Людмила Румега. "Любить Отечество - беречь людей".

Jan 27, 2019 15:40

Прочитал замечательную повесть Людмилы Румеги "Любить отечество - беречь людей".  Хорошая художественная публицистика про, казалось бы, прописные истины  - базовые правовые знания, которые мы не знаем и знать не хотим. А жаль, ведь могли бы в созданном нами государстве жить вполне себе по-человечески...
Родителям рекомендую читать своим детям вслух - для формирования гражданского самосознания.  Педагогам, думаю, что будет полезно посмотреть на себя со  стороны. Очень реалистично и правдиво показана российская школа, а именно - механизмы управления и подчинения современной российской общеобразовательной школы.
Не буду пересказывать книгу - рекомендую прочитать, а найти её не сложно, просто щёлкните мышкой по гипертекстовой ссылке - отрывку из повести,  это внутренний монолог главной героини - школьной учительницы Галины Николаевны.

"А ведь бури действительно, не избежать", - невольно подумалось Галине Николаевне. "Ладно, будь, что будет! Главное, не раскисать. Как сказал вчера сын: "побеждает тот, у кого крепче нервы". Действительно, только сохраняя самообладание, человек способен контролировать ситуацию". Уверенно шагнув во двор, учитель твёрдым шагом направилась в сторону парадного крыльца школы.
"В самом деле! Ну, а что я могу сделать?" Мысли хаотично роились в голове: "Татьяна Анатольевна уже лет сто в этой школе работает и последние двадцать из них - директором. Разве можно с нею тягаться? Она школу принимала, когда дети в одном корпусе помещались, а сейчас их - четыре!!! Одних учащихся - почти две тысячи. И она этот непосильный груз на себе тянет. Опыт и масштаб - гигантские. Если не сказать - заоблачные. Ну, и авторитет, конечно, непререкаемый. А ведь учителей сколько! Если каждый год набирается от семи до девяти параллельных классов, то всего их в школе не меньше девяноста! Мыслимо ли вникнуть в работу каждого учителя? Или контролировать его действия? Нет, конечно! Тут в классе около тридцати человек и то - еле справляешься. Не по этой ли простой причине все вопросы по школе решают её заместители? Тем более, вопросы по кадрам. Директор только приказы издаёт: того - принять, этого - уволить. Всё очень быстро. И главное, очень просто. Не так посмотрел или не так ответил - на выход. Проще пригласить на работу другого учителя, чем заниматься выяснениями. Тем более, что желающих - целая живая очередь. Кому захочется куда-то на работу ездить, терять драгоценное время в пробках на дорогах, толкаться в электричках, на проезд, в конце концов, тратиться, когда она есть почти рядом с домом? Вот так просто столы и занавески стали куда важнее повышения нравственного уровня. А правильно ли это?
Каждый раз директор требует заботливого отношения к детям, проявления к ним неусыпного внимания. Но это на словах. А на деле? Вот если с другими сельскими школами сравнить, в большинстве из которых учатся меньше сотни детей. Или пусть будет даже две сотни. На каждые две сотни учащихся - один директор, один завуч, один завхоз, один спортзал, одна столовая, один стадион. Получается, что в нашей школе почти десять таких школ. И в нашей - тоже всего по одному. Исключением является только численность завучей - их у нас по одному на каждую параллель. Однако, может ли, к примеру, завуч начальной школы, проявлять заботу о детях, если занятия физической культурой проводить просто негде! Можно, конечно, вывести детей в коридор. Но они же по нему, как стадо слонов, будут бегать. А как другим детям сидеть на уроках и при этом не отвлекаться!? Или - ещё того хуже - на улицу вывести малышей, которые в своём большинстве уже из садика приходят с кучей заболеваний.
И при всём этом наша школа слывёт "фабрикой по производству медалистов". И как же можно с этим не согласиться? Ведь из нашей школы выпускается чуть ли не в десять раз больше медалистов, чем в других школах. Причём не только сельских, но и городских. Ежегодно, привозят примерно десять золотых медалей для торжественного вручения особо отличившимся выпускникам. Разве это - не факт?
На первый взгляд, это - колоссальное педагогическое достижение! Но вот я никак в толк не возьму, что у нас есть такого, чего нет в других школах? Может быть, наши педагоги знают то, чего не знают другие? Может быть, кто-то из учителей освоил некий секретный научный метод и, не привлекая к себе излишнего внимания, успешно его внедряет? Но это, в принципе, невозможно. Ибо, всякий успешный опыт подлежит не только громкой огласке, но и обязательному распространению.
Увы, на самом деле всё гораздо проще. И дело, смело можно сказать, совсем не в педагогах. Наша школа отличается от других всего лишь тем, что создаёт условия для здоровой конкуренции. Даже родители первоклашек отчётливо понимают, что в нашей школе строгого режима следует учиться очень прилежно. В противном случае, ребёнок может быть просто отчислен за несоблюдение Устава школы, в соответствии с которым права есть только у директора, а у остальных - только обязанности. А поскольку школа наша является очень престижной, то родители для своих чад сделают всё, что только директор не пожелает. Подарки? - Пожалуйста! Помощь? - Сколько нужно? Ремонт? - Кому деньги сдавать? На любую прихоть ответ один: "Да, конечно!".
И уже в девятом классе родители учащихся отчётливо понимали, что в десятом классе будут учиться только самые достойные нашей школы дети. Остальные будут переводиться в другие школы района, потому что из семи - девяти параллельных классов школа изыщет возможности обучать только два. Вот по этой простой причине родители нанимают репетиторов для своих чад и всячески способствуют им в преодолении трудностей. Мало этого, задача учителей вообще упрощается до минимума: им достаточно просто драть с учащихся по семь шкур, чтобы жизнь мёдом не казалась. Да. Чем больше сила действия, тем больше сила противодействия. Поэтому учащийся - каждый в отдельности - активно работающий над повышением своего уровня знаний, невольно повышает общий уровень.
Так что директор школы получает свои заслуженные награды не за то, что обладает исключительным педагогическим талантом, а за то, что, мастерски воспользовавшись сложившейся ситуацией, создала те условия, при которых высокий результат гарантирован ей без всяких усилий с её стороны.
А то обстоятельство, что её успехи не отмечаются выше областного уровня, свидетельствует о том, что основой успеха является простое надувательство, которое, разумеется, было бы невозможным без поддержки Управления образования. Если бы двадцать лет назад на уровне района в связи с разрастанием военного городка, появлением новых детских садов и, соответственно, потенциальных учащихся, решались вопросы по строительству новых школ в соответствии с нормами сельской местности, то только тогда бы и проявлялась истинная забота о детях. А получается, что заботились они, прежде всего, о себе. Так что можно смело делать вывод о том, что мы имеем дело с правдой, помноженной на ноль. То есть с ложью. Кругом - одна ложь. Поэтому чтобы лишний раз не расстраиваться, нужно просто об этом не думать. Во всяком случае, до тех пор, пока это тебе делать позволяют. Нужно жить, как все. Люди ведь любят обманываться. Хлебом их не корми - дай обмануться. Такова наша система. Такова наша мораль. Правда - никому не нужна. От неё вообще только одни неприятности. На самом-то деле, это не Наташина мама доставляет школе столько хлопот, а те её знания, которые она пытается донести до старшеклассников, пока педагоги "чернила разводят", проявляя, якобы, заботу о детях". - С такими невесёлыми мыслями Галина Николаевна вошла в школу.


Заключительная глава книги - здесь.

общество, правовой нигилизм, полезная литература, Новейшая история

Previous post Next post
Up