Шанинка

Aug 24, 2021 11:25

Про магистратуру.
Немного отошла от новости о том, что принята, чего не ожидала совершенно, и теперь пытаюсь разобраться, что же мне со всем этим делать.

Поступила, в общем, в Шанинку (Московская высшая школа социальных и экономических наук) на магистерскую программу "История советской цивилизации".

К программе этой присматривалась уже достаточно давно, сама по себе она мне очень, конечно, интересна - я много читаю о Советском союзе, о событиях его истории (блокада, Великая Отечественная, репрессии) в последний год чуть более увлеклась историей партии (в лайт-формате, понятно, особенно меня интересует сейчас так называемая ленинградская оппозиция 20-х), историей государства, читала и социологические труды (Игоря Кона, Алексея Юрчака). Но всерьёз возможность поступления, точнее даже, попадания на программу не рассматривала. Нужно было сдать английский язык (так как программа предполагает получение двух дипломов - российского и британского) и историю России.

И вот в Сочи что-то вдруг "сдвинулось" во мне. То ли разговор со случайным попутчиком в самолёте на меня повлиял (все эти "позволь себе делать то, что хочешь", "разреши себе кайфовать", "все ограничения в нашей голове", ахах), то ли общая атмосфера беспечной расслабленности, ежевечерние алкогольные возлияния и танцы с подругой в их большой комнате, совмещённой с кухней, но, в общем, я решила, что просто возьму и сдам экзамены, а не поступлю - ну и чёрт с ними.

Английский сдавала (чтение + аудирование) в Зуме с демонстрацией экрана и включённой камерой. Думала, что с чтением справлюсь, а насчёт аудирования волновалась. Оказалось же всё наоборот. Чтение было каким-то сложным. Тексты длинные, академические, вопросы к ним сформулированы хитро, так просто не ответишь, надо возвращаться, перечитывать, сопоставлять, вдобавок нельзя было даже пользоваться контекстным поиском по странице (я попробовала было и моментально получила замечание). Вокруг бегали дети, иногда я чуть отвлекалась, отвечала на их вопросы. А во время аудирования дети ушли играть в комнату, я сделала звук погромче и как-то внезапно всё расслышала и записала. Незнакомых слов не было вообще. Удивительно, конечно. Я всегда считала, что восприятие информации на слух - моё слабое место.

Перед историей волновалась нешуточно. Да так, что дала "заднюю" - в день экзамена написала, что не буду сдавать, поскольку не уверена в уровне своей подготовки. Я на тот момент и в самом деле не была уверена и почти не готовилась. Хотя пособие по истории у меня с собой было, то самое, по которому я ещё в школе готовилась к ЕГЭ и вступительным. Капитулировала, в общем, и уехала с детьми на море. А мне пишут из вуза: попробуйте, мол, у нас каждый год находятся абитуриенты, не уверенные в собственных знаниях, которые в итоге успешно поступают. А это был уже последний день, когда можно было сдать экзамен. Я и отвечаю: дескать, опоздала уже ведь, ну да ждите на следующий год. А мне пишут: на следующий год у нас уже не будет британской программы, а вам мы можем назначить резервный день 19 августа. И я решила рискнуть.

Поехала в местный "Читай-город" и взяла себе там пособие по истории России в таблицах и схемах. Неплохое, кстати, оказалось. Я собиралась пробежаться по всему курсу истории обзорно, а если хватит времени, добавить "мяса" на этот "костяк" с помощью своего учебного пособия и интернета. Распределила примерно объём информации по оставшимся дням и приступила. Читала утром и вечером в постели, на пляже, в ресторане)) Прослушала показавшийся интересным подкаст о гражданской войне. В день экзамена встала пораньше и читала про Первую мировую. Волновалась жутко. Хоть и настроилась уже на то, что сдаю "просто для интереса", а всё же меня буквально трясло.

Сдавала также в Зуме устно двум преподавателям и наблюдателю, экзамен записывался. Со мной сдавала ещё одна девочка, она вызвалась отвечать первой, вытянула билет, там вопрос - Первая мировая война. Нуок. Отвечала она неплохо, хотя и довольно кратко, и постоянно извинялась перед экзаменаторами за то, что не историк и, вероятно, многого не знает и не может правильно оценить.

Потом я тянула билет. Февральская революция 1917 и Социально-экономическая политика Брежнева 1964-82. Что ж, могло быть и хуже, конечно. Про революцию я что-то более-менее помнила плюс успела повторить: "кризис верхов и кризис низов", "недовольство населения и неспособность власти оказать содействие стабилизации обстановки", "усталость от поражений в Первой мировой", "убийство Распутина в Юсуповском дворце", вооружённые восстания и отречение. Мне позадавали вопросы, я на них даже что-то отвечала. По второму вопросу я ничего заранее почитать не успела, так как в процессе подготовки остановилась на событиях ВОВ, после них помнила что-то только обзорно: смерть Сталина, дело врачей, хрущёвская оттепель (этот период помню плюс-минус нормально, потому что на вступительных в МГУ отвечала). Но внезапно вспомнила читанные ещё лет 6-7 назад воспоминания Евгения Примакова, в которых он рассказывал о своей работе в экономическом институте, о том, как там изучали зарубежный опыт хозяйствования и пытались выработать приемлемые для командно-административной экономики методы. Рассказала о том, что период нахождения Брежнева у власти принято обозначать в литературе термином "застой", меня спросили, кто впервые так назвал это время. Я не знала. Спрашивают: а что было после застоя? Я: перестройка. Мне: а кто идеолог перестройки? Я: Горбачёв Михаил Сергеевич. Оказалось, он и автор термина. Меня ещё о чём-то спросили, по ходу я вспоминала Юрчака, Лилианну Лунгину, что-то там несла от какого-то отчаяния. В итоге вот - сдала!

Первоначальная эйфория схлынула, и теперь я пытаюсь понять, как мне организовать свою жизнь, чтобы суметь посещать занятия.

Потому что первый год там занятия очень интенсивно идут. В вечернее время. И в субботу с утра. А как же мои тренировки... Как же время с ребёнком... Не очень понимаю пока, как всё организовать и всё успеть.

Но главное моё беспокойство даже не в этом.

Я беспокоилась об этом ещё до поступления, когда читала о программе и смотрела интервью с выпускниками. Там были, без преувеличения, очень крутые ребята. Например, первый же интервьюируемый выпускник рассказывал: я закончил исторический факультет, писал научные работы, преподавал около 15 лет... Тут я впервые, наверное, почувствовала дискомфорт. Где он, с его солидным историческим бэкграундом, и где я. Мой релевантный "исторический" опыт - ЕГЭ 15 лет назад и экзамены по истории, вступительный да первокурсный (последний вообще на четвёрку, ставили "отлично" автоматом, я выпендрилась, сказала, что пойду сдавать и вот сдала, хы). Потом я вроде как успокоилась, уговорила себя, что всё-таки иду именно учиться, приложу максимум усилий и т.п. И тут снова. Пыталась найти, что про Шанинку пишут в блогах студенты-выпускники, и нашла блог мужчины, учившегося по той самой программе, и мужчина этот - советник при Президенте, а также очень увлечённый советской историей человек, увлечённый настолько, что составляет по интересующим его вопросам списки литературы, оцифровывает редкие книги и читает лекции в своём ютьюб-блоге. Вот так-то. И тут я, как говорится, "просто читаю себе книжычки"... Ещё больше мне поплохело, когда я, читая дальше блог, увидела ремарку "нас на программе [сколько-то там] человек, все вроде как интересуются советской историей, но только два человека знали, кто такой Байбаков". Потому что я тоже не знала...

И вот теперь я думаю: а осилю ли? По Сеньке ли в принципе шапка-то? Я вроде человек не самый глупый и учиться люблю, но глубоких знаний у меня всё же нет, и это надо признать, а учиться я вдруг разучилась?..

В общем, трепещу я тут. Даже не знаю, как быть и что делать. А определяться надо уже вотпрямщас.

учёба, жизньболь

Previous post Next post
Up