть и такие вещи в моём плейлисте. На самом деле, советские вальсы очень бередят душу, особенно довоенные. Задевают какие-то очень отдалённые струны в ней. Такие, о которых не подозреваешь. От них в каком-то сладком ужасе замирает сердце. Возникает причудливое ощущение радости от красоты и предощущения страха - и это чувство заставляет немного мучиться.
Не так давно у нас с работы уволился один парень, который рассказывал мне, что на выпускном экзамене в музыкальной школе по классу баяна играл как раз «На сопках Маньчжурии».
7. The Shadow of your smile (Classic Piano Player).
Эта песня навевает мне воспоминания об осени 2013, когда у меня родилась Манечка, и я висела долгие минуты на телефоне, пытаясь записать её к педиатру. Тогда уже были госуслуги и по идее даже можно было записаться через интернет, что я и делала в 2014 году, но тогда через интернет у меня записываться отчего-то не получалось, а по телефону временами удавалось прорваться. Но перед этим требовалось «повисеть» на линии и послушать музыку. И вот как раз «The shadow of your smile» тогда играла вместо гудков по телефону записи к врачу. Но я об этом не знала. Просто мне запомнилась мелодия, и когда я случайно году в 2022 или 2023 услышала её в такси, я её вспомнила. Вспомнила сумрачную маленькую квартиру на Велозаводской, и как я стою у окна с телефоном возле уха, смотрю на шоссе и слушаю музыку вместо гудков, а рядом на диване или, может, иногда даже у меня на руках младенец. Маленький крошка. Тогда, в такси, услышав и вспомнив мелодию, я включила Шазам и узнала её название. В целом мне нравится иногда её послушать. Вот эта версия, которая у меня включилась - это инструментальная, исполняемая на фортепиано, а есть ещё версия, где очень красиво поёт женщина. Тоже есть у меня в плейлисте.
8. Девятое января. Д.Д. Шостакович. 10 поэм на слова революционных поэтов.
Эту композицию я добавила себе в плейлист году в 2016 - когда сходила послушать песенные шедевры Шостаковича в исполнении хора Геликон-оперы. Мне очень понравилось тогда. Хотя из «10 поэм» тогда играли всего 2 или 3 песни. Вообще в том концерте вначале давали «Антиформалистический раёк», потом пассакалию (впервые слышала это слово) из оперы «Катерина Измайлова» (и это было мощное впечатление, потому что «Раёк» завершился бурной разудалой пляской хористов, с последним аккордом они застыли все в разных позах, и тут без перерыва началась плотная, громкая, напряжённая пассакалия, а сцена с хористами начала опускаться вниз, с глаз зрителей). Меня тогда бросило в жар. Потом уже пели что-то из «10 поэм», а в завершение - «Казнь Степана Разина». Я была под большим впечатлением. И, видимо, после этого добавила себе песни в плейлист.
9. Картинки с выставки (М.П. Мусоргский, 1874) [Валерий Вишневский]
Просто я очень люблю эти пьесы Мусоргского. Всегда с удовольствием слушаю.
10. Dr. Phunk. Rave (Original Mix).
Напоследок напишу ещё об одной мелодии, которая тоже оставила заметный след в душе. В 2020 году на карантине в инстаграме я увидела, как замечательно и сложно преподаёт степ незнакомый мне тренер Даша из Тёплого стана. А поскольку она писала, что преподаёт и удалённо, я переборола стеснение и напросилась к ней в группу. Сейчас как-то даже удивительно вспоминать то время, то, как мы тогда занимались: перед экраном телефона пытались повторить и станцевать вариацию.
Даша ставила свои вариации под очень красивую музыку. Мне особенно понравилась эта композиция - Rave, особенно тот момент, когда ритмический рисунок её повторяется не электронной музыкой, а скрипкой. Я написала Даше, спросив её, что это за красивая композиция, где играет скрипка, а она прислала мне список всех треков, и я в итоге нашла этот. Смешно, но я ещё долго не могла разобрать, что за слова звучат в нём: Radical Audiovisual Experience (вместе как раз получается rave). Слово experience я расслышала сразу, слово vusial - тоже быстро, со словом audio пришлось немного помучиться, а слово radical я вообще долго не могла услышать - всё чудился какой-то неведомый рэйкл. Такая вот история.