Jan 27, 2022 22:33
Однажды в беседе с одним чаплыгинским старожилом Р., проживающим на улице Крупской, я поделился мыслью о пользе ведения дневниковых записей, фиксирующих события, подталкивая его к написанию воспоминаний. На что Р. мне аргументированно возразил: "Писать мемуары нужно тогда, когда накопится хроника. А она имеет сейчас обширные дыры. То есть тщательно затирается при каждом новом правителе. И о чём же тогда писать? Я держал в руках подобные мемуары после пожара в Левитовском доме. Читать без смеха было невозможно!
"Проснувшись, обнаружил, что дрова все сгорели. Подбросил 3 полешка. Через два часа пришёл Сержантов, и начали играть в преферанс. Подбросил ещё пару поленьев...ну и т.д." Спросить бы писавшего, для чего и для кого он пачкал бумагу?
Я бы не хотел, чтобы люди так дико ржали - ведь он старался, от души писал..."
Речь шла о дневнике, найденном после пожара в доме Левитовых, случившемся в 197(5)? году. Пожар произошёл уже после смерти братьев Алексея, Михаила и Николая, дом стоял бесхозный, некоторые ушлые жители города втихаря выносили из дома ценности, главными из которых была библиотека раритетных книг, включавшая в себя коллекцию профессора Николая Дмитриевича Левитова, одного из основоположников советской психологии. Существует версия, что пожар произошёл не случайно, а, чтобы скрыть хищение раритетов.
Но возвращаясь к дневнику одного из братьев Левитовых, так насмешившего Р. В дневнике было ежедневное сухое описание: когда и где был, что делал и с кем встречался. Я уверен, что он принадлежал Алексею Дмитриевичу. А.Д. Левитов пережил репрессии и по возвращении из ГУЛАГа всю оставшуюся жизнь боялся гонений. Всегда носил собой в кармане пиджака газету, в которой было написано, что Ленин любил слушать арию Валентина из оперы «Фауст» Гуно, где он просит Бога защитить сестру Маргариту. Алексей Дмитриевич руководил самодеятельным хором и боялся обвинений в пропаганде буржуазной культуры. А в той статье подробно описывались музыкальные предпочтения вождя мирового пролетариата, перечислялись любимые произведения: 23 соната Бетховена, песня «Пловец» Вильбоа и т.д. «Если будут брать со сцены, то покажу» - говорил Алексей Дмитриевич. А такой "странный дневник" вёл на тот самый случай если потребуется алиби, чтобы ответить на вопрос следователя: "а чем вы занимались вечером 15 июля, полгода назад?"
Интеллигенция в советское время жила в страхе...
История,
окаянные дни,
люди,
Город Чаплыгин.,
имена,
невыдуманные истории,
Раненбург,
интеллигенция