О людях Третьей Эпохи, часть 4

Feb 15, 2016 20:59

Оригинал взят у ruined_ajantis в post
Мы завершаем описание людский народов Третьей Эпохи, представленных на нашей игре (и как вы могли понять, это описание было сделано для того, чтобы вы уже сейчас могли понять, какими эти народы видят мастера на игре)
Представляем вашему вниманию людей Дэйла и Озерного города.

* * *

О людях Третьей Эпохи, часть 4
--------------------------------------------

Королевство Дэйл

“Бард заново отстроил Дэйл, и люди потянулись к нему с Озера, с юга и с запада. В долине вновь зазеленели поля и сады. Каменная пустыня теперь цвела весной и плодоносила осенью; ее наполнили птичий гомон и голоса жнецов. Озерный город на новом месте процветал пуще прежнего, лодки, груженые добром, сновали по реке Быстротечной, а эльфы, люди и гномы в этих краях жили в мире и согласии”. - Дж. Толкин, “Хоббит”

Королевство Дэйл находится у истоков реки Быстротечной к северо-востоку от Мирквуда, распростершись от южного склоне горы Эребора к озеру Эсгарот и далее на юг и восток, пока плодородные приречные земли не переходят в засушливые степи Рованиона. Правит в королевстве династия потомков Гириона, в настоящее время представленная королем Брандом, сыном Баина, сына Барда Лучника.

“Девиз” королевства: ”Процветаем сотрудничая!”

О жителях королевства
------------------------------
Когда Бард Лучник, наследник Гириона и победитель дракона, только отстраивал город после полуторавековой разрухи, намечал формы и очертания нового королевства, устанавливал и упрочивал свою власть, две силы определили облик нового государства.

Первой силой стали деятельные люди, которые сумели проявить себя в трудные первые месяцы и годы нового Дэйла, и стали ближайшими помощниками и соратниками королю Барду в его трудах. Эти люди не всегда были потомками лордов старого Дэйла, некоторые старинные семьи пресеклись, многие утратили память о своем прошлом. Но эти люди были талантливы и разумны, они могли вести за собой людей и направлять их усилия к общему благу. Эти помощники и советники Барда смогли наладить жизнь городов, а там и окрестных земель, правильно распорядиться своей долей от драконьих сокровищ, пустив ее в дело и приумножив, - и именно они, а затем и их потомки, сформировали новую аристократию Дэйла - не военную, как в прежние времена, а ремесленную и торговую. И своим нынешним процветанием королевство обязано им более всего.

Вторая сила, создавшая королевство - помощь соседних народов. После разрушения Эсгарота, после битвы Пяти Воинств и последовавшей затем зимы, народ короля Барда представлял собой жалкое зрелище. Было множество раненых и искалеченных в битве людей, не было запасов продовольствия, одежды, топлива. Королевство не пережило бы первую свою зиму, если бы не помощь соседей - сначала гномов Эребора и эльфов Мирквуда, затем и остальных: гондорцев, рохиррим, даже вастаков… И хотя хозяевами и коренным населением Дэйла считаются все-таки люди, Дэйл радостно привечает любого, кто приходит с миром в его земли, будь то ремесленник-гном с Одинокой Горы, эльф-охотник из Мирквуда, вастакский караванщик или образованный гондорский путешественник. Разумеется, торговля в королевстве процветает, и мы не ошибемся, если скажем, что Дэйл - это главный центр торговли Средиземья, оставивший далеко позади себя и гондорские порты, и города харадрим, и перекрестки дорог Изенгарда и Бри.

Королевство Дэйл ведет активную торговлю с Одинокой горой (в основном через город Дэйл) и с эльфами Мирквуда (через Эсгарот). Люди других земель тоже желанные гости - гондорцы, рохиррим, беорнинги, иногда в городе можно увидеть даже торговца из Бри с грузом ширского табака, или харадца-огнепоклонника, пришедшего с караваном вастаков. Да, вастаков здесь привечают наравне с остальными - если те пришли с миром и товаром на продажу. А тех их сородичей, которые иногда нападают на хутора и деревни пограничья, грабят, жгут и уводят людей в полон, - тех видеть не рады, и не раз короли Дэйла водили свою дружину в их степи (без особого, правда, успеха).

В отличие от своих дальних родичей, коневодов Рохана, жители королевства куда более склонны к мирной жизни, чем к ратным подвигам. При необходимости, конечно, они соберутся в ополчение, встанут под знамена Гириона, и будут храбро сражаться с врагом, кем бы он ни был. Но не ради славы, мести ли, добычи - люди Дэйла возьмутся за оружие только ради того, чтобы однажды настал день, когда оружие можно будет отложить в сторону и снова взять в руки орудия мирного труда. Или, что чаще, достать кошель со звонкой монетой, которая повсеместно в королевстве полагается куда лучшим средством борьбы за свои интересы, чем бессмысленное и крайне убыточное кровопролитие.

Подданные Дэйла в основном живут в селах и на хуторах, хаотично разбросанных по землям королевства, занимаются земледелием, рыбным промыслом, кустарными производствами. Но более всего королевство славно своими городами, крупными торговыми и ремесленными центрами - это Дэйл и Эсгарот, он же Озерный Город.
История
В дни, для большинства нынешних жителей Дэйла уже древние и полузабытые (хотя подданные Трандуила и посмеиваются, мол, разве ж это древность, всего-то тысячу раз осыпались листья…), единый народ, живший в предгорьях и северных отрогах Мглистых гор, разделился на две ветви. Первые были воинами и пастухами, людьми храбрыми и любившими битву, они называли себя “эотеод”, “конным народом” и ушли в западные степи Рованиона. Другие были людьми миролюбивыми, земледельцами и ремесленниками, они именовали себя “арьяда”, пахарями, и они заселили приозерные плодородные земли у границ Мирквуда. От людей арьяда и произошли подданные королевства Дэйл.

Первым городом арьяда был Эсгарот, он же был и единственным их крупным поселением на протяжении семисот с небольшим лет. Там сидел король арьяда, вершил суд и держал двор, тогда как большинство его подданных зарабатывало себе на жизнь крестьянским трудом на подвластных королю землях. В самом городе жили ремесленники, рыболовы и торговцы. Королевство арьяда вело сношения с вастаками, гондорцами, эльфами Мирквуда и, в целом, обеспечивало свим подданным скромную, но спокойную жизнь.

Ситуация изменилась в 2590 году по счету гондорцев (или в 731 году от основания Эсгарота), когда в пещерах Одинокой горы обосновались гномы из клана Долгобородых под предводительством короля Трора, сына Даина. В тот же год предприимчивый эсгаротец Гундемар, сын Вамбы, с несколькими десятками последователей поселился в небольшом замке в бесплодной узкой долине неподалеку от горы и начал торговлю с ее новыми обитателями. Гундемар не мудрил с именем для своего замка и назвал его просто - “долина”, на языке арьяда - Дэйл.

Ко времени правления Сигерика, сына Гундемара, Дэйл уже превысил размерами и населением Эсгарот и вполне мог считаться уже не замком, а городом, хотя его лорды все еще были формально подчинены эсгаротскому королю. А Фритигерн, сын Сигерика, принявший власть в 2651 году, провозгласил себя независимым правителем, королем Дэйла.

Эсгаротский король Арьярих был не рад тому, что город, с которого шло не менее половины налогов в королевскую казну, вознамерился отделиться. Но воевать с мятежным Дэйлом, сила которого была вполне сравнима с эсгаротской, было непросто, королю нужны были союзники. Сперва казалось, что Арьяриху сопутствует удача - он заключил союз с вастакскими племенами, встал в осаду под стенами Дэйла, заблокировал подвоз продовольствия… и тут в войну на стороне Дэйла вмешались гномы.

В принципе, Арьярих был готов сражаться и с гномами, но не были готовы его люди, решившие, что короля настигло буйное безумие. Вастаки ушли от стен Дэйла, а в Эсгароте вспыхнул второй мятеж. Оказавшись между двух огней, Арьярих бежал, и никто не знает его дальнейшей судьбы.

Эсгаротцы, безуспешно промучившись с выборами нового короля около полутора лет, в итоге решили обойтись вовсе без верховного правителя. Новоизбранный бургомистр Эсгарота заключил мир, а затем и союз с королем Фритигерном, и с тех пор Дэйл и Эсгарот считались городами-побратимами. Дэйл больше торговал с гномами, Эсгарот - с эльфами и вастаками, в целом союз королевства Дэйл и вольного города Эсгарот процветал и богател, бургомистры Эсгарота проявляли недюжинный политический талант и деловую хватку, короли Дэйла славились богатством и мудростью, и даже немного понимали языки зверей и птиц...

А потом появился дракон (2770 г.).

Королевство-под-Горой было разрушено, Дэйл превратился в горелые руины, беженцы растеклись кто куда (в большинстве своем - в Эсгарот). Король Гирион, правнук Фритигерна, погиб; его семья выжила чудом.

Эсгаротцы, разумеется, приняли беженцев, как-то разместили, пристроили к делу. Но, само собой, не стали особо делиться властью и богатством, так что бывшим подданным Гириона - от королевской семьи до простых подданных - пришлось самостоятельно обустраиваться и завоевывать себе место под тусклым, скрытым туманным пологом, солнцем над каналами Эсгарота. Кому-то удалось, кому-то нет. Потомкам Гириона более или менее удалось - и через сто семьдесят лет после разрушения Дэйля городской стражник Бард, потомок Гириона в шестом поколении, всадит стрелу в сердце Смауга (2941 г.), и будет избран королем Эсгарота - первым за двести с лишним лет. Чуть позже он восстановит разрушенный древний Дэйл и сядет там на престоле Гириона и Фритигерна, как властитель обоих городов и окрестных земель.

* * *

В восприятии жителей королевства существует четкая разница времени “до дракона”, “в драконовы дни” и “после дракона”. “До дракона”, они же “старинные дни” - легендарное, героическое время с немалой примесью мифологии, о нем поют менестрели, слагаются песни и баллады, рассказывают семейные легенды и волшебные сказки. Затем идут “драконовы дни” - времена упадка и прозябания, вечного страха перед огнедышащим чудищем (на деле было не так ужасно, это мы видим в “Хоббите”, но жителям королевства драконовы дни запомнились именно в таком виде). “После дракона” - современность, которая куда лучше, чем “драконовы дни”, но вряд ли столь величественна и чудесна, как дни “до дракона”.
Дэйл и Эсгарот сегодня
Выше изложены описания и история, общие для Дэйла и Эсгарота. Теперь поговорим о том, чем они различаются.

Дэйл - город-ярмарка
“...Иногда мне кажется, что обитатели града Дэйла, равно коренные и пришлые, поделились на две равные половины, и одна половина всегда пытается что-то продать другой, чтобы затем купить нечто третье...” - Аэрниль из Минас Тирит, 3002 г Т.Э.

Богатый, блестящий, кипящий жизнью, шумный и сияющий, многоцветный и многозвучный - таким предстает город Дэйл любознательному путешественнику или новоприбывшему торговцу. Только коренные обитатели города способны не замечать изобилия красок и какофонии звуков города, не прекращающихся ни днем, ни ночью; но и они, покинув Дэйл, вскоре начинают скучать в непривычной тишине. На улицах и площадях теснятся мастерские ремесленников и лавки торговцев - там эльф из Мирквуда продает мед и травы, дары его родного леса; здесь житель далекого Бри неспешно обсуждает с гномом с Железных гор достоинства и недостатки ширских сортов табака; сбоку гондорец торгуется с гномом Одинокой горы о стоимости новенького, недавно откованного меча, а чуть в отдалении опять бьют морды друг другу роханец и вастак, не сойдясь в вопросе о допустимости поедания конины, и туда уже спешит наряд городской Стражи - разнимать драчунов… И везде - сами жители Дэйла, неспешные и суетливые, веселые или хмурые, разговорчивые, хваткие, предприимчивые, может, немного навязчивые и надоедливые, - жители торгового города, плоть от плоти своей земли и кровь от крови своего города, всегда гостеприимные и радушные - и всегда готовые найти способ подзаработать и не упустить свою выгоду.

В замке на высокой скале - трон короля Бранда из рода Гириона, место, где хранится древняя реликвия Дэйла - корона Гириона, и новая реликвия - лук короля Барда, тот самый, из которого Бард поразил дракона. Иногда там можно застать и самого Бранда, но реже, чем хотелось бы многим - слишком много дел требует королевского внимания, и немалое их число не может быть решено в городской цитадели.

У короля, конечно, есть своя небольшая дружина рыцарей; в случае большой войны собирается ополчение; но в мирные дни основная сила, следящая за порядком в городе - это Стража. Капитан Стражи - второй человек после короля в Дэйле, и его первое доверенное лицо. Стража пользуется большим уважением и простого народа, и аристократии, и гостей города. Служба в Страже считается почетной - ведь когда-то стражником был и сам король Бард Лучник.

В старинные дни король Фритигерн объявил Дэйл “местом перемирия” - любой гость, входящий в город, был обязан оставить вражду за его пределами, и не браться за оружие, даже если бы встретил злейшего своего врага. Так же и подданный Дэйла не должен был поднять руки на гостя или соседа. До нынешних времен этот обычай сохранен, и нарушивший его не избегает скорой кары - преступника вышвыривают за ворота, и с той поры вход в город Дэйл ему воспрещен под страхом смерти. Стража внимательно за этим следит.

И, конечно, на улицах Дэйла вы не встретите ни орка, ни тролля - им в городе Гириона не рад никто.

* * *

Эсгарот - в тени младшего брата
-------------------------------------------
“...Взоры жителей Эсгарота всегда несут малую искорку тоски о прошлых днях и былом величии, когда первенство города не оспаривалось никем, а власть принадлежала достойнейшим… или самым оборотистым, что в понимании эсгаротца почти одно и то же...” - Аэрниль из Минас Тирит, 3003 г Т.Э.

Пахнет сыростью и туманом - утро в Озерном городе всегда мглистое и зябкое. Тихий плеск воды под половицей, шелест ветра, кваканье одинокой лягушки… Стук лодки, швартующейся к деревянному пирсу - с озера возвращаются рыбаки, и едва проснувшаяся детвора с радостными воплями кидается встречать отцов и помогать в разборе улова. По реке Быстротечной, отталкиваясь от недалекого дна баграми, медленно перемещается связка из плотов, груженая бочками и мешками - эльфы Мирквуда прислали свои товары в королевство, и заодно вернули пустую тару, хочется верить, что на этот раз без гномов внутри. Вьется дымок из труб, в очагах, обложенных в три слоя камнями (страшен пожар в городе-на-воде, куда опаснее, чем на суше!) готовится горячая пища для тех, кто пришел с ночного лова, и для тех, кто только решается встать с кровати, выбравшись из-под теплого одеяла в стылый, влажный воздух Эсгарота.

Но солнце поднимается все выше, разгоняя туман и согревая доски настилов, синее небо сливается на горизонте с синей водой, и дальше к югу, там, где торчат из к небу гнилые и обугленные сваи старого Эсгарота, вода начинает поблескивать слабыми оттенками всех цветов радуги - то сияет чешуя дракона и драгоценные камни в ней - да, там, среди руин сожженного им города, до сих пор лежат останки Смауга. Никто не потревожит его покой - даже мертвый, великий змей внушает страх.

На севере же высится гора, заслоняя горизонт своими плечами и вокруг нее вечно клубится дымное кольцо. Старики говорят, так же было и во дни дракона, но теперь дым не пугает жителей Эсгарота - это просто копоть и пар от многочисленных гномих кузниц, шахт, мастерских, где терпеливо трудятся подгорные жители - подданные короля-под-Горой. А чуть ближе к озеру, в долине, выходящей широким краем к озеру, блестят медью, бронзой, а то и золотом крыши Дэйла. Города-столицы. Города-побратима. Города-выскочки.

Первый город народа арьяда, стоявший посреди озера еще в те незапамятные времена, когда ни Дэйла, ни королевства-под-Горой не было и в помине, а предки королей были простыми лодочниками, не помышлявшими об иной доле, - это тысячелетний Эсгарот, подобный основательному старцу, многое повидавшему на своем веку, знавшему и богатство, и нищету. И блистательный новодел, история которого едва насчитывает четыреста лет, притом полторы сотни из них он простоял в руинах - Дэйл, напыщенный расфуфыренный юнец, неопытный, неоперившийся, но несметно богатый, в том числе и за счет старца-Эсгарота. Так выглядят два города королевства в глазах жителя Озерного города. Дэйл расцветает и богатеет - а Эсгарот живет памятью о прошлом величии… и тихими мечтами о его восстановлении.

Когда Бард ушел восстанавливать Дэйл, и призвал за собой всех, кто хочет принять в новом городе посильное участие, ушли многие - более половины выживших эсгаротцев. Те же, кто остался у дымящихся руин старого Эсгарота и возводил новый, стараясь сохранить как облик, так и дух родного города - те и впрямь, наверное, больше любили свой дом, чем новообретенного короля. Конечно Барда избрали королем все жители - а вернее, беженцы - Эсгарота, почти единогласно; и основания к тому были самие что ни есть существенные, но уже спустя первые года нынешних дней эсгаротцы задумались - а не поспешили ли они с переменой власти в своей стране? Не лучше ли было оставить прежний уклад - с выборными бургомистрами, городскими и гильдейскими советами, когда лишь совместная воля лучших людей города - закон, а правом сказать “как я решил, так и будет” не обладает никто? Не лучше ли было как-то вывернуться? И пусть бы Бард восстанавливал королевство Гириона, а Эсгарот бы отстроился и снова стал таким же, каким был во дни старинные - богатым, вольным… И был бы равноправным побратимом Дэйла, а не старшим братом, неожиданно превратившимся даже не в младшего - в слугу!

Да, до сих пор в городе, из уважения к его прежним обычаям, выбирается бургомистр, и при нем есть городской совет, но даже избранного бургомистра нельзя посадить в ратушу без слова короля, а совет имеет при бургомистре не решающий, а совещательный голос. И, конечно, торговля в Эсгароте хиреет - купцы вастаков, гондорцев, рохиррим предпочитают солнечные улицы Дэйла промозглым туманам Эсгарота, и только эльфы продолжают возить и продавать свои товары в Эсгароте, поскольку не меняют своих привычек столь же легко, как люди. Поэтому в Эсгароте, конечно же, есть своя ярмарка, но она куда беднее, чем в Дэйле - за исключением товаров Мирквуда. Именно устоявшееся торговое общение с эльфами и поддерживает город на плаву - как в прямом, так и в переносном смысле.




РИ, репост

Previous post Next post
Up