20 лет назад президент Леонид Кравчук подписал указ о создании Военно-Морских сил Украины. Не вдаваясь в подробности его появления, можно сказать, что документ был вполне закономерным для страны, которая имеет свыше 1,5 тыс. километров черноморского границы. Украина является морской державой, и это обязывает руководство к осознанию важности геополитики в этом направлении. Черное море на протяжении всей истории нашей страны играло без преувеличения большую роль в жизни ее населения.
К сожалению, важность черноморской ориентации Украины не до конца осознала отечественная элита. Сейчас бассейн Черного и Азовского морей, Крым и Севастополь являются одной из мощнейших геополитических зон украинских-российских отношений, ведь стратегическая значимость этого региона не является тайной для кремлевских политиков. Опытная (более 500 лет государственного существования) русский властная элита в основном переигрывает украинское руководство, которое не способно избавиться архаично-провинциальных представлений о месте своего государства в мире, Европе и Черноморском регионе в частности.
КАЗАЦКОЕ МОРЕ
История Украины была тесно связана с перманентным борьбой за военно-политическое присутствие на Черном море, что особенно ярко проявилось в гегемонии казацкого флота в XVII веке. В морской политике украинского казачества отчетливо прослеживается преемственность с морской политикой Киевской Руси. На это, в частности, обращал внимание известный отечественный историк Дмитрий Дорошенко: «Их смелые морские походы могут сравниться только с морскими походами их предков, русов старокнязивськои суток. Объект походов тот же: Прежние Византия, настоящее Царьгород, или Черноморское побережье в Малой Азии и Крыма ».
Наши казаки рассматривали Черное море, говоря современным языком, как зону своих стратегических интересов, как внутреннее украинское водоем, господство на берегах которого они считали своим законным правом. И это право постоянно подтверждали регулярными морскими походами и десантами на Балканы и Анатолию, нападениями на Константинополь, Кафу, Синоп, Трапезунд, Варну. Английский посол в османской столице сэр Томас Ро сообщал в Лондон о казацком походе на Константинополь 9 июня 1624: «Целый день до захода солнца смело стояли (козаки. - Авт.) И угрожали большой, но встревоженной столице мира и всему ее могуществу; наконец со своей добычей, с развернутыми знаменами казаки отошли, правда, без победы, но и без отпора туркам. Это не такая уж значительная обстоятельство, эта дерзновенная акция раскрыла удивительную истину об этой великую державу - что она, сдаваясь такой грозной и могучей, действительно слабая и беззащитная ». За несколько дней, согласно сообщениям сэра Томаса, казаки вновь напали на город в Боспорском проливе и разгромили его пригороды.
Казачество осознавало: если не будет гегемоном на Черном море, найдется другой хозяин, который станет угрозой для их безопасности.
Потерянные возможности
Именно этой исторической логике диктовались попытки украинский создать собственный военно-морской флот во времена Центральной Рады, Украинского государства гетмана Скоропадского и Директории УНР. Потеря морских позиций почти всегда совпадала по времени с потерей политической самостоятельности Украины. Без контроля за Черным морем она была обречена на провинциализации.
В октябре 1917 года почти все корабли Черноморского флота впервые подняли на своих мачтах сине-желтые флаги и передали сигнальными флажками: «Да здравствует свободная Украина!» К сожалению, тогда Центральная Рада не сумела поддержать этот процесс. Она назначила генеральным секретарем морских дел Дмитрия Антоновича, выдающегося украинского общественно-политического деятеля, однако человека вполне беспомощного в вопросах флота. Впрочем, по мнению руководителей ЦР, он имел безусловное достоинство: был партийным социалистом. В III Универсале, который определял государственные границы УНР, Центральная Рада отказалась от территории Крыма. И пока украинские социалисты определялись в своем отношении к ЧФ, большевики оперативно превратили Севастополь на «Кронштадт юга».
Зачем флот?
Если анализировать эти события, поражает повторения ошибок украинской революции 1917-1918-го на заре становления украинской независимости в 1990-х. Наша власть плохо понимала, а вовсе не понимала значения Военно-Морского флота для нашего государства. Эта ситуация кардинальным образом не улучшилась и на 21-м году независимости.
Если военные округа - Прикарпатский, Киевский, Одесский - таки привели к украинской присяге, то с флотом не знали, что делать. И зачем он вообще? Кроме того, не хотелось ссориться с Москвой. А тем временем 70% командиров боевых кораблей Черноморского флота прятали в своих сейфах украинские флаги, ждали сигнала из Киева. А его все не было … Несколько дней ЧФ вообще никому не был подчинен, и это могла сделать Украина. Как рассказывают ветераны Вооруженных сил, тогдашний его командующий адмирал Игорь Касатонов приезжал в столицу, чтобы встретиться с Леонидом Кравчуком, однако тот не нашел для него времени. А Москва вскоре нашла … Золотой момент для быстрого решения в интересах нашего государства проблемы Черноморского флота в Киеве упустили. Офицеры-патриоты, объединившись, постоянно требовали от украинской власти немедленно действовать. Наконец 5 апреля 1992 года, с большим опозданием, сигнал о создании Военно-Морских сил Украины от Кравчука поступил.
Бездарность действий отечественных руководителей в начале 1990-х создал для Украины крайне опасную проблему. И в этом смысле, к сожалению, никакого продвижения от 1918-го не наблюдается. Наши офицеры в Севастополе сделали большое дело. Если они не заставили чиновников в Киеве сдвинуть вопрос с флотом с мертвой точки, то сегодня российские военные базы были бы не только в Севастополе и Феодосии, а в Измаиле, Одессе, Очакове, Николаеве и т.д..
В отличие от власти в среде морского командования был большой энтузиазм. Люди покидали свои должности и шли практически в никуда, чтобы развивать украинский военный флот. Знаю многих гражданских, которые меняли свои квартиры в Житомире, Виннице, Львове на Севастополь, переезжали на юг, чтобы принять участие в процессе формирования отечественных ВМС. Они верили, что Украина будет мощным, сильным, уважаемым в мире государством, потребует своего мощного флота. Но она все больше становилась добычей бывшего «красного директората» и коммуно-партийной номенклатуры. Немало офицеров разочаровались.
Как это происходило, какие настроения возникавших, хорошо описал один из читателей : «В 1992-м я работал в Николаеве в КБ, которое стремилось стать украинским эквивалентом ленинградского« Румба », т.е. информационной базой судостроения и кораблестроения. От тогдашнего министра ВПК и конверсии покойного уже Малева услышали что-то вроде «Молодца, молодца, работайте». Но денег не получили. А еще ходили слухи, что если Кравчуку представили проект программы судостроения и кораблестроения, то его реакция была весьма лаконичным: «Лодочки! Зачем нам челноки »!
Это уже в президентскую кампанию 1994 года он приехал в город, посетил ЧСЗ и был потрясен, когда увидел огромные недостроенные корпуса. В его представлении флот - это было что-то вроде днепровских прогулочных теплоходике. Какой был энтузиазм тогда, в 1992-м! Русскоязычные инженеры собирали консилиумы, горячо спорили, как перевести на язык тот или иной срок … ».
А в борьбе за отечественный флот было немало поистине героических страниц. Много кораблей и частей присягали на верность Украине, после чего руководство ЧФ принялось их репрессировать. Вследствие этого 21 июля 1992 сторожевой корабль СКР-112 под командованием капитан-лейтенанта Сергея Настенко при участии капитана II ранга Жибарева вышел из бухты Денузлав (вблизи Евпатории) и, подняв Государственный флаг Украины, направился в Одессу. Его начали преследовать три боевые корабли ЧФ. На помощь из Одессы прилетел украинский истребитель СУ-27 и подошли украинские морские пограничники. СКР-112 стал одним из первых кораблей ВМС Украины.
МОРСКИЕ ИЗГОИ
За последние годы Военно-Морской флот Украины пополнился лишь одним кораблем-корветом «Тернополь» (введен в эксплуатацию в феврале 2006-го). Сегодня многие судов уже давно устарели физически и морально. А украинские руководители интересуются судьбой Военно-морских сил лишь на словах. Отечественный истеблишмент ВМС (как и все ВСУ) привлекают только с точки зрения продажи имущества и военных городков. Поэтому сейчас они обречены на выживание и нищета без каких-либо перспектив.
Стоит по этому поводу привести слова непосредственного участника событий, начальника пресс-центра ВМС в очень сложный период существования флота капитана I ранга Николая Савченко: « Политические процессы в Крыму , сепаратизм тех, кто хотел отделить полуостров от Украины и сделать его русским, наложили серьезный отпечаток на процесс создания независимого Украинского государства, ее Военно-морских сил. По сути, наши военные моряки были изгоями на собственной земле, в своем государстве, без необходимой поддержки. Их бы повели в атаку, а затем бросили на выживание без патронов. Многие из тех, кто шел в первых рядах, окончательно разочаровавшись в идеалах, в которые верили, устав биться о стену, уволились в запас. Это был наш общий боль. Нет, наверное, большей трагедии для человека, чем потерять надежду. Однако никто не убедит меня в том, что время борьбы был отпетым, как и все сделано ».
Хронология ФОРМИРОВАНИЯ ВМС УКРАИНЫ
Январь - февраль 1992 - присягу на верность украинскому народу приняли военнослужащие 3-й школы водолазов, 17-я бригада кораблей охраны водного района Крымской военно-морской базы и 880-й отдельный батальон морской пехоты ЧФ.
5 апреля 1992 - президент Украины Леонид Кравчук издал Указ «О неотложных мерах по строительству Вооруженных сил Украины», которым предусматривалось сформировать Военно-Морские силы Украины на базе сил Черноморского флота, дислоцированных на территории Украины. Первым командующим ВМС стал контр-адмирал Борис Кожин.
29 марта 1992 - на воду спущен пограничный сторожевой корабль-фрегат «Гетман Сагайдачный».
7 апреля 1992 - присягу приняли военнослужащие 41-й школы младших специалистов связи (Николаев).
21 июля 1992 - в состав ВМС вошел сторожевой корабль СКР-112.
28 июля 1992 - государственный флаг был поднят на первом построенном для ВМС Украины корабле «Славутич».
Июнь 1993 - начал ходовые испытания корвет «Луцк», построенный на киевском заводе «Ленинская кузница».
1 июля 1993 - под Севастополем был сформирован первый батальон морской пехоты ВМС Украины.
3 августа 1993 - подписано соглашение между Украиной и Россией относительно принципов формирования военных флотов двух государств на базе ЧФ СССР на основе паритета (50% на 50%).
Весны 1995 года - в состав ВМС вошли воинские части и соединения Измаильского и Очаковского гарнизонов.
Второй половины 1997 года - завершилось распределение Черноморского флота бывшего СССР. ВМС Украины было передано 43 боевых корабля, 132 судна и катера, 12 самолетов, 30 вертолетов, 227 береговых объектов, а также другую технику, боеприпасы и военное имущество.
Май 2001 - создана оперативно-тактическое объединение ВМС - эскадру разнородных сил, корабли которой принимают участие в международных военно-морских учениях.
15 марта 2002 - спущен на воду корвет «Тернополь».