Священны хлеб, работа и свобода!

Oct 04, 2014 20:23

Говорить о Чегемском ущелье и не вспомнить Кайсына Кулиева невозможно! По приглашению Союза молодежи города Нальчика и Студенческого совета КБГУ, в рамках серии этно-блогтуров «КБР-ТУР» по достопримечательностям республики, последнюю субботу сентября я провела в Чегемском районе, одном из интереснейших мест республики, насыщенном природными красотами и достопримечательностями.



Название позаимствовала из стихотворения «Два голоса в горах» Кайсына Кулиева, 1967 г. , вот еще пора строк:
- Твердят, что здесь погрязло все во зле,
Издревле здесь жестокость почиталась!
- Неправда, здесь, как на любой земле,
Ценили сострадание и жалость.
Недавно marie_bitok высказала мысль, что на Кавказ хочется даже, когда ты на Кавказе. Подтверждаю! И сейчас я буду заманивать всех в Кабардино-Балкарию!)
Первая туристическая остановка в ущелье - это водопад Адай-Су, или Девичья коса (еще его называют Малый Чегемский водопад), - самый полноводный водопад, находящийся в 200 метрах от дороги, пройти это расстояние возможно только пешком по-над рекой. Водопад срывается с высоты 30 метров. Летом запросто можно искупаться, а в остальное время даже легкие брызги не оставят никого равнодушными)






По дороге веселая девушка Бэлла по древнейшей традиции экскурсоводов рассказывала нам байки о местных красотах. Краткое содержание легенды обо всех Чегемских водопадах: высоко, высоко в горах находилось небольшое селение, где жили девушки редкой красоты с черными косами до пят. И вот однажды к селу подошли враги, которые захотели увести их в рабство. Девушки помчались к скалам и, подбежав к пропасти, прыгали вниз, цепляясь косами за горные выступы. Так и образовалась стена Чегемских водопадов, а струи воды - это волосы непокоренных горянок.
Вторая и самая популярная достопримечательность - это непосредственно сами Чегемские водопады. Говорят, что слово «Чегем» («сломанная земля»), произнес богатырь Карашауай, который, проверяя силу и мощь своего коня, пробил дыру в скале и в это веришь, потому, что ущелье в этом месте узкое и действительно выглядит как разлом.





На маленьком участке в каменной теснине ущелья расположились водопады «Су-Аузу», в переводе с балкарского «Вода из горла» (раньше они был полноводней, но и сейчас прекрасны, а зимой еще и превращаются в ледяное изваяние), русло реки Чегем, две смотровые площадки (одна напротив водопада, другая над водопадом), множество кафе с самыми вкусными шашлыками, хичинами и прочими кавказскими деликатесами, а также рынок!



В ассортименте есть все, что душе туриста угодно: от магнитиков до вязаных вещей и это очень актуально, так как даже в самую жаркую погоду у водопадов прохладно. Балкарские женщины славятся своим трудолюбием и мастерством, даже в Нальчике самым популярным местом остается Козий рынок, он же Балкарский, с замечательным сочетанием хорошего качества, ручной работы и низкой цены.







В сети размещено огромное количество фотографий Чегемских водопадов в любое время года, но честно признаюсь, я еще ни разу не видела достойного фото. Не к тому, что все бездари, а потому, что место какое-то уникальное, многоплановое и передать его красоту невозможно, в итоге пока сам не увидишь, не поймешь.
А вот ссылка на веб-камеру, которая тоже не отображает всей прелести))) http://elstream.ru/chegem/
На водопады посмотреть можно еще и в кино! Сцена фильма «Земля Санникова» (1973 г.), где шаман очищает девушку от злых духов, снималась у водопадов.



Еще часть съемок этой картины проходили на озерах Шадхурей в Зольском районе КБР, там мы побывали ранее той же компанией http://ranka-008.livejournal.com/4232.html.
Еще в ущелье снимались эпизоды фильма Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени» (1966 г.). В 1975 г. в селении Эл-Тюбю снимали фильм «Всадник с молнией в руке».
Фильм Алексея Балабанова «Война» (2002 г.) в главной роли с Сергеем Бодровым-младшим также снимали в Чегемском и Черекском ущельях КБР, в кадр попали и водопады.



Более подробней о съемках в блоге azamat_ulbashev http://azamat-ulbashev.livejournal.com/9539.html, http://azamat-ulbashev.livejournal.com/9836.html.
Кстати, в Эл-Тюбю стоит заброшенный автобус, очень похожий на тот, что показан в эпизоде погони фильма «Война», цвет не особо совпадает, но все же)





К сожалению, многие останавливаются на Чегемских водопадах, а ведь вся красота выше! Попытаюсь перечислить основное.
Перевал Ак-топрак (с балкарского - Белая глина), где расположены прекрасные глиняные скалы, а через сам перевал можно перейти в Баксанское ущелье и попасть в селение Былым. Дорога через Ак-топрак, кстати, была проложена еще в 1942 году для снабжения советских войск, зажатых в Баксанском ущелье (битва за Кавказ), но она пришла в негодность и теперь восстанавливается.





Площадка парапланеристов - уникальное место, оно имеет боковой «карман» (или ответвление) шириной около километра, дно которого расположено под уклоном и сужается в нижней части. С другой стороны ущелье ограничено вертикальными скальными зубьями высотой около 500 метров. Днем снизу вверх дует так называемый горный бриз, образуя у этих скал ровный мощный динамик. Парапланеристы могут долгое время и без усилий парить над ущельем. В тот день мы с «белой» завистью понаблюдали за ними.



За погранзаставой, уже в заповедной зоне, находятся живописнейшие места с турбазами «Чегем» и «Башиль», в этих местах много разнообразных грибов, ягод и минеральных источников.















Высокогорный водопад Абай-Су (в переводе означает «водопад Абая») - 78 метровый водопад, названный именем великого охотника Абая, известного своей меткостью. Существует легенда, что в этих местах, у водопада, прятался от своих преследователей лермонтовский Казбич.







Греческие (Балкарские) лестницы - старинные оборонительные сооружения в горах неподалеку от селения Эл-Тюбю. Две лестницы, почти неразличимые среди скал, уходят в гору на высоту около 30 метров и ведут к небольшой площадке, огороженной стенами высотой до двух метров и толщиной около полуметра. Согласно легенде, отсюда можно было добраться до таинственной пещеры, где были спрятаны христианские реликвии: книги и утварь. Впрочем, найти пещеру пока не удалось. Известно, что в древние времена по лестницам уходили в горы от врагов, а выше лестниц воины занимали позиции для обороны.



Сакля, в которой родился Кайсын Кулиев - великий балкарский поэт и мудрец. Дом принадлежал еще его деду Хаджиби. В горах свой счет времени, дома и вещи живут здесь века, поэтому сакля и двор выглядят как жилые. Новая достопримечательностью тех мест уже стала дорога к этому дому. В рамках проекта «Сто шагов к Кайсыну» устанавливаются сто плит со стихами Кайсына Шуваевича и высказываниями известных людей о нем. Участники блог-тура возложили цветы к памятнику Кайсына Кулиева, который находится вначале дороги к сакле.



В рамках блогтура мы больше времени провели в селе Эл-Тюбю - в дословном переводе означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего еще более старого населенного пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом несколько сотен лет.
В центре селения есть старинная башня, которую, в конце XVII - начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым. Эту башню называют еще «Башня любви». Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников, украденной им в Дагестане красавицы - кумычки Кериме.



У подножья еще одного интересного природного объекта - вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» - балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мертвых». Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона «Альфа». Над его вершиной в 1980-х гг., наблюдались загадочные ночные свечения.





«Городок мертвых» - «фардык-кешене» - памятник истории и культуры. Он находится в нескольких сотнях метров от селения Эл-Тюбю. Здесь сохранились «дома мертвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние - мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний. Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мертвых» - это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения Алании Кавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь - тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии - это были «башни молчания», а на Кавказе - сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и «домах мертвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.









На одном из мавзолеев Эл-Тюбю сохранилась каменная «шишечка», которая говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.
sds_kuro выдвинула предположение, что эта «шишечка» навеяна формой вершины соседней горы.



Если кому интересно про аномальные явления селения Эл-Тюбю, то можете посмотреть документальный фильм «Тайны мира с Анной Чапман. Тайны времени» телеканала «РЕН ТВ»

image Click to view



После загадочного селения Эл-Тюбю участники этно-блогтура были приглашены в семью Мизиевых, которая живет в самом крайнем селе Кабардино-Балкарии - Булунгу. Дальше только погранзастава, заповедник с турбазами «Башиль» и «Чегем», а за ними уж граница государства Российского. В той стороне соседствуем мы с Грузией.



Хозяева встретили нас радушно и сразу же пригласили к столу. Все были сыты и поначалу сопротивлялись, но увидев гастрономические изыски, аппетит пришел моментально!
Глава семьи Мезиевых - Марьям Хаджимуратовна - очень энергичная и заботливая женщина. Она настолько отнеслась к нам радушно, что я уехала с полной уверенностью, что у меня теперь есть родственники в Булунгу)))
Рассказывая о своей жизни Марьям Хаджимуратовна вспоминала о выселении балкарского народа в 1944 году и о возвращении спустя 13 лет, о тяжелых годах восстановления быта, о работе в сельской библиотеке и одновременной учебе, о ведении хозяйства и воспитании детей.
Делясь детскими впечатлениями о депортации рассказала, что мало, что помнит о самом выселении, была маленьким ребенком, но осталось очень яркое впечатление о том, как их везли от железнодорожной станции ночью на телегах с лошадями под очень яркий лунный свет.
В годы вынужденного переселения взрослые работали практически сутками на табачных плантациях, где очень сложный и кропотливый процесс, и спали не больше 3-4 часов в сутки.
В целом люди в Казахстане были добры к переселенцам, но все же, когда народ был реабилитирован, ни один человек не захотел остаться, все хотели ДОМОЙ!
По возвращению братский кабардинский народ радушно встретил соседей и помогал осваиваться балкарцам дома.
Марьям Мезиева не окончила школу, а работать было нужно, так что она полдня училась в школе, а потом заведовала библиотекой, которая также находилась в здании школы. Затем Марьям Хаджимуратовна поступила в вуз в Ростове по специальности «библиотечное дело» и всю свою жизнь проработала на одном месте.
Говорит, что трудно было всегда, но никогда не опускались руки. На вопрос, что самое важное в жизни ответила - труд, что только через ежедневный физический и душевный труд можно стать ЧЕЛОВЕКОМ.
На меня хозяйка произвела большое впечатление! Пережив невзгоды и трудности она не озлобилась, не разочаровалась, не перестала верить в лучшее и воспитала замечательных, достойных детей, продолжает воспитывать внуков и правнуков. Стало не по себе от моих суетливых и мелких проблем. Она своим примером ярко показала, что нужно ценить и любить то, что у тебя есть. Желаю ей и ее близким всех благ!
Я написала такой объемный пост и все равно у меня чувство, что я что-то упустила.
Огромное спасибо организаторам! Ребята очень креативно подошли к блогтуру, даже по итогам подарили нам наши же фотокарточки!) Не поленились же принтер с собой привезти!



Анонсирую, что напишу еще про нашу поездку в Заюково Баксанского района на следующий день и про завтрашнюю поездку в Прохладненский район, но это позже, а пока красоты Чегемского ущелья!





















И фото меня от sds_kuro









Все, что не поместилось здесь http://instagram.com/ranka008))))

Использовала материалы с сайтов
http://ordenxc.org/library/myortvye-goroda/karachaevo-cherkesskaya-respublika-el-tyubyu/
http://www.nashikurorty.ru/blog/chegemskoe-ushhele/comment-page-1/
http://www.vodopads.ru/blog/chegemskie_vodopady_v_kabardino_balkarii/2013-11-10-127

СКФО, Кабардино-Балкария, горы, этно-блогтур, Чегемское ущелье, Эл-Тюбю, Зеленая территория, КБР

Previous post Next post
Up