Так вышло, что я ранее не был знаком с "Космической Трилогией" Клайва Льюиса и потому упоминание ГНИИЛИ моими друзьями вызывало у меня только недоумение. Теперь я знаю несколько больше и, честно говоря, раньше было лучше.
Безусловно, я уподобляюсь собачке Моське из известной басни, почтенный мэтр, будь он жив, не услышал бы моего злобного лая, а если бы и услышал - вряд ли обратил бы внимание.
Беда в том, что в данной трилогии мне видится весьма людоедская риторика. Впрочем, справедливости ради, в "За пределы безмолвной планеты" эти слова произносит нечеловеческое существо.
"- Это неизбежно, - сказал старый сорн. - Кто-то должен управлять существами, но только не они сами."
Да, в самом деле. Зачем человеку свобода выбора? Безусловно, за многие годы экспериментов мы убеждаемся, что диктатура - отличный способ управлять нами, поскольку снимает с маленького человека ответственность и перекладывает ее на чужие плечи. Высшая власть по определению больше и умнее, чем сам человек и гораздо лучше меня знает, что мне нужно. Но я все же надеюсь, что некоторые из нас уже способны сами решать свою судьбу.
Чем дальше, тем страшнее, как и полагается. Мы вновь оказываемся на грешной Земле, которая, согласно тексту, отделена от благословенных и чистых небес. Здесь некий кружок мистиков решительно противостоит институту, высшее руководство которого спит и видит, как бы сделать мир вокруг еще хуже. Других целей у данной структуры нет, более того, с таким подходом к решению кадровых вопросов довольно удивительно, что им удается набирать сотрудников.
И что же говорят прекрасные и благородные воины света той, которая пришла к ним в поисках помощи и защиты?
"- То, что вы видели, связано с делами, перед которыми и наше с вами счастье, и даже самая жизнь поистине ничтожны."
По крайней мере - честно. Во имя нашей великой цели мы можем убить всех, включая самих себя. Подобных слов логично было бы ожидать от архетипичных злодеев. Не спорю, самопожертвование во имя великой идеи - красивый и необходимый на войне жест, но героине сам факт войны еще неведом.
Не пропущена и тема мальчиков и девочек. О, этот великолепный образ эмансипированной полицейской. Курящая бисексуальная садистка в форме. Квинтэссенция ужаса, удар по самым основам общества. Или, может быть дело все-таки в страхах самого автора и его читателей?
На мой взгляд, это так и есть. Вся трилогия представляется мне некой песней страха перед технологией, перед новыми возможностями, перед изменением и пренебрежением традицией. Автор умоляет читателя вернуться к некоему "естественному и божественному" порядку. Еще раз повторю - да, его опасения верны. На этом пути мы набиваем себе шишки - но все-таки пытаемся встать и идти дальше, как младенец, который учится ходить.
К счастью, есть в Трилогии и прекрасная мысль, которую, пожалуй, нам всем стоит вспоминать почаще.
"... пожалуй, ни одно разумное существо не откажется от счастья ради чего-то столь смутного, как болтовня о духовности и высшем предназначении."
И да будет так!