Выдающийся авиаконструктор Яковлев А.С. и его самолеты.
Будущий авиаконструктор родился 1 апреля 1906 года в Москве. Его отцом был Сергей Васильевич Яковлев, бухгалтер по специальности, который служил начальником транспортного отдела в нефтяной фирме «Товарищество братьев Нобель». Мать, Нина Владимировна Яковлева, была домохозяйкой. В семье было трое детей: сыновья Александр, Владимир (1909) и дочь Елена (1907). Родители Александра Сергеевича имели звание «потомственных почетных граждан», которое в те годы даровалось по императорскому указу представителям духовенства и мещанства.
В 1914 году Александр Яковлев, успешно сдав вступительные экзамены по русскому языку, арифметике и закону божьему, поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Страхова, расположенной на Спасской улице. В те годы эта гимназия считалась одной из лучших в Москве, ее отличали отлично оборудованные кабинеты и прекрасные преподаватели. После Октябрьской революции гимназию объединили с женской школой, она стала государственной, получив новое название «Единая трудовая школа 2-й ступени №50» Сокольнического района столицы. Учился будущий знаменитый конструктор с большой охотой.
В 15-летнем возрасте он построил свой первый летающий планер, который с успехом испытал, а годом позже Александр организовал авиамодельный кружок. После окончания трудовой школы в августе 1923 года Яковлев организовал и возглавил первую столичную ячейку Общества друзей воздушного флота.
В 1924 году Александр устроился сначала простым рабочим, а затем мотористом в Лётный отряд Академии Воздушного флота (АВФ) имени Н. Е. Жуковского. Тогда же юноша построил вой первый летательный аппарат - планер АВФ-10.
Яковлев неоднократно пытался подать документы на один из факультетов АВФ, но всякий раз получал отказ ввиду «непролетарского происхождения». Дело в том, что оба деда будущего авиатора и были крепостными крестьянами, а вот отец Александра был начальником одного из транспортных отделов нефтяной кампании «Товарищество братьев Нобель».
В начале 1927 года Александр Сергеевич создал самолёт собственной конструкции АИР-1 - двухместный одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции. В мае на этом самолёте был совершён первый успешный полёт. Осенью биплан хорошо проявил себя во время манёвров РККА, бесперебойно выполняя роль связного самолёта между штабом и передовыми частями.
После завершения манёвров АИР-1 был официально признан лучшим советским лёгким самолётом. Кроме того, на данном самолёте были установлены сразу два рекорда - по длительности и дальности полёта. Только после этого Яковлева вне конкурса зачислили слушателем в АВФ.
А. С. Яковлев в период его обучения в Академии Воздушного флота имени Н. Е. Жуковского.
За свой четырёхлетний период обучения Александр Сергеевич создал целую серию новых самолётов АИР (7 модификаций со 2-ой по 8-ую). Каждая последующая модель превосходила предыдущую по своим техническим характеристикам, перекрывая рекорды дальности, скорости, высотности, грузоподъёмности, мощности, пассажировместимости. Самолёт АИР-6 выпускался серийно и использовался в качестве «исполкомовского межрайонного» и санитарного транспорта.
В 1931 году Яковлев после успешного окончания Академии имени Н. Е. Жуковского начал свою трудовую деятельность в качестве инженера на авиационном заводе № 39 имени В. Р. Менжинского.
В августе 1932 года Александр Сергеевич создал группу инженеров, занимавшихся разработкой лёгких самолётов. Эта инженерная группа в последствии стала ядром конструкторского бюро имени А. С. Яковлева.
15 января 1934 года Александр Сергеевич возглавил производственно-конструкторское бюро Спецавиатреста Авиапрома, ставшее вскоре заводом № 115. Первым детищем этого КБ стал самолёт АИР-9, получивший в том же году признание на Парижском авиационном салоне.
В 1935 году Яковлева назначили главным конструктором завода № 115. Уже за первые восемнадцать месяцев КБ, возглавляемое Александром Сергеевичем, создало три новых самолёта.
Наиболее важными и удачными из них были учебно-тренировочные - УТ-1 (АИР-14) и УТ-2. За тринадцать последующих лет советская авиационная промышленность выпустила более 8500 самолётов данного типа.
Часть их, несмотря на простоту конструкций и «моральную устарелость» приняла участие в Великой Отечественной войне. Именно на самолёте УТ-2 в сентябре 1936 года был совершён успешный беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Харьков - Севастополь - Харьков.
В январе 1939 года ОКБ Яковлева приступило к испытаниям своего первого чисто военного самолёта - ББ-22. Это был лёгкий двухмоторный бомбардировщик-разведчик, способный нести до 900 кг бомбовой нагрузки, получивший наименование Як-2. За разработку данного самолёта, выпускавшегося малой серией, Александра Сергеевича наградили орденом Ленина.
В январе 1940 года ОКБ Яковлева завершило с успехом главные испытания новейшего боевого самолёта И-26 - одномоторный истребитель, получивший обозначение Як-1.
Этот самолёт на момент своего создания обладал лучшими тактико-техническими характеристиками своего класса. За годы войны советская авиационная промышленность выпустила 8734 самолёта данной модификации, которые с успехом сражались на всех фронтах.
Одномоторный самолёт-истребитель Як-1Б.
Спустя два месяца ОКБ Яковлева успешно протестировало свой второй лёгкий двухмоторный двухместный бомбардировщик-разведчик, способный нести до 800 кг бомбовой нагрузки и защищенный тремя пулемётами. Он получил наименование Як-4 (ББ-22бис).
28 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Яковлеву А. С. «за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь страны» было присвоено звание Героя Социалистического труда с одновременным вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.
С началом Великой Отечественной войны Александр Сергеевич, оставаясь руководителем своего КБ, одновременно занимал должность заместителя наркома авиационной промышленности по опытному самолётостроению и науке. 10 ноября 1942 года Яковлеву было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.
Генерал-майор инженерно-авиационной службы Герой Социалистического труда Александр Сергеевич Яковлев. Лето 1943 года.
За годы тяжелейшего противостояния военно-промышленной мощи Третьего рейха ОКБ Яковлева запустило в серийное производство три новейших истребителя Як-3, Як-7 и Як-9. Каждая из этих машин на момент создания была не просто способно противостоять самолётам Люфтваффе, но и наносить ВВС Германии существенный урон.
С 1941 по 1945 гг. авиационная промышленность СССР выпустила свыше 40 000 истребителей Як различных серий и модификаций, что составляет более 68 % всех советских истребителей.
Як-9, выпускавшийся в 1942-48 гг., стал самым массовым советским истребителем периода ВОВ. Всего было выпущено 16 769 самолётов данного типа. Як-9 принимал участие в и Корейской войне. Кроме истребителей ОКБ Яковлева за годы войны разработало два транспортных самолёта - Як-6 и Як-8, выпускавшихся малыми сериями.
Одномоторный истребитель-бомбардировщик Як-9 из состава истребительного авиационного полка «Нормандия - Неман».
За свой выдающийся вклад в Великую Победу советского народа над Третьим рейхом Александр Сергеевич был заслужено и достойно вознаграждён. В ходе Великой Отечественной войны он трижды становился лауреатом Сталинской премии 1-ой степени (в 1941, 1942 и 1943 гг.) и трижды награждался орденом Ленина.
Кроме того, Яковлев стал кавалером орденов Суворова 2-ой и 1-ой степени, орденов Отечественной войны и Красного Знамени, а также многочисленных медалей. 27 декабря 1943 года Александру Сергеевичу было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы.
После завершения Второй мировой войны продукция ОКБ Яковлева по-прежнему оставалась востребованной в свете начала «Холодной войны». 9 июля 1946 года Александр Сергеевич был повышен в звании до генерал-полковника инженерно-авиационной службы. Вскоре он стал заместителем министра авиационной промышленности по общим вопросам, оставаясь при этом на посту руководителя КБ.
Заместитель министра авиационной промышленности СССР генерал-полковник инженерно-авиационной службы Герой Социалистического труда Александр Сергеевич Яковлев. 1947 год.
За свою неустанную трудовую изобретательскую деятельность Яковлева в период с 1946 по 1955 гг. наградили шестым орденом Ленина и вторым орденом Красного Знамени. Кроме того, авиатору ещё трижды (в 1946, 1947 и 1948 гг.) присуждалась Сталинская премия 1-ой степени. Таким образом, Александр Сергеевич стал шестикратным рекордсменом-обладателем этой самой престижной в ту эпоху государственной награды страны.
В 1956 году Яковлев стал генеральным конструктором своего ОКБ. На следующий год инженеры, работавшие под руководством Александра Сергеевича завершили успешные испытания Як-27. Такое обозначение имел реактивный барражирующий истребитель-перехватчик, выполнявший функции фронтового и тактического бомбардировщика, разведчика, самолёта РЭБ.
«Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» - российское предприятие по разработке и производству авиационной техники. За время своего существования выпустило свыше двухсот типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более ста серийных.
Як-1 - советский одномоторный самолёт-истребитель Второй Мировой Войны. Первый боевой самолёт, разработанный заводом № 115 под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26.
После завершения государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. Производился с 1940 по 1944 годы; всего было построено 8734 самолёта всех модификаций.
На Як-1 вступил в войну полк «Нормандия-Неман».
Як-1 - советский одномоторный самолёт-истребитель
Як-3 - советский одномоторный самолёт-истребитель. Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1. Конструкторам была поставлена задача увеличить живучесть, боевые характеристики и огневую мощь. Для этого им нужно было снизить вес и увеличить мощность и скорость.
Лётные характеристики Максимальная скорость: 645 км/ч Крейсерская скорость: 600 км/ч Практическая дальность: 648 км Практический потолок: 10 700 м Скороподъёмность: 1 111 м/мин.
Як-3 - советский одномоторный самолёт-истребитель
Як-9 - советский одномоторный самолёт истребитель-бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов.
Як-9 - советский одномоторный самолёт истребитель-бомбардировщик
Як-15 (по классификации НАТО: Feather - "Перо", первоначально Type 2) - первый реактивный истребитель, принятый на вооружение ВВС СССР. Разработан на базе Як-3, совершил первый полёт 24 апреля 1946 года. В 1946-1947 годах построено 280 самолётов. В советских ВВС Як-15 считался переходным самолётом и использовался только для переучивания лётного состава с поршневых истребителей на реактивные.
Як-15 -первый реактивный истребитель
Як-18 (по кодификации НАТО: Max) - советский учебно-тренировочный самолёт, пришедший на смену самолёту УТ-2 в ВВС, гражданской авиации и авиаклубах в качестве основного самолёта первоначального обучения. Стал родоначальником обширного семейства различных самолётов, включая четырёхместный Як-18Т.
Як-18
Як-25 (изделие 120, по кодификации НАТО: Flashlight - «Фонарик») - советский двухместный истребитель-перехватчик, разработанный ОКБ Яковлева в конце 1940-х годов. Как перехватчик, снят с вооружения в середине 1960-х годов, однако его высотные разведывательные варианты использовались в ВВС СССР ещё некоторое время.
Як-25
Як-38 (внутреннее обозначение: изделие ВМ, заводское обозначение: изделие 86, по кодификации НАТО: Forger-A - «Фальшивомонетчик», «Фальсификатор» или «Кузнец») - советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного самолёта Як-36.
Самолёт был оснащён одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъёмными двигателями РД-38, расположенными за кабиной лётчика. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика (САК) при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения (более ни один самолёт отечественной авиации не имеет систему полностью автоматического покидания, решающую за лётчика).
Всего был построен 231 самолёт Як-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолёты в составе авиагрупп могли базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»).
Як-38
Як-40 - пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е годы. Произведено 1011 единиц.
Як-40
Як-42 (по кодификации НАТО: Clobber) - ближнемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в середине 1970-х годов для замены технически устаревшего Ту-134. Первый советский пассажирский самолёт, оснащённый турбовентиляторными двигателями с высокой (5,4) степенью двухконтурности.
Як-42
Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten - «Рукавица») - российский учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39.
Главные конструкторы - Николай Долженков, Виталий Нарышкин и Константин Попович. Як-130 - первый полностью новый (а не модернизированный вариант существовавшей модели) самолёт, построенный в России после распада СССР. Як-130 победил МиГ-АТ в тендере на поставку ВВС.
Як-130
Як-142 (Як-42А) - ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в конце 1980-х годов. Является дальнейшим развитием самолёта Як-42Д. Отличается улучшенными экономическими характеристиками и аэродинамикой, а также удлинённым фюзеляжем. Первый прототип изготовлен в 1992 году. Демонстрировался публике на Московском аэрокосмическом салоне, в Ле-Бурже, в Берлине.
Як-142
Инженерно-конструкторские достижения и подвиги Яковлева в последний период его плодотворной деятельности вновь получили должную и заслуженную оценку. Дважды авиатор получал высшую премию страны (в 1971 году - Ленинскую, в 1977 году - Государственную). Таким образом, всего за свою карьеру Александр Сергеевич стал восьмикратным обладателем самой высшей и престижной государственной премии Советского Союза.
Генерал-полковник инженерно-технической службы в отставке Дважды Герой Социалистического труда Александр Сергеевич Яковлев. 1985 год.
Также Яковлев с момента получения второй золотой медали «Серп и Молот» до выхода на заслуженный отдых 21 августа 1984 года был награждён ещё тремя орденами Ленина. Всего же прославленный конструктор получил их 10, став рекордсменом и по числу этой престижной советской правительственной награды.
Яковлева также наградили орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции. Кроме того, Александр Сергеевич является кавалером французского ордена Почётного легиона и Золотой медали ФАИ (Международной авиационной федерации).
Скончался 83-летний генерал-полковник авиации и Дважды Герой Социалистического труда А. С. Яковлев 22 августа 1989 года. Прославленного авиатора с подобающими воинскими и государственными почестями похоронили на Новодевичьем кладбище.