Искусство промышлять: Несуны.

Aug 09, 2015 22:38

Промысел в русском менталитете это заработок (доход), необходимый для того, чтобы просто-напросто выжить, к тому же требующий его промысления (от слова мысль), или «свой способ добычи, умение и средство для жизни» по Далю.
Промыслить, так сказать, сценарий этого заработка требует сама диалектика русской жизни, и которая умещается в нескольких словах - «сегодня так, а завтра совсем иначе», объясняющаяся в стремительном изменении самой жизни, и спроса на те или иные услуги, тот или иной промысел…
Я не буду рассказывать о старинных промыслах (эта тема, безусловно, очень интересная, но она уже никуда не убежит, и об этом как-нибудь в другой раз), мой рассказ о том, чем промышляет современный провинциальный россиянин…
А промышляют разными способами, не секрет, что в идеале лучшее доходное местечко это то, которое надолго, на-постоянно. Стабильность это основа основ и золотая мечта российского народа, это то, что приносит постоянство и гармонию, наверное, это одна из основных «духовных скреп». Невмешательство в политическую сферу является отличительной стороной российского народного менталитета. Народ-патерналист отдаёт свою судьбу государственной власти (кто нас спрашивает, ТАМ и так за нас всё решили), взамен же власть должна обеспечить необходимый минимум: пенсии, пособии, зарплаты, и как можно меньше тревожить потрясениями, т.е. переменами. Ничто не должно беспокоить дремотное состояние сознания обывателя, собственно, это и есть пресловутая стабильность.
Лучший промысел на сегодняшний момент это государственная служба, бизнес тоже ничего, но гос.служба лучше. А вообще-то, сейчас уже зачастую первое переплелось со вторым, а залогом успеха в этих специфических сферах деятельности является не только хватка, пробивная энергия, ум-знания и начальный капитал, а коммуникабельные качества в симбиозе с кумовством, (личные и родственные связи) т.н. «лохматая лапа» - т.е. традиционные коррупционные составляющие.
Оставлю и государственные промыслы в покое, и по возможности, подробнее расскажу про промыслы простого люда…

Несуны.

Самый простой промысел известный еще со времен царя-гороха, и особенно распространенный во времена развитого социализма т.е. в эпоху брежневского застоя, и получивший сам за себя говорящий термин - "несуны с производства". А несли по возможности все то, что можно вынести незаметно и, что могло пригодиться дома в хозяйстве, либо можно пропить (отдать) за бутылку чего-то крепкого алкогольного.
С агрегатного завода, например, тащили металлическую вырубку - очень хороший материал для оград, плотная бумага для фильтров рулонами - шла для обивки стен, разные виды клея, всевозможный слесарный инструмент, нужная в домашней повседневности мелочевка - гвозди, шурупы, кусок провода, да мало ли еще что попадало под руку хозяйственным работягам. В последние советские годы очень хорошо выносились пластмассовые корзины, все горожане с такими по магазинам ходили «промышляя» в поисках выброса дефицитов на прилавки.. А вот медные и алюминиевые пятаки - отходы из под пресса не были никому не нужны, их вывозили на свалку самосвалами, теперь конечно работяги жалеют об этом «знать бы, хоть в сумке бы таскал, за столько лет небось много набралось бы».
Что выносили со швейных цехов, вероятно, катушки-матушки, куски ткани, и конечно сетки - незаменимые в летнее время для цыплячьего молодняка. Все это не только пригождалось самим «несунам», но и продавалось, обменивалось и пропивалось…
А вот как поведал мне один строитель, во время возведения новой улицы в поселке "Рощинский», кирпич он со своей бригадой пропивал вагонами. Рассказывалось это с грустью и восхищением.
Работники общепита, само-собой, «промышляли» продуктами питания. Продукты расходовались по так называемой норме закладки, а вот закладывалась только минимальная необходимая часть. Например, в выпечку закладывались 3 яйца из 10 по норме, и то в лучшем случае, остальное уходило налево - в торговые сети. Котлеты делали не из мяса, а из сердец, стоимость которых в то время была тоже гораздо дешевле, мясо растаскивалось по домам, а львиная его часть уходила опять также в райпо. Зарплата у старшего повара была всего лишь 90 рублей, у поваров с низшего по высший разряды - от 60 до 80-ти рублей, поэтому нужная для житья-бытья сумма доворовывалась.
Во дворе почты-связи валялись бухты проволоки и кабелей, причем телефонный кабель сечением 1,2 очень хорошо шел на электрическую проводку, из-за чего, кстати, и часто потом случались пожары (а в некоторых старых домах такая проводка сохранилась и по сей день).
Рабочие с хлебокомбината тащили дрожжи, яйца и всевозможную выпечку (впрочем, эта традиция сохранилась там и сейчас), с молзавода - сливки, сметану и творог.
В условиях переходного времени, в "лихие 90-е", когда не только экономическся сфера, но и весь уклад жизни перекраивался под новый лад, и, в сложных условиях непривычности свободы, воровство в купе с пьянством только усилились.
В связи с изменением экономических отношений на многих предприятиях сократилось или вовсе закрылось производство. На закрытых предприятих разворовывалось имущество всеми кому не лень. Самые лакомые кусочки достались бывшему начальству и их приближённым, а затем всем остальным. От коммунистической сознательности не осталось и следа. Воровали самозабвенно и остервенело. Вся эта вакханалия походила на массовое безумие. Бывшие строители производства оказались могильщиками...
Продолжение следует...

Исскуство промышлять, История

Previous post Next post
Up