Песни и пляски смерти

Oct 13, 2009 22:50

"Песни и пляски смерти" -  вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского на слова Ивана Логгиновича Голенищева-Кутузова. Написанный в 1875-1977 годах, цикл является третьим и последним в творчестве композитора-самоучки (к изучению композиции и оркестровки его подтолкнул Балакирев, которого можно назвать учителем только с большой натяжкой).

Что представляет из себя цикл? Это четыре романса: "Колыбельная", "Серенада", "Трепак" и "Полководец". Общее в их сюжетах  - мотив внезапной смерти, неожиданно врывающейся в повседневную действительность (то она забирает во сне спящую девушку, то настигает пьяного крестьянина посреди метели, то торжествует на поле брани). Не буду много говорить о стихах, это надо слушать.

Скажу о музыке. Надо отметить, что при ее написании (будь то его романсы или оперы) Мусоргский руководствовался интересным принципом: следуя правилам классической функциональной гармонии, он в то же время сочетал ее с речитативностью мелодики, "подслушанной" в русских народных песнях. По замыслу автора, вокальная партия должна передавать речевой характер персонажа, которому она поручена.

Так вот. Известно много вариантов исполнения "Песен и плясок...".
Ниже - интерпретации "Трепака" в исполнении разных вокалистов. Хочется мнений, кто справился с задачей передать авторский замысел наиболее успешно.

Исполнение Галины Вишневской

image Click to view



Исполнения Дмитрия Хворостовского

image Click to view



Исполнение Марти Талвелы

image Click to view



Исполнение какого-то забугорного парны с Youtube

image Click to view


музыка

Next post
Up