"Песни и пляски смерти" - вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского на слова Ивана Логгиновича Голенищева-Кутузова. Написанный в 1875-1977 годах, цикл является третьим и последним в творчестве композитора-самоучки (к изучению композиции и оркестровки его подтолкнул Балакирев, которого можно назвать учителем только с большой натяжкой).
Что представляет из себя цикл? Это четыре романса: "Колыбельная", "Серенада", "Трепак" и "Полководец". Общее в их сюжетах - мотив внезапной смерти, неожиданно врывающейся в повседневную действительность (то она забирает во сне спящую девушку, то настигает пьяного крестьянина посреди метели, то торжествует на поле брани). Не буду много говорить о стихах, это надо слушать.
Скажу о музыке. Надо отметить, что при ее написании (будь то его романсы или оперы) Мусоргский руководствовался интересным принципом: следуя правилам классической функциональной гармонии, он в то же время сочетал ее с речитативностью мелодики, "подслушанной" в русских народных песнях. По замыслу автора, вокальная партия должна передавать речевой характер персонажа, которому она поручена.
Так вот. Известно много вариантов исполнения "Песен и плясок...".
Ниже - интерпретации "Трепака" в исполнении разных вокалистов. Хочется мнений, кто справился с задачей передать авторский замысел наиболее успешно.
Исполнение Галины Вишневской
Click to view
Исполнения Дмитрия Хворостовского
Click to view
Исполнение Марти Талвелы
Click to view
Исполнение какого-то забугорного парны с Youtube
Click to view