Доброго времени суток дорогие друзья,
Поговорим сегодня о модных веяниях восьмидесятых - просмотрах видеофильмов. Вместе с Перестройкой, к нам в страну ворвалась и заполонила все культурное пространство СССР кинопродукция из Голливуда.
Особенностью досуга молодежи восьмидесятых были походы в одиночку, или компаниями, в так называемые видеосалоны. Видеосалонам отдавалось предпочтение из-за того, что в кинотеатрах показывали только советские или индийские фильмы. Западное кино демонстировалось редко, и перевод был обычно дубляж. В видеосалоне без проблем можно было смотреть голливудскую продукцию как бы в оригинале, с одноголосым гундосым переводом. Эти голоса знали подростки всего Советского Союза.
Пожалуй самый известный переводчик Леонид Володарский:
Click to view
Алексей Михалев:
Click to view
Павел Санаев (кстати Павел Санаев автор знаменитой книги "Похороните меня за плинтусом"):
Click to view
Андрей Гаврилов:
Click to view
Фильмы делились по выбору владельца видеосалона на следующие категории: боевик/супербоевик, ужасы/суперужасы, комедия/суперкомедия и эротика/суперэротика (в народе порнуха). Видеомагнитофон (на сленге видак, видик), в те времена был предметом ультра роскоши, и стоил безумных денег. Поэтому основная масса граждан не имела этого чуда XX века. Аппаратуру настоящих западных и японских брендов - Sony, Panasonic, Funai, Pioneer, JVC, Grundig, Philips, Sanyo и т.д, можно было приобрести в комиссионных магазинах, куда ее сдавали граждане СССР, удачно побывавшие заграницей. Моряки, дальнобойщики Совтрансавто, дипломаты, разведчики, и просто счастливчики туристы - сдавали купленные заграницей вещи и аппаратуру в комиссионки. Или как называли на народном сленге - "комки".
Ценник на видеоаппаратуру был космический, и равнялся стоимости новенького автомобиля "Жигули" или "Москвич". Видеоплейер без функции записи стоил от 3500-5000 руб. в зависимости от страны происхождения и бренда. Полноценный видеомагнитофон с функцией записи продавался в среднем от 5000-7000 (!!) полновесных советских рублей. Средние зарплаты в конце 80ых (я имею в виду Латвийскую ССР, где я в то время жил) были 250-300. К примеру твердый месячный оклад уборщицы за офисное здание 600 кв.м был 190 рублей. Поэтому, чтобы купить видеоплейер советскому работяге надо было не есть не пить 15 долгих месяцев. Мальчик или девочка у которых были дома видаки, считались необыкновенно крутыми, и попасть к ним в гости было необыкновенной удачей для школоты.
Предприниматели 80-ых создавали кооперативы, и одним из самых трендовых направлений бизнеса была организация видеосалонов. Для этого через связи в исполкоме города, или по знакомству арендовались практически любые помещения - подвалы, полуподвалы, иногда даже кинозалы, помещения в летних кафе в городских парках, в общем любое подходящее для демонстрации видео помещение. Делался ремонт тяп-ляп, на авось, затем устанавливась мебель в виде самых обычных стульев, и наконец подставка под телевизор. Зал салона старались уплотнить, в среднем было 20-40 мест. Телевизоры были обычные советские цветные - Рубин, Горизонт, Рекорд, импортные по причине дороговизны редко.
В зависимости от размеров помещения устанавливался один, два, или три телевизора, на которых страждущие могли лицезреть продукцию мировой Фабрики Грез. Перед входом в видеосалон обычно устанавливался большой щит в рост человека, на котором на ватмане от руки рисовали названия текущего репертуара. Вот и все. Давай стричь капусту с советских граждан, и приобщать их к "настоящей" культуре запада. Погони, стрельба, драки, потоки крови, секс - вот что потоками обрушилось на головы наивных и неискушенных людей.
Фильмы предлагались вот в таком примерном порядке:
Дневные сеансы для любых возрастов: 11-00 "Рембо II" в гл. роли Сильвестр Сталлоне,(супербоевик), 13-00 "Киборг - убийца", в гл.роли А.Шварцнеггер (боевик, фантастика) 15-00 "Назад в будущее" (фантастика), 17-00 "Зловещие Мертвецы ч.2" (супер ужасы), 19-00 "Звездный Путь" (фантастика), на эти картины ценник был 1руб. 50коп.
Сеансы для взрослых: 21-00 "Греческая Смоковница" (эротика), 23-00 "Чиччолина" (супер эротика), ценник 2руб оо коп.
Конечно тайной мечтой и целью школьника было попасть на сеанс для взрослых. В одиночку попасть на вожделенный фильм было почти нереально, а в компании с ребятами постарше шансы лицезреть запретный плод возрастали.
Моими самыми первыми фильмами VHS были : "Кошмар на улице Вязов" про легендарного горелого манька Фредди Крюггера (реально не спал потом несколько ночей, пугался темноты и неизвестности:-), "Киборг-убийца" и железный Арни, (фильм смотрелся на одном дыхании) "Хищник" снова Арни (временами было страшно), "Робот-полицейский" (захватывающий сюжет, во время жестокого расстрела робота пускал слезу ). Первым фильмом для взрослых (мне уже исполнилось 13 лет) была "Греческая смоковница", а затем все части "Эммануэль".
Тяжелая ХХХ крышесносная артиллерия - "Распутин", "Екатерина 2" и подобные картины будут много позже.
Что характерно, на взрослых сеансах яблоку было негде упасть. Помещение видеосалона набивалось до отказа. Основной контингент - взрослые мужчины и подростки. Изредка были пары. Пожилых людей не замечал. Наверное советское воспитание не позволяло приходить и смотреть на подобные постельные кульбиты. Некоторые мужики сидели в темных очках, или кутались в шарфы, чтобы случайно не узнали знакомые или соседи. Походы на просмотр порно старались не афишировать. Пока наполнялся салон, по телеку крутили музыкальные видеоклипы MTV. В ассортименте была сборная солянка - Модерн Токинг, Си Си Кетч, Сандра, Пет Шоп Бойз и т.д
На входе в зал собирал деньги вялый парень с измученным выражением лица, или размалеванная девица с налаченными патлами.
И вот наступает миг, когда зал наполнен до отказа. Молча входит кооператор, небрежно неся видеокассету. Привычным движением вставляет кассету VHS в щель видемагнитофона, не спеша удаляется, выключив свет и закрыв дверь за собой. Люди стыдливо замирают, и вглядываются в экран телевизора.
Амосфера помещения сгущается, пряная похоть обволакивает маленький зал. Сначала идет рекламная заставка других клубничных фильмов и наконец начинается "кино". Изображение не всегда хорошего качества, подергивания и полосы на экране не редкость.
Во время сеанса стоит гробовая тишина, в перерывах между страстями из телевизора в зале слышится учащенное дыхание зрителей. Некоторые вытирают пот. Для советского человека происходящее на экране являлось немыслимым откровением. Наверное некоторые шокирующие сцены из кинокартины "Чиччолина" люди запоминали на всю оставшуюся жизнь:-).
Во время просмотра все внимание на экран телевизора, зрители стараются не смотреть по сторонам)). По окончании сеанса, когда включался свет, люди старались не встречаться друг с другом взглядами, и стремились быстрее покинуть помещение, будто что-то украли. Зрители словно участвовали в постыдных и преступных действиях. Некоторые мужчины после окончания сеанса стеснялись сразу встать и выйти. Некоторое время сидели как прикленные на стульях. Им нужно было время, чтобы успокоится и прийти в себя. Наверное вторую половинку дома ждала бурная ночь после такого фильма). На выходе из видеосалона некоторые мужики нервно закуривают и застывают, тупо смотря перед собой бессмысленным взглядом.
Когда шел сеанс фильма ужасов, в темноте салона чувствовалось нервное напряжение зрителей, а липкий страх обволакивал и сковывал движения.
Оборотни, вампиры, вурдалаки, Фредди Крюггер с его знаменитой перчаткой и черным юмором, хмурый парень в хоккейной перчатке и мачете Джейсон, все они внушали ужас и страх советским подросткам и взрослым. Ходили жуткие городские легенды, мол были случаи летального исхода в помещениях видеосалонов. Особо нервные зрители могли запросто получить инфаркт или инсульт от ужаса.
Мы подростки, после сеанса еще долго обсуждали сюжет фильма, и перебивая друг друга делились впечатлениями. Потом в школе просмотренные видеофильмы были основной темой разговоров на переменках.
На барахолках и рынках ребята закупались фотографиями и значками любимых актеров и актрис, певиц и певцов. В школе обменивались изображениями кумиров. Брюс Ли, Шварц, Жан Поль Ван Дамм, Боло Ёнг, Чак Норрис, Мадона, Сабрина, Сандра, Си Си Кетч. Обменивались кассетами BASF, TDK, DENON с записями любимых исполнителей.
Видеосалоны пользовались в школьной среде бешеной популярностью. Мир подростков вращался вокруг американских видиков. Модно было обвешивать свою комнату плакатами-постерами любимых фильмов, коллекционировать пачками фотографии ч/б и цветные актеров/актрис, певцов/певиц. Собирать значки с ними же.
В конце 80ых СССР переживал расцвет кооперативного бизнес движения. Ломался прежний спокойный уклад советской жизни. Кооперативы росли как грибы после дождя. Городские вещевые рынки становились буквально культовыми. Люди проводили на рынках свои законные выходные.
Точки видеосалонов густо накрывали собой всю территорию СССР. Даже в поселковые Дома культуры приезжали вездесущие кооператоры и крутили видики. Огнестрельное и холодное оружие, бесконечная стрельба с мордобоем, стальные бицепсы и упругие сиськи, мачете и бензопилы распиливающие тела - все это накрыло страну будто цунами. Подростки 80-ых объединялись в стаи, качали железо подражая Шварцу и Рэмбо, мечтали достать настоящее оружие и с ним занять свое место под солнцем. Возможно, что фильмы Голливуда с пропагандой насилия и разврата заполнили духовную пустоту тинейджеров, и из их среды выплеснулись в мир тысячи озверевших бандитов.
Как бы то ни было, но видеосалоны были неотъемлемой частью культуры конца 80ых. Чтобы быть в тренде, надо смотреть видики. Чтобы смотреть видики - надо было ходить по видеосалонам.
©Alexander RANDENTANS,
Демократическая Республика Конго,
г.Киншаса