Журналистам "Комсомольской правды в Белоруссии", решившим разыскать оригинал Беловежского соглашения о распаде СССР и создании СНГ, не удалось этого сделать. В исполнительном комитете СНГ, где вроде бы должен храниться этот документ, сообщили, что располагают лишь копией.
«У нас находится заверенная аутентичная копия Беловежского соглашения, о создании Содружества Независимых Государств, подписанного 8 декабря 1991 года», - сообщил начальник отдела правового сотрудничества и депозитария документов Исполнительного комитета СНГ Василий Астрейко. На вопрос, где в таком случае находится оригинал, он ответить не смог.
Бывший руководитель Белоруссии Станислав Шушкевич сообщил, что в последний раз видел оригинал документа в 1991 году, когда его подписывал. То же самое сказал и бывший премьер республики Вячеслав Кебич. Местонахождение оригинала ни один, ни другой не знают.
В тексте соглашения утверждается, что оно было подписано в трех экземплярах (на русском, белорусском и украинском языке) и что все они имеют одинаковую силу. Журналисты, однако, ранее выяснили, что подписан был только документ на русском языке. Бывший премьер Белоруссии Вячеслав Кебич, к которому они обратились за разъяснениями, это подтвердил. «Мы подписывали только экземпляр на русском языке», - отметил он. На вопрос, почему тогда в тексте говорится о трех экземплярах, он ответил: «Откуда я знаю? Мало ли где что написано!».
То, что соглашение было составлено только на русском, подтвердил и бывший глава МИДа Белоруссии Петр Кравченко. Упоминание в тексте экземпляров на других языках он охарактеризовал как «дань традиции, которая не соответствовала реальному положению дел».
Поначалу, как отмечает издание, оригинал документа должен был храниться в МИДе Белоруссии (до того, как были созданы исполнительные органы нового межгосударственного образования - СНГ). Однако Иван Коротченя, работавший в 1990-е годы в исполкоме СНГ, заявил, что он и его коллеги не получали документ от МИДа, пытались искать оригинал, но найти его не смогли.
Петр Кравченко, который был министром иностранных дел Белоруссии в период с 1990 по 1994 годы, на вопрос газеты об исчезновении оригинала соглашения отвечать отказался.
Бывший председатель Конституционного суда Белоруссии, доктор юридических наук Валерий Тихиня, комментируя эту историю, предположил, что оригинальный документ может храниться в архиве правительства Белоруссии. Он также не исключил, что оригинал мог попасть к некоему лицу, участвовавшему в подготовке соглашения и решившему позднее оставить у себя документ, представляющий историческую ценность.
Соглашение, гласившее, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», было подписано 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща). Подписантами выступили лидеры России, Белоруссии и Украины (Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук) и главы правительств.
http://www.nakanune.ru/news/2013/2/7/22299753/ Как говорил наш старшина - Есть такое ёмкое армейское слово - Проебать!
История с оригиналом Беловежского соглашения, действительно, странная. С другой стороны, здесь есть некая справедливость, потому что это абсолютно нелегитимное соглашение столь же нелегитимно кануло в бездну. Можно только догадываться о том, почему мы не можем найти оригинал. Есть такое полушутливое объяснение, высказываемое в мемуарах участников, которое заключается в том, что подписывающие стороны были, мягко говоря, не очень трезвы. А те, кто был трезв, у них тряслись руки, потому что они опасались, что за подписание такого документа их могут поставить к стенке, и боялись этого не напрасно. Если бы в это время в Советском Союзе была нормальная власть, ответственная власть, то те люди, которые подписали Беловежский договор, должны были быть как минимум арестованы за попытку государственного переворота.
Еще одно предположение, которое приходит в голову, заключается в следующем. Если подписывающие соглашение и были пьяны, все же они были пьяны не настолько, чтобы не понимать, чем это может грозить. Поэтому, очень может быть, что документ мог быть сразу же уничтожен, спустя небольшое время после подписания, чтобы бросить, что называется, "концы в воду". Это как орудие убийства - даже если есть подозреваемые, но нет орудия убийства, то нельзя человека взять за жабры и отправить его на цугундер. Вся эта ситуация хорошо ложится в это подло-бардачное мероприятие под названием "Беловежская пуща", которая разрушила Советский Союз, и есть некая логика в том, что оригинал найти не могут.
С другой стороны, если нет оригинала, значит не было и Беловежского соглашения, и это хорошая новость. Это повод для того, чтобы пересмотреть это все в юридическом порядке.
Конечно, существуют копии этого документа, но копия - это всего лишь копия. Юридической силой обладает оригинал. Это так же, как с советско-германским договором 1939 года, который у нас упорно называют "пактом Молотова-Риббентропа", да и со многими другими документами. Нужны оригиналы. И тот факт, что нет оригинала этого беловежского сговора - это очень-очень символично.
То, что сейчас участники тех событий пишут мемуары и открыто об этом говорят, означает одно - они не боятся, они перестали бояться. Известно, что еще с 1970-х годов они собирались менять социальный строй, и один из "бесов перестройки" сказал в одном из своих предсмертных интервью, что они ломали не столько Советский Союз, сколько тысячелетнюю парадигму русской истории. Значит, эти люди уже ничего не боятся. Это хорошо, пусть пишут. По крайней мере, на суд истории это сгодится, а может быть, не только для суда истории, но и для обычного суда.
А суд истории уже состоялся, и я надеюсь, что мы доживем до того момента, когда эти люди сядут на скамью подсудимых за то, что они сделали в 1991 году, и ответят за это по полной программе.
Историк, социолог Андрей Фурсов для
Накануне.RU