Пожары в Раненбурге.

Jun 22, 2012 01:01


 В истории каждого населенного пункта есть свои печальные и трагические  страницы, в том числе  связанные и с огненной стихией. Моя прабабушка, например, пережила целых четыре пожара, три из которых уничтожили практически половину всех жилых построек её родного села… Вероятно что и в Раненбурге за его почти четырехсотлетнюю историю, крупных пожаров было не мало, но скупые сведения сохранилось только о четырех, случившихся в 19 веке, а о пятом - пожаре 1918 года (причиной которого послужили так называемые «купеческие погромы» совершенные большевиками) не найдено пока документальных подтверждений.


Только в изданном единственный раз "календаре и справочном указателе г. Раненбурга", за 1882 год, в  разделе «хронологический указатель замечательных событий в г. Раненбурге», находим записи о пожарах случившихся в следующие годы: 1848, 1869,1870 и 1875., а в разделе «исторический обзор Раненбурга» есть следующее упоминание: «Но не успел город как следует отстроиться, как в 1848 году случился сильный пожар, который истребил значительную часть города, как говорят около 300 домов. Бедствие от подобных сильных пожаров было тем более громадно, что в тогдашнее время строения редко страховались…. В 1869 и 1870 годах два года подряд сряду были также сильные пожары снова истребившие до 300 домов в городе. Следы этих последних пожаров не изгладились и до сего времени…»

На днях открыл для себя новую информацию  в книге «Журнал Министерства Внутренних Дел» за август 1848 года в разделе «смесь» - пожары: «27 мая. Три случая. Во-первых - Рязанской губернии Раненбургского уезда, в Крючковской-Слободе: здесь, в надворном строении купца Елфимова, произошел пожар, который потом, при сильном ветре, перешёл и в Заречинскую-Слободу: в обоих слободах сгорело до 150 дворов у государственных крестьян и до 150 домов у купцов, мещан и разночинцев; кроме того в самом городе Раненбурге сгорели 14 домов каменных, 33 деревянных, и казенный питейный дом».

Информация достаточно емкая, развернутая и ценная, по крайней мере, для меня. Т.е. оказывается, во-первых, сгорело не «около 300 домов», а около 350. Во-вторых, пожар истребил не «значительную часть города», а практически полностью 2 села являющимися к тому же пригородными слободами. Арифметика простая: в Раненбурге на тот момент было 448 дворов, в Крючковской слободе - 145, в Зареченской слободе 161 двор. На 99 % постройки в обеих слободах деревянные и в основном крытые соломой. Очаг возгорания, домовладение купца Елфимова вероятнее всего находилось приблизительно на границе с  городом, возможно даже на Рязанской улице (ул. Горького), где-то в районе продуктовых магазинов «у стадиона». Пламя быстро распространилось «при сильном» северо-западном ветре охватив всю Крючковскую слободу, расположение которой довольно сильно отличалось от современного района города «Крючки». Тогда этот район заселялся от береговой линии реки Становая Ряса в сторону улицы Горького до переулка Клубный.  По береговой линии - от улицы Заводская, до улицы Клубная. В Зареченскую Слободу вихрь из искр и клочьев горящей соломы ворвался с 12 метровой возвышенности, уже поглотив полностью Крючковскую Слободу.

Удивительно,  что никто из жителей при этом не пострадал. Способность к самоорганизации людей того времени просто поражает. Думаю, что в наше время при таких масштабах бедствия без жертв бы не обошлось. Меры по предотвращению пожаров были закреплены обязательными постановлениями Раненбургской Городской Думой и включали в себя комплекс профилактических и  организационных мероприятий, всего 14 параграфов.

Перечислим их:

§1. Все печи и очаги в деревянных строениях должны быть сложены в нижних этажах не с полу, ас земли или на каменных фундаментах, а в верхних, по возможности, не на балках, но над печью нижнего этажа.

§2. В каменных строениях печи верхних этажей возводятся на железных кронштейнах.

§3. В деревянных строениях печь не должна прилегать к деревянной стене или переборке.

§4. Перед топкою кухонного очага и всякого рода печи, кроме русских, должны быть к деревянному полу положены железные листы.

§5. При выведении дымовых труб соблюдаются особые изданные думою правила.

§6. Все домовладельцы обязываются в принадлежащих им домах дымовые печи очищать у русских печей с очагами по одному разу в месяц в течение всего года, а в голландских - по одному разу в течение двух месяцев, в которые производится топка. В булочных же и других подобного рода заведениях сколь возможно чаще и никак не менее двух раз в месяц.

§7. Для более удобного и правильного надзора за трубочистными мастерами, они получают за скрепою управы книжку, в которой домовладельцами делаются о своевременной очистке надлежащие отметки. Каждый домовладелец обязывается осматривать как возможно чаще, как дымовые трубы, так и боровья. При чем топку печей в банях ветхих и устроенных по-черному на все летнее время воспретить.

§8. Запрещается устраивать с наружи каменных двухэтажных домов деревянные пристройки. Не дозволяется также устройство решеток у для балконов из других материалов, кроме железа и чугуна.

§9. Запрещается ходить с зажжённою лучиною или свечою на чердаки, в конюшни, сараи, сенники, кладовые, погреба и другие домашние строения;  но если хождение в таковые необходимо, то держать огонь в благонадежных накрепко  закрытых фонарях. Курение табаку в нежилых помещениях как-то: конюшнях, каретниках, сеновалах, на лесных дворах, сараях, чуланах, кладовых и т.п., строжайше воспрещается.

§10. Легко загорающиеся вещества, как-то: порох, сера, смола, скипидар, керосин и лен, могут содержаться при домах, кроме торговых помещений, лишь в незначительных для употребления необходимых количествах и должны быть хранимы в безопасных от огня местах. Это последнее также относится до сена и соломы, хранение которых в жилых помещениях воспрещается.

§11. Склады растительного масла, смолистых веществ и фосфорных спичек дозволяется иметь в каменных кладовых, подвалах под сводами с железными дверьми, или глубоких ямах, покрытых слоем земли, при чем  ямы эти не должны быть варываемы под жилыми помещениями. Для розничной продажи допускается иметь в каменных лавках растительных масл и  смолистых веществ до 50 пудов и фосфорных спичек до 12 ящиков, и в деревянных лавках первых до 25 пудов, а последних до 10 ящиков.

§12. В случае пожара внутри здания немедленно давать знать ближайшему полицейскому начальству.

§13. Обыватели того квартала, в котором случится пожар. А равно и обыватели смежных кварталов,  должны являться сами или высылать своих рабочих для помощи пожарной команде, с ведрами, топорами и другими принадлежностями тушения пожара, которые будут назначены по расписанию управы на каждый двор. Хозяева же близких к пожару домов, должны в это время высылать на крыши людей с водою, чтобы погашали прилетающие на крышу искры, уголья и головни посредством швабр, намоченных водою,  или же накидывать на крышу войлоки и поливать их водою.

§14. За неявку на пожар в означенном в предыдущем параграфе случае и не присылку рабочих людей виновные привлекаются к ответственности.

Пожарная команда располагалась на территории бывшей крепости Ораниенбург, в корпусе полицейского управления. Там же возвышалась пожарная каланча. К началу 20 века «городская пожарная команда состоит из трех труб, шести бочек при 10 лошадях».



Так выглядела Крепость Ораниенбург во второй половине 19 века, нет бастионов и валов но хорошо сохранились рвы, над 2-м восточным корпусом возвышается пожарная каланча.


Сохранилась мощеная дорога (шлютельбургская) ведущая к реке, именно по ней доставлялась вода "на лошадях в бочках" так необходимая для тушения пожаров.

Previous post Next post
Up