Авен, Кох: Революция Гайдара

Jan 14, 2014 12:21

Книга представляет собой беседы с членами правительства Гайдара относительно событий начала 90х годов, когда они осуществляли экономические реформы.

·         Участники иногда путаются в показаниях. Например, автором текста Беловежского соглашения назывались Гайдар, Козырев и Шахрай (каждый себя). Кстати, данное соглашение, по словам участников, родилось не на пустом месте, а во многом следует наработкам Новоогарёвского процесса.

·         Ответственность за начало чеченской войны возложили, как ни странно, на Черномырдина и Егорова, уже умерших к моменту написания книги и не могущих ничего возразить. Грачев, как оказалось, был против, но ответственность за собственно провальное ведение войны с него не сняли. Гайдар вообще считал его неспособным осуществить операцию по взятию под контроль республику в силу его образования и опыта в ВДВ (по сути спецназа для коротких операций).

·         Нечаев (тогда министр экономики - одно из самый интересных для меня интервью) рассказал, что основной вопрос при переговорах с татарами и чеченцами, где последние угрожали сепаратизмом, был вопрос раздела добываемой нефти между центром и регионом. Для татар пропорцию поменяли (но не радикально) и они были довольны, а с чеченцами как-то не вышло. В итоге все закончилось войной. Тут нужно напомнить, что каждый работал на своем участке и видел ситуацию со своей точки зрения.

·         Грачев рассказал, как ему дважды в 1991 и 1993 отдавали устный приказ (письменный побоялись) о штурме Белого дома, но выполнил он его только в 1993, то есть в обоих случаях занял сторону Ельцина. Грачев также рассказал, как он лично стоял около танка на мосту и отдавал приказ о стрельбе болванками по белому дому (первый выстрел по кабинету Хасбулатова). По его словам это было необходимо для того, чтобы заставить защитников Белового дома спуститься в подвалы и минимизировать потери среди атакующих. Позабавило признание Грачева о том, что он вообще не понимал, о чем говорил Гайдар на заседаниях правительства и пялился на сиськи Старовойтовой )) Военный как он есть )

·         Стало понятнее, что было общего у Ельцина и Гайдара на личном уровне, которые выглядели совершенно разными людьми. Кроме квалификации, умения просто объяснить сложные вещи и готовности нести ответственность за предлагаемые решения, Ельцина подкупило, что Гайдар имел уральские корни (через Бажова) и умел пить. Безвременная кончина Гайдара в 53 года связана, в том числе, со злоупотреблением алкоголем, но я не знал, что пить для него было нормально еще в те годы. Многие из остальных реформаторов таким умением не обладали, что политически было им в минус.

·         Ельцин был очень вынослив в плане алкоголя. Через два часа был свеж и готов к работе. Но ресурсы организма не бесконечны, возраст дает о себе знать, и после 1993 года он уже перестал восстанавливаться после алкоголя. Не раз говорил, что феномен советского культа пьянства будет совершенно непонятен для будущих поколений (мне уже непонятен) и потребует серьезных научных исследований для своего объяснения.

·         Кто-то сказал, что чеченец Хасбулатов главой Верховного совета был выбран по национальной квоте. Типа у нас многонациональная страна. Татары и прочие тогда много качали права, а чеченцы до поры сидели сравнительно тихо и потому чеченец тогда казался предпочтительным кандидатом.

·         Гайдар четко назвал ингушей, как инициаторов столкновений между ингушами и осетинами в 1992 году. Ему как премьеру пришлось в ручном режиме разруливать эту ситуацию, чуть ли не самому раздавать оружие осетинским ополченцам. Ингуши тогда получили такую ответку, что до сих считают себя пострадавшей стороной.

·         Петр Авен был обижен, когда после длительных переговоров о финансовой помощи со стороны Запада удалось получить всего 1 млрд долл., тогда как Мексике во время её кризиса легко и быстро дали 50 млрд долл. По словам Бейкера (госсекретарь США в то время) с Мексикой у них не было 40 лет холодной войны, а оказать помощь старому противнику да еще в предвыборный год (1992) было политически невозможно (конгресс бы никогда не одобрил).

·         Интересная история об истоках разной структуры нефтяной (конкурентная) и газовой (монопольная) отраслей. Газовая отрасль всегда была более централизована в силу её технологических особенностей (сложность хранения, отсутствие конкурентной розницы типа АЗС). В результате, Черномырдину удалось еще в 1989 создать единый концерн Газпром, тогда как нефтяные компании собирали в 90х каждую по своему. Алекперов из министерства из трех предприятий собрал Лукойл, Богданов как красный директор стал контролировать Сургутнефтегаз, ЮКОС собирали комсомольцы из Менатепа.

·         Авторы презрительно отзываются о демшизе. Сами они и вся команда Гайдара диссидентами никогда не были. Наоборот, большей частью происходят из советской партийной элиты, являются её органичной частью (просто младшее поколение) и себя всегда считали государственниками (вопреки популярному мнению). Их либеральные экономические взгляды были следствием не антигосударственной идеологии, а логически и практически полученным выводом, что данный тип экономики наиболее эффективен для страны.

В общем в книге много всего интересного. Рекомендуется к прочтению интересующимся 90-ми годами и логикой, стоящей за принятыми тогда решениями.

Газпром, экономика, Россия, СССР, книги

Previous post Next post
Up